Вокруг Иссык-Куля

Oct 09, 2010 16:11



Когда киргизы говорят, что едут на Иссык-Куль, это вовсе не означает, что они едут купаться или как-то еще проводить время у воды. Скорее всего, они направляются в свое родное село или к родственникам, а до воды оттуда будет ооочень далеко. Также и мое "первое пришествие" на Иссык-Куль в этом году прошло, в основном, вдали от самого Иссык-Куля. После Кочкора я поехал в деревню Аксу недалеко от города Каракола. У моего друга Нурлана недавно умер тесть, живший там. Должны были собраться родственники на сорок дней. И то ли Нурлан меня пригласил, то ли я сам напросился, но в назначенный день и час я тоже был на месте.

По дороге я заглянул на пару дней в курортный поселок Каджи-Сай, понравившийся мне в прошлом году. В конце лета я вернулся туда уже на две недели. О нем потом еще отдельно расскажу. Вот там на самом конце мыса расположен Каджи-Сай.



Название поселка Аксу переводится как "белая река", по смыслу означает "горная река". Русское название - Теплоключенка (из-за горячих родоновых источников рядом). Поселения вокруг Иссык-куля сейчас зачастую имеют по два названия - старое русское и новое киргизское. Киргизское, как правило, официальное. Но не всегда: если официальное название по-прежнему русское, это означает, что большинство жителей в этом месте - славяне.

Киргизы, как русские, поминают умерших на сороковой день и через год. Но, в отличии от русских, поминки здесь длятся несколько дней. В первый день собираются только родственники. На второй и третий день могут приходить все желающие.

С утра женщины готовили борсок - традиционный киргизский хлеб в виде отдельных маленьких кусочков.



Родственники постепенно собирались.



У этой женщины долго не было детей. И только во втором браке наконец родился сын.



Пришел мулла (по-киргизски "молдо"), и, перед тем, как зарезать овец, прочитали молитву.





По обычаю, на поминках тестя животное должен забить зять покойного. Но Нурлан давно уже стал "городским", резать овец не умеет, поэтому только символически наточил нож.



По мусульманской традиции при забое скота кровь не должна пролиться на землю. Поэтому ее собирают в тазы.



Пока резали овец, гости о чем-то весело болтали.



Потом еще помолились. Обратите внимание на женщину в синем платке слева. Это теща Нурлана. По обычаю, вдова должна быть в темном распущеном платке. Замужние женщины ходят в завязаных сзади платках.





После молитвы разделали овец. Сняв шкуру с животного, киргизы оставляют ее лежать на земле, используя как "стол" для последующий обработки туши.



В пищу животное используют практически целиком. Вот обжигают шерсть на голове и ногах, чтобы их тоже сварить.



Это традиционный киргизский стол. Едят, сидя на полу, на матрасах. Одна городская знакомая как-то сказала мне, что ей непривычно и неудобно есть, сидя на стуле :)



После Аксу мы съездили еще в одну деревню, где поминали деда, умершего давно. Там тоже резали овцу и приглашали гостей.





А вдоль дорог росло ЭТО. Говорят, иссык-кульское ЭТО самое лучшее в Киргизии.



Потом Нурлан с семьей уехал обратно в Бишкек, а я остался в городе Караколе, центре Иссык-Кульской области.
Раньше он назывался Пржевальский, в честь известного путешественника, умершего здесь. Недалеко от города находится его могила и музей. Это карта его путешествий в музее.



В Караколе я уже был в прошлом году. В этот раз остановился в гостевом доме "Yak Tours". Он довольно популярен у западных туристов, коих там можно встретить множество. Потому что дешево - 350 сомов за место в комнате (отдельной, если повезет) с общим душем и туалетом. И там можно оставить свои вещи, когда идешь в горы. Ну и, конечно, поскольку народу там много, можно найти попутчиков для трека.

В городе до сих пор осталось много русских. В один из дней я попал на праздник в местной церкви. Праздновали что-то, связанное с главной иконой храма. Собралось много народа. Приехали даже наши военные, служащие здесь.









Заходя в храм, надо было пройти под иконой (от этого, мол, сбывается загаданное желание) и поцеловать крест.



