Одно из наиболее интересных мест Памира - Ваханская долина, расположенная на самом юге региона. Широкая и плодородная, окруженная высокими горами, она необычайно живописна. Вдобавок, тут и там по ней разбросаны любопытные памятники разных эпох и культур. Обычно туристы проезжают здесь по быстрому, останавливаясь только на осмотр достопримечательностей по пути. Я же решил пройти наиболее интересную часть долины пешком.
Для начала я доехал из Хорога до городка
Ишкашим, являющегося центром этого района. Из достопримечательностей тут есть только устраиваемый на афганской стороне еженедельный базар, куда можно пройти без визы. Но по рассказам других туристов я знал, что ничего особо интересного там нет, поэтому в Ишкашиме я задерживаться не стал.
Мне нужно было найти машину для дальнейшего пути, каковая обнаружилась лишь поздно вечером. Водитель вез пассажиров в поселок
Ямчун (который мне и был нужен) и за обычную плату согласился меня подвести. Приехали мы уже в темноте. В поселке есть несколько гостевых домов, но водитель пригасил меня остановиться в его доме, где меня напоили, накормили и спать уложили.
На следующее утро, попрощавшись с хозяевами, я пошел осматривать местную достопримечательность - древнюю крепость. Построена она была еще до нашей эры. Крепость довольно большая: несколько ярусов стен опоясывают гору, возвышающуюся над долиной.
А на самой вершине горы была хорошо укрепленная цитадель.
Недалеко от крепости есть радоновые источники Биби Фатима. По дороге туда встретил эту семью.
У женщины на руках и на лице оказались татуировки. Видите точки на подбородке и на щеках? Раньше подобное тут часто можно было встретить, а сейчас остались только некоторые бабушки с татушками. "А.С." - это не в честь Пушкина. Насколько я понял, это инициалы отца женщины.
А эти женщины уже возвращаются после водных процедур.
На источнике организован частный санаторий. Плата за купание оказалась нетипично завышенной для Памира. Иностранцы должны платить в пять раз больше, чем местные жители. Никакие уговоры сбавить цену не помогли, поэтому я принципиально решил не платить и ушел.
В том году в Таджикистане, как и в других бывших республиках Советского Союза, отмечали двадцатилетие независимости. По всей стране были развешаны многочисленные помпезные плакаты, воспевавшие это событие. Собственно, а что им еще воспевать? В Таджикистане, как в большинстве стран Средней Азии, независимость сама по себе - это единственное, чего удалось достичь за прошедшие двадцать лет. Мне же на подходе к очередному кишлаку попался такой незатейливый агитпроп: "Да здравствует двадцатилетие независимости!" Стоит прямо на границе с Афганистаном... вместо пограничного столба.
Следующим кишлаком, куда я зашел, был
Ямг. В нем находится музей Мубарака Кадама Вахани, ученого и мистика, жившего в 19ом веке. Музей представляет собой отреставрированный традиционный памирский дом со старинными предметами утвари и с книгами Вахани. Среди прочего там есть и такой своеобразный музыкальный инструмент. Если я правильно помню, он использовался во время религиозных обрядов. Считалось, что один ряд струн для музыканта, а второй - для Бога.
А это могила Вахани на холме за кишлаком.
Местные жители.
Туристов туда наведывается много. Постоянно подъезжают джипы с очередной группой.
Следующий кишлак -
Вранг. Он знаменит так называемой ступой. Считается, что в этом месте когда-то был буддийский монастырь, от которого осталась эта своеобразная ступенчатая конструкция. Хотя есть версия, что это было зороастрийское сооружение, по крайней мере, изначально. Но буддисты давно уже "пролоббировали" свой вариант и регулярно наведываются поклониться новообретенной святыне. А на фото просто туристы и местные дети, с ранних лет отличающиеся предпринимательскими способностями.
Вид на долину с холма, где стоит ступа. На другой стороне реки уже Афганистан.
Почти все свободное место вокруг кишлаков в долине занято посевами.
Я снова продолжил свой путь.
Люди, населяющие Ваханскую долину, говорят на своем собственном языке, не похожем на речь
шугнанцев или
бартангцев. Народ здесь приветливый. Многие зовут на чай или даже пообедать. Русским языком владеют, в основном, мужчины. К фотографии люди относятся положительно, некоторые даже сами просят их снять.
