Каждый год с октября по май жителям области Малабар на юге Индии является бог. Приходит он не просто так, а в ходе специальной церемонии, называемой тейям (theyyam). На языке малаялам это слово означает как саму церемонию, так и бога, являющегося на ней. Он не один универсальный для всех, а свой собственный в каждом селении. Зато настоящий, живой и доступный.
Традиция проведения тейямов уходит корнями в глубокую древность, когда местное дравидийское население еще не знало популярных ныне индуистских богов. Но распространение индуизма привело к тому, что местные божки прочно слились с образом того или иного "большого" индуистского бога - Шивы, Вишну и иже с ними. Сейчас только эти образы и знают, а кем были местные божества, стоящие за ними, уже никто и не помнит. От них остались лишь смутные легенды о богах и героях.
В каждой малабарской деревне есть, как минимум, один храм. Чаще всего он совсем небольшой. Такой храм на протяжении поколений принадлежит определенной семье, живущей рядом. Она и устраивает раз в год тейям при своем храме. Однако, не все семьи на это способны. В ходе церемонии бог является не сам по себе, а через какого-то человека. Поэтому среди членов семьи должен быть мужчина, который в определенный момент жизни почувствовал в себе дар быть посредником между нашим миром и божественным, подобно тому, как ощущают свое призвание шаманы или манасчи. По завершении своей "карьеры" мужчина должен передать эстафету одному из своих сыновей. Если среди них не окажется никого, кто ощутил этот дар, то подходящий приемник ищется среди племянников или более дальних родственников. А если в семье и вовсе не остается никого, обладающего такими способностями, то для проведения тейямов приглашают членов других семей.
В повседневной жизни человек, ощутивший в себе дар посредника, ничем не отличается от обычных людей. Но в ходе церемонии он надевает на себя специальный наряд, наносит на тело "божественный" макияж и под монотонные звуки барабанов постепенно впадает в транс. С какого-то момента он уже не человек, а явившийся людям бог. Чтобы "доказать" свою божественную сущность бог-тейям, ведет себя неестественно - как правило, довольно буйно - и вовсю дает советы окружающим людям. Собственно, в этих советах и в божественном благословении на очередной год и есть, как мне кажется, смысл церемонии для обычных людей. Несколько разных человек, с которыми я беседовал о тейяме, рассказывали мне свои истории о том, как на церемонии их подзывал к себе бог и говорил что-то, что впоследствии с ними сбывалось.
В отличие от индуистских священников-брахманов, семьи, устраивающие тейям, принадлежат не к высшим, а к низким кастам. Однако, это вполне обеспеченные и уважаемые люди. Чтобы провести церемонию, община должна собрать определенную сумму денег, которая платится семье "за работу". Плюс к тому, во время тейяма люди жертвуют богу деньги ради благословения.
Существует много разных видов церемонии со своим набором костюмов, макияжа и действий. Есть даже один вид, в котором бога "играет" не мужчина, а женщина. Туристы легче всего могут увидеть тейям, проводимый ежедневно утром и вечером в
храме Сри Мутаппан села Парассиникадаву недалеко от города Каннур. Там устроен большой паломнический центр с гостиницами, в которых можно остановиться на ночь. Но, к сожалению, фотографировать местный тейям строго запрещено.
К счастью, в одной из деревень мне удалось застать более демократичную церемонию огненного тейяма. Это весьма дорогое мероприятие, предыдущий раз устраивавшееся в той деревне двадцать лет назад.
О проведении церемонии информировал большой плакат, стоявший на повороте от шоссе к храму. Обратите внимание на логотипы спонсоров внизу.
Первый раз я пришел в деревню после обеда. Храм, где устраивался тейям, оказался совсем маленьким, стоявшим на холме за домом, где жила семья служителей. Меня приветливо встретили и разрешили присутствовать на церемонии.
Посвящен храм богу Вишну в образе огненного льва.
Оказалось, что основное действие должно было состояться на закате и ночью. Мне удалось договориться переночевать в доме одного из местных жителей. Поэтому я съездил в Каннур переодеться в чистое и вечером вернулся в деревню. К тому времени уже началась движуха. Главный исполнитель, войдя в роль бога, бегал на поляне рядом с храмом вокруг огромной кучи дров, едва начавшей тлеть.
Он пытался броситься в этот недокостер, но специальные люди останавливали его. Мол, еще не время.
В перерывах между забегами бог выхватывал кого-нибудь из толпы зрителей и пророчествовал ему.
