Crash test для одной отрасли (Тамара Каминская - autoritaire)

May 06, 2011 00:12









В советское время любили придумывать профессиональные праздники. У каждой отрасли народного хозяйства имелся свой. Праздники эти назначались в большинстве своём директивно и приурочивались к какому-то воскресенью - вроде и праздник, но и выходной дополнительный давать не требуется. Листаешь календарь, а там каждое воскресенье кто-то празднует.
Но были и такие, которые связаны были с конкретными знаменательными событиями. Именно таким был профессиональный праздник тех, кто работал во всех отраслях связи - День радио.

7 мая (25 апреля по старому стилю) 1895 года русский физик Александр Степанович Попов осуществил сеанс связи при помощи сконструированного им радиоприёмника. Западные историки науки не склонны соглашаться с такой постановкой вопроса: одни считают отцом радио Герца, другие Маркони, имея при этом свои резоны, но, как бы то ни было, а в России и в СССР именно Александр Попов официально считался и считается изобретателем радио. Поскольку на момент проведения эксперимента он служил в Морском ведомстве, то не имел права разглашать секретную информацию служебного характера, а значит и публиковать результаты своих исследований. У итальянца Маркони таких ограничений не было, поэтому он смог в июне 1896 года подать заявку на изобретение.

Кстати, до боли знакомая ситуация: нам, специалистам, которые работали в отраслях ВПК, было запрещено патентовать свои изобретения обычным открытым способом, так как наши разработки шли под грифом СЕКРЕТНО. Можно было печатать статьи с описанием изобретений в специальных закрытых журналах, которые распространялись исключительно по Первому отделу, так назывались отделы на предприятиях и в НИИ ВПК, которые следили за соблюдением секретности, можно было оформлять рационализаторские предложения внутри своего предприятия, но запатентовать с тем, чтобы обеспечить приоритет своего государства в самых современных разработках, запрещалось.
Но, поскольку и раньше существовал шпионаж и шпионаж промышленный, то случалось, что секретные изобретения наших специалистов вдруг оказывались запатентованными за рубежом.


День радио впервые отметили в честь 30-летия изобретения радио - в 1925 году, а после войны, начиная с 1945 года, праздник стал отмечаться ежегодно.
Для меня этот праздник семейный - сначала дома его отмечали, как второй после 23 февраля профессиональный праздник, к которому имел отношение мой отец, военный инженер-связист. Потом праздник стал и нашим с мужем, поскольку оба мы работали в СКБ и НИИ, которые занимались разработкой радиоэлектронной аппаратуры специального гражданского и военного назначения. Относились эти организации к Министерству радиоэлектронной промышленности СССР и Министерству промышленности средств связи СССР.
День получения зарплаты, который приходился на 5-6 числа месяца, мы в шутку называли днём радиста. Очень вовремя это получалось накануне Дня радио, к которому приурочивались премии и благодарности. Сегодня молодёжь просто смеялась бы с того, что люди получали так называемые Почётные грамоты и это было поощрением.

Основные объёмы разработок и производства специальных гражданских и военных средств связи и систем связи приходились на долю МПСС (Министерство промышленности средств связи), на предприятиях которого мне довелось проработать без малого 19 лет.
Объем выпуска спецтехники военного применения в общем объёме выпуска продукции предприятиями министерства к началу 80-х годов составлял (50-60)%, гражданской спецтехники - (10-20)%, товаров народного потребления - (30-40)%.

Министерство это было образовано в 1946 году при разделении Министерства электропромышленности СССР. Этому предшествовали несколько реорганизаций разных ведомств и министерств, а началось всё в первый год становления советской власти, а именно 27 июля 1918 года, когда Ленин подписал декрет Совнаркома РСФСР "О централизации радиотехнического дела Советской Республики".

Все радиозаводы акционерных обществ со всеми их капиталами, а также управления заводами, которые остались на территории Советской России, были национализированы и переданы в ведение Всероссийского Совета народного хозяйства. В составе Совета был создан отдел электротехнической промышленности, которому непосредственно были подчинены заводы. Такова была первая организационная структура промышленности средств связи молодой Советской Республики.