Церковь эта, кстати, довольно знаменитая, упоминается во всех путеводителях. Другая достопримечательность города - деревянная мечеть в китайском стиле, построенная представителями народа дунган.





Сфотографировал там такого колоритного посетителя.



Вот один из базаров в Караколе.



На другом базаре есть несколько рядов, где можно поесть ашлям-фу - традиционное местное блюдо, заимствованное из дунганской кухни. (Об ашлям-фу и киргизской кухне я потом подробно расскажу).



Из Каракола я на несколько дней выбрался в горы, на курорт Алтын-Арашан (означает "золотой источник"). Он чрезвычайно популярен у западных туристов. Место действительно интересное. Находится оно на высоте примерно 3000 метров. Дорога туда очень плохая, поэтому многие идут пешком - примерно 15 км с подъемом на 1000 метров. Особого экстрима там нет - просто дорога все время идет вверх. У меня путь занял два с половиной часа. Если не хочется идти пешком, в Караколе можно нанять УАЗ или джип.

На поляне в долине стоят с полдюжины домиков для гостей. Цена с питанием - 400-550 сомов в день. Без питания можно снять койко-место за 200. Условия довольно спартанские.



В конце долины в ясную погоду видна гора Палатка.



У некоторых домов стоят крытые бассейны, наполняемые теплой водой из родоновых источников. Цена такого удовольствия 100-150 сомов с человека. Сидет за эти деньги можно хоть целый день. Но для здоровья лучше не более 15 минут в сутки. После этого действительно начинаешь чувствовать себя тяжело. Но в целом такие ванны очень расслабляют. Из-за одних них стоит посетить Алтын-Арашан.



После Каракола я поехал в село Барскоон, распложенное недалеко от озера. Тут нужно сказать, что дороги вокруг Иссык-Куля - одно из немногих в Киргизии мест, где стабильно и часто ходят маршрутки. Проезд в них не дорогой - из Каракола в Барскоон, например, 70 сомов.

В Барскооне есть гостевой дом, организованный с помощью каких-то французов. Но стоит он дороговато (750 сомов без питания). Поэтому в маршрутке с помощью водителя я договорился остановиться в доме одной из пассажирок за 400 сомов с питанием. После этого мы с водителем поехали на пляж отметить знакомство.



Барскоон переводится как "слезы барса". Основной достопримечательностью здесь является водопад, находящийся в глубине ущелья за деревней. На следующее утро я туда отправился.



Встретил такого персонажа по пути.



Идти пешком мне пришлось не долго. Вскоре нашлась попутка, которая меня подвезла. Водопадов, вообще-то, тут несколько. Справа сверху находится большой, под ним - второй поменьше. А слева тоже что-то немного "протекает".



Под водопадом стоит памятник Гагарину, который отдыхал в этих местах. Рядом был еще больший монумент, но какие-то вандалы его разломали.



Это долина реки Барскоон. Вдоль нее идет дорога на большое месторождение золота Кумтор, разрабатываемое канадской компанией. По дороге постоянно туда-сюда ездят бензовозы и грузовики, поднимая вокруг пыль.



В долине для отдыхающих стоят юрты, в которых можно поесть, попить кумыс и молоко или арендовать коней для прогулки. Вот семья "из пяти человек" в одной из таких юрт.



В другой день я поехал в находящийся рядом поселок Тамга, чтобы увидеть камень с буддистскими надписями - Тамга-Таш. В 16ом веке сюда пришли калмыкские племена, исповедовавшие буддизм, от присутствия который сейчас остались лишь считанные артефакты.

Тамга-Таш находится километрах в шести в ущелье за поселком. Собственно, таких исписанных камней там несколько. Почти на всех из них высечена традиционная буддистская мантра "Ом мани падме хум". Тот, что называют Тамга-Ташем - самый большой из них. Найти его без посторонней помощи практически нереально. Я вначале долго ходил по окрестностям в его поисках. Видел такие пейзажи.



И уже почти в сумерках нашел местного жителя, который показал мне нужное место.



ислам, иссык-куль, киргизия, традиции, христианство, похороны, буддизм

Previous post Next post
Up