Временами бог убегал к храму, и там плясал и пророчествовал, а после снова возвращался к костру. Так длилось пару часов, после чего проводник вновь вернулся к своему человеческому естеству.
Меж тем, уже совсем стемнело. У храма собралась уйма народа. Приехало даже местное телевидение. Вот, глава семьи дает интервью телевизионщикам.
На циновках за храмом начали вязать из пальмовых листьев специальную одежду для бога, в которой тот позже должен был прыгать в костер.
На пороге дома члены организационного комитета собирали добровольные пожертвования, записывая донаторов в ведомость. Я тоже дал 100 рупий.
А во дворе тем временем стояли столы, за которыми все желающие могли поесть приготовленный тут же рис с подливами-чатни. Угощение было, конечно, только вегетарианским. Алкоголь тоже был запрещен, но некоторые гости уже были "хороши".
А это главный повар. Трезвый.
Отдохнувшего исполнителя снова одели в божественный наряд.
Красавец.
Встали напротив храма и начали бить в барабаны, да петь. Потом очистили огнем храм и проводника.
После чего тот пустился в пляс, входя в транс.
Затем упал на колени у порога храма и стал обнюхивать свои пальцы с накладными львиными когтями.
Бог снова явился своей пастве и вновь побежал к костру, полыхавшему уже весьма прилично. Но богу снова не дали прыгнуть в огонь.
Бог опять вернулся к храму и устроил одиночный пикет дискач. Кстати, обычным людям в это время танцевать ни в коем случае нельзя.
Затем тейям пошел к дому и благословил его хозяйку.
И убежал в темноту куда-то на поля (кажется, благословлять урожай). Большинство гостей остались ждать у дома.
Минут через пятнадцать бог вернулся с сопровождавшими его людьми, кричавшими "Говинда! Говинда! Говинда!" (что-то, вроде "Господь! Господь! Господь!"). Теперь на радостях и простым смертным можно немного потанцевать... Но рады, кажется не все.
Бога поставили на табуретку перед храмом и понесли ему дары.
Он благословил их.
И сел принимать остальные подношения.
Вскоре после этого исполнитель вновь вернулся в наш мир, и люди разошлись спать.
Я вернулся к храму в три часа ночи и, к сожалению, пропустил тот момент, когда исполнителю наносили на лицо основной макияж. Застал я его уже таким.
На него нацепили ранее приготовленную юбку из листьев. А сверху надели такой же каркас, поверх которого торчала только голова.
Попутно совершали какие-то действа с огнем.
После полного облачения исполнитель вновь вошел в транс, и началась кульминация церемонии.
Сначала смельчаки прыгали через кучу углей, оставшихся от той горы дров.
Потом полностью выключили свет.
И тут уже богу дали вдоволь напрыгаться в костер (точнее, в угли). Совершить нужно было аж сто прыжков, чтобы полностью доказать свою божественную сущность.
Во время прыжков организаторы просили не пользоваться вспышкой для съемки, чтобы случайно не вывести исполнителя из транса. В кромешной тьме моя камера совершенно отказывалась фокусироваться. Но телевизионщики и отдельные несознательные граждане временами таки озаряли сцену своими вспышками, поэтому несколько почти случайных снимков мне все же удалось сделать.
Бог с разбегу прыгал на угли. И тут же два прислужника за его спиной специальными веревками, прикрепленными к пальмовому наряду, вытаскивали его назад.
Другие люди быстро-быстро заметали в костер высыпавшиеся угли, чтобы богу с прислужниками не пришлось еще и ходить по углям.
Все это время монотонно и быстро били барабаны. Толпа ликовала и кричала "Говинда!". Наверное, для многих простых людей эта церемония была главным событием года. Задние ряды наседали на передних, стараясь протиснуться поближе к костру. Но специальные служители временами отталкивали толпу обратно. Во время одного из таких отступлений я потерял равновесие и упал, сильно разбив локоть о камни. Поэтому половину церемонии мне пришлось провести в импровизированном лазарете.
После прыжков уставшего бога в его пальмовом каркасе поставили напротив храма. К нему тут же выстроилась огромная очередь за благословением и советом.
Бог никому не отказывал. Каждому что-то шептал на ухо и мазал, благословляя, желтым раствором куркумы.
Макияж уже почти сошел. А кто-то засунул в шапку бога десятирупиевую банкноту.
Наконец поток посетителей иссяк. Fin.
P.S. Немного психодела из неудачных кадров.