Про индийский ритуал тейям я уже
рассказывал. Два года спустя я вернулся в Кералу, чтобы поближе познакомиться с этим явлением. Свои наблюдения я решил систематизировать в виде небольших подборок на определенную тему. Начну с образа богини-матери, культ которой занимает центральное место в ритуалах тейям.
Бхагавати (Bhagavathi) - это собирательный образ богини-матери, популярный вдоль юго-западного побережья Индии. Бхагавати покровительствует семье и потомству, у нее же просят защиту от болезней и эпидемий. Некоторые полагают, что почитание богини-матери являлось основой верований древнего дравидийского населения, которое отличало дравидов от арийских народов севера Индостана, предпочитавших патриархальные культы. На мой взгляд, утверждение спорное.
Роль Бхагавати исполняют опытные артисты из касты Ваннан (Vannan). Есть несколько разновидностей тейямов Бхагавати, отличающихся деталями костюма и легендами, связанными с богиней.
Каннангатту Бхагавати (Kannangattu Bhagavathi), согласно местной мифологии, помогла Кришне убить демона Камсу.
Мучилот Бхагавати (Muchilot Bhagavathi) похожа на Каннангатту, но глаза ее закрыты металлическими накладками, а в руках богиня держит факелы. Из всех видов тейямов Бхагавати этот - самый почитаемый. Вживую я видел только подготовку к ритуалу, поэтому фотографии нет.
Нилияр Бхагавати (Neeliyar Bhagavathi) несет на себе огромный головной убор.
Во время тейяма Ангаккулангара (Angakkulangara) или Нарамбил (Narambil) Бхагавати появляется с прикрепленными на поясе факелами.
Тейям Пулиюр Кали (Puliyoor Kali) - один из видов поклонения богу Шиве. Связан с почитанием диких животных: таких как, тигр и змея. Во время танца богиня вращает по кругу головой, низко наклоняясь и почти касаясь земли головным убором.
Click to view
Ряд тейямов связаны с Чамунди (Chamundi), одной из семи богинь-матерей в дравидийском индуизме, ассоциирующейся также с Кали, богиней времени, создания и разрушения.