Еще на подходе к Врангу я встретил местного жителя, который, оказывается, несколько лет прожил в России совсем рядом с моим домом. Его сестра жила в кишлаке
Ширгин, где я планировал переночевать, поэтому он предложил мне остановиться у нее. Однако когда я добрался до Ширгина, оказалось, что семья сестры жила очень бедно в маленьком домике. Мне было очень неловко стеснять их и угощаться их скромным ужином. Хорошо, что к ним наведались соседи, которые предложили мне остановиться у них. Там меня накормили, спать уложили и утром проводили, снова не взяв ни копейки. Такое вот памирское гостеприимство.
Утренний вид на Афганистан.
Дорога вдоль одного из кишлаков.
По всей Ваханской долине можно встретить своеобразные исмаилитские святилища, украшенные рогами диких козлов и камнями. Одно из них, довольно большое, стоит на входе в кишлак
Зонг.
Такие святилища связаны с какими-то мусульманскими мотивами. Но невооруженным глазом видно, что в этой традиции больше архаичных, доисламских верований.
В Зонге тоже есть горячие источники, в которых можно купаться. Но я так и не смог до них дойти.
Местные жители и животные.
Главная достопримечательность кишлака - довольно хорошо сохранившаяся древняя крепость на высокой горе. Вид оттуда на окрестности впечатляет еще больше, чем сама цитадель.
А еще выше в горах над крепостью есть небольшая пасторальная долина с несколькими жилыми хуторами и множеством живописных развалин.
Правда, эту красоту я обнаружил уже на следующий день, когда гулял по окрестностям. А в тот день я продолжил свой путь в кишлак
Лянгар в самом конце Ваханской долины.
По пути встретил семью, купающуюся в арыке. Вода там была чистой и прозрачной.
В другом кишлаке, еще не доходя до Лянгара, обнаружил сцену разгрузки угля. Его, как мне сказали, привозят сюда на КАМАЗах из Душанбе в качестве гуманитарной помощи для местных школ. Все работы по погрузке-разгрузке осуществляются силами самих учителей и школьников.
Лянгар является довольно популярным у туристов местом. Практически все, кто приезжает в Ваханскую долину, останавливаются на ночлег именно здесь. Видимо, это уже подпортило местные нравы. Хозяйка гостевого дома на въезде в кишлак просила за постой довольно большую по местным меркам сумму в 15 долларов. На мое предложение в честь русско-таджикской дружбы сбавить цифру до 10 она ответила презрительным отказом. И вообще повадками напоминала директрису совковой гостиницы: мол, ходят тут всякие, работать мешают. Поэтому я предпочел пойти искать ночлег в другом месте. Долго мне бродить не пришлось. В магазинчике на центральной площади кишлака я разговорился с продавцом, который предложил мне остановиться в его доме. Правда, не бесплатно, а за те же 10 долларов.
Вечером хозяин принес мешочек, из которого достал рубины. Хочешь, говорит, купи парочку, через границу перевезешь без проблем, потом выгодно продашь. К нему, мол, некоторые туристы по несколько раз уже приезжали рубины покупать. Я отказался. Упустил свой шанс стать рубиновым магнатом.
В Лянгаре я остался на следующий день. В горах над кишлаком находится огромное количество петроглифов разных эпох. Вот средневековый всадник.
Поздний рисунок охотника с ружьем. Тут же можно заметить своеобразный прием современных любителей поцарапать на камне - писать только первую букву своего имени, заменяя оставшуюся часть многоточием. Многие так пишут рядом имя и фамилию.
А это местная джамаат-хана - дом собраний и молитв исмаилитов.
Интересная особенность могил в Ваханской долине - почти на всех лежит какой-нибудь металлический предмет.
За Лянгаром расположен кишлак
Ратм, после которого начинается высокогорная пустыня без каких-либо поселений. На окраине кишлака сохранился небольшой древний форт. Особого интереса он не представляет, но впечатляет глубокое ущелье реки Памир под ним.
Из Лянгара рано утром в Хорог отправляются такси, на одном из которых я доехал до курорта
Гарм-Чашма, расположенного между Хорогом и Ишкашимом. Здесь находятся знаменитые горячие целебные источники, к которым приезжают со всего Таджикистана. Там то я, наконец, искупался.