XX век диктовал свои условия и советские инженеры-связисты и радисты старались им соответствовать. Так для организации правительственной междугородной связи в середине 30-х годов была решена проблема создания отечественной аппаратуры засекречивания телефонных разговоров, что было очень важно. Но, к сожалению, на многое из необходимого в развитии средств связи не хватало ни денег, ни специалистов.

Приближалась война. Я хорошо помню, как говорил мой отец о её первых днях, что немаловажным фактором неудач в войне, на начальном её этапе, была недостаточная оснащённость войск средствами связи и их несовершенство. В начале войны в войсках не хватало радиостанций, телефонных и телеграфных аппаратов, полевого кабеля.

На следующий день после начала Великой Отечественной войны (23 июня 1941 года) был введен в действие мобилизационный план, утверждённый Сталиным, а 24 июня образован Совет по эвакуации при СНК СССР. Этот Совет сыграл огромную роль в перебазировании заводов в восточные районы страны. Промышленность Урала стала давать до 40 % всей военной продукции. Только в 1941 году было перебазировано 2 593 предприятия разного назначения, эвакуировано (30 - 40) % рабочих, инженеров и техников. На базе эвакуированных цехов и заводов на востоке страны были образованы новые предприятия, которые в послевоенные годы стали флагманами отечественной промышленности средств связи.

Начиная с 1942 года важнейшим техническим средством управления в войсках стало радио. Это было необходимо для поддержания непрерывного взаимодействия всех вооруженных сил, участвующих в боях и операциях. Экстренно принятые правительством меры позволили увеличить объемы производства радиосредств, а также разработать и серийно внедрить новейшее военное радиооборудование.

Вот несколько цифр, которые демонстрируют потребности в средствах связи для оснащения армии: в Сталинградской битве использовалось более 9 000 радиостанций различного назначения, при прорыве блокады Ленинграда - более 4 000, а при проведении Белорусской стратегической операции - несколько десятков тысяч. А ведь всё это нужно было разработать под специальные требования и произвести в условиях войны.

Когда окончилась Великой Отечественная война, основные усилия государства были направлены на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, в том числе магистральным линиям связи, междугородным и городским автоматическим телефонным станциям, системам радиосвязи и вещания. Восстановливаемой промышленности требовалось создание специальной аппаратуры производственной и ведомственной связи. Под все эти задачи и создавалось Министерство промышленности средств связи СССР.

В послевоенные годы наращивался научно-технический потенциал всех подразделений, находившихся в ведении министерства, разрабатывалась и внедрялась современнейшая аппаратура связи. Так все свершения советского народа в области развития космонавтики не были бы возможными без наличия надёжных и высококачественных средств и систем связи. Без них не взлетел бы ни один современный самолёт, не ушли бы в поход ни один корабль и ни одна подводная лодка. Да и просмотр обыкновенных телевизионных передач из отдалённых городов был бы невозможен. Хорошо помню, как радовались жители Дальнего Востока, когда они смогли смотреть телевизионные передачи из Москвы, которые осуществлялись через спутник связи "Молния-1", запущенный осенью 1966года и оснащённый аппаратурой связи, разработанной и выпущенной в рамках МПСС. Помимо телевизионной связи при помощи этого спутника осуществлялась и телефонно-телеграфная связь с отдалёнными районами СССР.

Спектр применения изделий , которые выпускали предприятия МПСС, был очень широк, он охватывал все отрасли народного хозяйства. Так только телевизоров производилось в разные годы от 7 до 9 миллионов штук в год, из них 1,2 миллиона в год приходились на долю львовского научно-производственного объединения "Электрон", где мне довелось работать. Каждые 5-6 лет осуществлялось обновление модельного ряда продукции.
Продукция министерства поставлялась в более чем 40 стран мира.

