Религия является весьма важной частью сирийской жизни. Официально религия отделена от государства. Но сирийцы, в отличие от, например, русских, очень набожны. Хотя и не так сильно, как более южные арабы. По статистике, 90% населения являются мусульманами, а 10% - христианами. Раньше еще были иудеи, но после образования государства Израиль евреев в Сирии практически не осталось. Оставшиеся две конфессии в Алеппо, как и везде в стране, сосуществуют вполне мирно.
Представители разных религий живут по большей части в отдельных районах города. Но бывают и смешанные кварталы. Внутри конфессии также делятся на отдельные течения. Большинство мусульман - сунниты. Есть также шииты, алевиты и друзы. Алевитами является президентская семья. Разновидностей христиан еще больше: есть греко-православные, сирийские православные, греко-католики, сирийские католики, католики-марониты, армяне, ассирийцы-несториане и т.д. Друг друга приверженцы разных религий могут отличить по внешнему виду. Если с женщинами тут все понятно (платки-хиджабы и паранджи у мусульманок), то с мужчинами сложнее. Христиан часто можно распознать по коротким рукавам (у мусульман принято скрывать руки) и более раскрепощенной современной одежде.
Основная религиозная достопримечательность Алеппо - большая мечеть, построенная в раннем Средневековье. За вход в нее просят денег (25 фунтов - 0,4 евро). Что вообще-то противоречит Корану. Поэтому, даже если ты не мусульманин, можно справедливо возмутиться и пройти бесплатно.
Архитектура внутри стандартная, ничем особым не примечательная.
Ритуальное омовение перед молитвой.
Внутри тоже без сюрпризов. Кто-то молится, кто-то сидит, читает Коран, а кто-то просто отдыхает.
Есть еще могила какого-то почитаемого товарища (вроде, пророка Захарии), к которой приходят помолиться и сфоткаться.
Остальные старинные мечети по стилю похожи более-менее на главную городскую, либо на небольшие турецкие мечети.
А так обозначают дома мусульман, совершивших хадж (паломничество в Мекку). Таких тут много - до Мекки отсюда недалеко.
Бывают довольно красочные экземпляры.
Одно из городских мусульманских кладбищ.
Надгробия похожи на турецкие. Только более цветастые и часто с привязанными цветами или ветками какого-то дерева.
Рядом мастерская, где эти надгробия делают. Работа стоит 100 баксов, занимает полтора дня.
Один раз я увидел в Суке похороны, но сфотографировать получилось только так. Усопшего быстро несут в мечеть. Там над ним недолго читают молитву и так же быстро уносят.
В Алеппо я застал Курбан-Байрам, праздник жертвоприношения, один из главных для мусульман. Проводят его в память о событии, когда Ибрахим (Авраам) собирался принести в жертву своего сына Якуба (Иакова), но Бог в последний момент заменил того на овцу. История эта известна каждому христианину по Библии, а мусульманину по Корану.
Жертва для мусульман состоит не в убийстве овцы (или другого животного), а в раздаче мяса малоимущим. Благотворительность - это и есть жертва Богу. Нормальная овца стоит ок. 200 евро. Естественно, далеко не каждый может себе это позволить. Мясо делят и раскладывают по пакетам, чтобы потом раздать нуждающимся. Жертвователь оставляет себе и своей семье лишь малую часть. Некоторые из бедняков сами приходят на бойню и просят дать им что-нибудь.
Что интересно, тушу перед разделкой надувают (через разрез в задней ноге), чтобы шкуру легче было отделить от мяса.
В отличие от мусульман-киргизов, сирийцы не собирают кровь в корытца, а просто дают ей стечь на землю.
Животных для жертвы продают рядом с бойней.
Этот красавец был дорогой и его долго никто не покупал. Не знаю даже, чем для него все закончилось в тот день.
Шкуры собирают для дальнейшей обработки. Из кожи потом делают куртки и прочие вещи.
В городе в этот день царит веселье. Для детей везде ставят карусели.
Мальчишки бегают с игрушечными пистолетами, стреляющими вполне реальными пульками. Кто повоспитаннее, стреляет по стенам и т.п. А кто не шибко воспитан, пуляет по прохожим туристам.
Тут и там попадались всадники на скромно, но празднично украшенных лошадях.
Еще на праздники в город съезжается немеренное количество турков. Для них тут все тоже интересно и очень дешево.
Христиан в Алеппо гораздо меньше, чем мусульман, но кажется, больше, чем в других городах страны. Церкви построены в самых разных стилях. Как правило, это не закос под старину, как у нас, а что-то современное. В воскресенье мне посчастливилось случайно попасть на мессу в каком-то католическом храме. Зрелище фантастическое. Сам храм внутри красив. Службу ведут на распев, по-арабски. И это вначале производит очень странное впечатление, поскольку от арабского языка привычно ожидаешь чтения Корана, а не чего-то христианского. И еще молодежь там пела очень красивые госпелы (или как это называется).