Поездка на восток Памира напоминает компьютерную игру в стиле квест. Если у вас нет своей машины, то для передвижений по региону придется постоянно решать сложные задачи по поиску транспорта. Попутно собирать артефакты, а в конце каждого уровня сражаться с боссами в виде жадных таксистов.
Начинал я в
Хороге. Машину, идущую в городок
Мургаб (центр восточного Памира), можно найти на базаре. С этой задачей я справился быстро - поиски транспорта и дальнейшее ожидание попутчиков заняли всего полдня.
Дорога в Мургаб идет, постепенно повышаясь, по узкой долине реки Гунт. На мой взгляд, ничего интересного в этой части пути нет. Но через некоторое время начинается резкий подъем вверх, на широкое высокогорное плато. Места здесь суровые, но пейзажи вокруг становятся значительно красивее.
К вечеру добрались до Мургаба. Это небольшой городок, состоящий почти сплошь из белых одноэтажек. Высота здесь 3600 метров.
Населяют Мургаб таджики-памирцы и киргизы.
Раньше в городе стояла российская воинская часть, обеспечивавшая местных жителей кое-какой работой. Но в двухтысячных военные ушли, а пришедшие им на смену таджикские пограничники уже не сильно нуждаются в услугах населения.
В целом, это довольно унылое место, полностью "вымирающее" по вечерам. Недалеко на реке стоит небольшая ГЭС, обеспечивающая Мургаб слабеньким электричеством. При этом количество столбов в городе, кажется, равно количеству жителей.
Туристов в Мургабе довольно много. В городе есть минимум полдюжины гостевых домов разной цены и качества. Но в целом условия проживания в той или иной степени спартанские. С питанием там совсем грустно: на рынке есть несколько кафе, но по вечерам они уже закрыты. Так что, ужин придется заранее заказывать в гостевом доме. Зато в местных магазинах можно найти неплохой портвейн "Памир".
Мечеть.
Кладбище.
Местность вокруг совершенно пустынная.
Кое-какая растительность есть только вдоль реки Мургаб.
На востоке за горами виднеются заснеженные пики, находящиеся уже на китайской стороне.
У реки недалеко от города можно увидеть производство кирпичей, из которых потом строят дома в округе. Делают кирпичи вручную. Сначала мотыгой раскапывают глину.
Потом глину поливают водой и утрамбовывают в специальные формы.
Содержимое форм вываливают сушиться. В конце процесса получается кирпич-сырец.
Из Мургаба я решил съездить в поселок
Рангкуль. Эта задача оказалась посложнее. Подходящий транспорт удалось найти лишь на второй день поисков. Как я понял, раз в несколько дней кто-то из жителей поселка приезжает в город на рынок. А раз в неделю туда даже ходит автобус. Расстояние до Мургаба - всего 65 км.
Поселок лежит посреди широкой долины с парой озер, одно из которых и называется Рангкуль.
Из признаков цивилизации, помимо автобуса, была замечена только погранзастава с апатичными погранцами.
Главное ощущение от поселка - это что-то среднее между понятиями простор и пустота.
Несмотря на обилие столбов, электричества в поселке нет. Поэтому жители по вечерам используют генераторы, работающие на бензине. А иногда в поселок "с большой земли" привозят гуманитарную помощь. Я, как раз, застал такой момент.
Живут в Рангкуле киргизы, как и в большинстве других поселков на востоке Памира. Балтабай-ака - водитель машины, привезшей меня - оказался по совместительству и хозяином гостевого дома. Вот он решил запечатлеться в своей юрте с внуками и то ли дочкой, то ли невесткой (я так и не понял).
Один из его сыновей работает таможенником в киргизском Иркештаме. А другой попал в тюрьму за то, что угонял скот из Китая. С судьями в Хороге можно "договориться", но те, бывает, обманывают: деньги берут, а человека сажают. Недавно за это одного судью или прокурора сильно избили.
В Рангкуле многие держат верблюдов.
Насколько я понял, на них, в основном, катают туристов.
На следующий день после приезда я отправился прогуляться на одно из окрестных джайло (высокогорных пастбищ). Местность вокруг поселка напоминает Монголию.
Вдали виден караван туристов верхом на верблюдах, которых ведут погонщики.
А это джайло километрах в двадцати от Рангкуля.
Одна из семей, живущих здесь, держит пару гостевых юрт. Они довольно большие, а туристов вместе со мной было всего пятеро. Несмотря на то, что юрты считаются дормиториями, одна из них оказалась оккупированна престарелой немецкой парой, не пожелавшей разделить ночлег со мною. А во второй поселилась молодая пара, которую я сам не захотел беспокоить. Приютили меня в хозяйском доме в тесной компании погонщиков верблюдов и водителей джипов, привезших туристов. Предлагали еще, правда, переночевать в обычных юртах аула, но после общения с немцами у меня пропало желание спать в юрте.
Ужин. Справа - хозяин дома. Наутро он решил взять с меня меньше денег, чем мы договорились накануне.
Утром, перед тем, как отправиться в обратный путь, я немного поснимал аул.
Кизяком топят печку.
Утренняя проверка скота.
Вместо коров тут держат яков.
К вечеру я вернулся обратно в Рангкуль, а на следующий день уехал в Мургаб вместе с Балтабаем-акой, который вез очередных покупателей на рынок.
В Мургабе мне нужно было найти машину в киргизский
Ош. На это снова ушло два дня. Таксисты, отправляющиеся в Ош, появляются на стоянке близ рынка ближе к обеду. Если повезет, то машина поедет на следующий день, когда наберется достаточное количество пассажиров. Выезжает рано утром, а до Оша добирается уже впотьмах. Граница проходится без проблем. Но случается, что старая дорога около киргизского поста бывает размыта дождями так, что по ней не проехать. Если же все нормально, то машины с киргизскими номерами доезжают до самого города. А вот машины с таджикскими номерами останавливаются километрах в десяти, не доезжая до Оша.
На этом пока все про Памир и Таджикистан.