К середине 80-х годов в структуру МПСС СССР входило 220 организаций научно-исследовательского и проектно-конструкторского сектора (научно-производственные объединения, НИИ, КБ, испытательные центры, а также их филиалы) и 330 предприятий производственного сектора (производственные объединения, серийные и опытные заводы и их филиалы). Помимо указанных предприятий и организаций в составе министерства было 20 фирменных магазинов-салонов "Орбита", в которых продавалась продукция предприятий министерства, относящаяся к товарам народного потребления, а также Институт повышения квалификации инженерно-технического персонала (Москва) с двумя филиалами (Ленинград и Львов), 14 техникумов и их филиалов для подготовки специалистов по различным направлениям техники.

В перестроечные годы бездумными реорганизациями в сфере экономики была заложена мина и под эту важнейшую отрасль народного хозяйства. Так в начале в 1989 года МПСС СССР было объединено с Минсвязи СССР в одно ведомство, а затем научные учреждения и производственные предприятия промышленности средств связи были выделены из Минсвязи в самостоятельные структуры, например, в Концерн производителей систем и средств телекоммуникаций "Телеком", Концерн "Электрон" и т.д. Это дало толчок децентрализации и рассинхронизации работы подразделений, ранее входивших в единую систему и планово осуществлявших общие задачи на основе кооперации.

"Проверим транзистор на смятие!" - так шутили инженеры-электронщики, затевая рискованный эксперимент. Те, кто затевали перестроечный эксперимент с СССР, фактически устроили ему и всем сферам его жизни краш-тест, который ни само государство, ни его экономика не выдержали.

Ушли в самостоятельное плавание союзные республики, вместе с ними из общей налаженной системы выпали предприятия и НИИ, работавшие в отраслях связи. На примере уничтоженных предприятий этого профиля во Львове могу предположить судьбу аналогичных предприятий, оказавшихся в отколовшихся республиках. В частности на Украине мало осталось предприятий и институтов, относящихся к этой отрасли. Исключение составляет только Белорусь.
Да и многие из тех предприятий, что остались в России, постигла такая же участь. Достаточно вспомнить Московский телевизионный завод "Рубин", на территории которого теперь расположен торговый центр "Горбушка". О финансировании науки говорить не будем - грустно.

Несмотря на это, радует то, что многие из российских НИИ, в которых приходилось в прежние времена бывать по делам службы, существуют и существуют не столько благодаря заботам государства, сколько благодаря энтузиазму учёных, которые там работают. Особенно это относится к старой гвардии, ведь у людей того времени и той закалки всегда был девиз "Если не я, то кто?". Жалко только, что талантливая молодёжь, в большинстве своём, стремится уехать и реализовать себя за границей. Не знаю как сейчас, а в советское время дипломы наших технических ВУЗов, к примеру в США, подтверждать не требовалось, так как качество подготовки специалистов этих профессий не ставилось под сомнение.

Вспоминаются истории давнего времени: был в мои студенческие годы в нашем институте легендарный преподаватель начертательной геометрии, который окончил университет в Вене ещё при императоре Франце-Иосифе, старый поляк пан Полянский. Был он чрезвычайно требовательным преподавателем, при этом обладал прекрасным чувством юмора. Он утверждал, что сам ректор политеха ещё до сих пор ему задолжал (то есть не сдал) две эпюры (задачи по начерталке, выполненные на чертёжном листе). Двойки он ставил направо и налево, другой раз целым группам, заставляя студентов по нескольку раз пересдавать его предмет. Когда это надоедало даже деканам факультетов и его настойчиво "просили" выставить удовлетворительные оценки, чтобы не затруднять образовательный процесс, он приходил в аудиторию и говорил: "ЗалікОві на стіл, БАтьківщині потрібні інжИнери!" (Зачётки на стол, Родине нужны инженеры!) и ставил всем хвостатым студентам тройки.

Очень хочется, чтобы опять наступили такие времена, когда бы Родине потребовались инженеры.

И ещё хочется поздравить всех своих коллег, которые сегодня работают в различных отраслях связи и которые уже не работают, с профессиональным праздником. А всем остальным пожелать, чтобы всегда была возможность пользоваться теми благами, которые дают современные средства связи.

http://www.odnako.org/blogs/show_10558/

наука, 7 Мая, Россия, связь, Украина, статьи, СССР, праздники

Previous post Next post
Up