Каменец-Подольский: Регенерация фортификационного комплекса 16-18 веков в районе Армянского бастиона

Jun 24, 2013 10:13

В Каменце начали колошматить экскаваторами участок, расположенный возле Армянского бастиона, памятника архитектуры национального значения. С одобрения заповедника начался очередной этап уродования Старого города (о более ранних этапах можно почитать здесь). Вот так в заповеднике исследуют:


Read more... )

реставрация, Хмельницкая область, ворота, городские укрепления, раскопки, регенерация, города, Каменец-Подольский, бастионы

Leave a comment

zamki_kreposti June 24 2013, 15:49:04 UTC
Дело в том, что вы увидели лишь один эпизод сериала под названием «Уничтожение Старого города», в качестве бессменного режиссёра которого выступает дирекция заповедника. До недавнего времени в городе вообще практически не проводили раскопок (полная дикость!), и при этом появилось множество совершенно никаких зданий, которые выдают за восстановленные памятники архитектуры. Вот, например, здесь, пишут о том, как в центре Старого города на большой площади был уничтожен многометровый культурные слой, а также целый ряд средневековых подвалов, здесь пишут как в заповеднике в «восстанавливают» здания и т.д. Таких примеров очень много. На фоне общей картины появление экскаватора возле памятника архитектуры национального значения не вызывает никаких положительных эмоций.

Теперь, когда впервые за много лет в городе появились археологи, ими, похоже, просто прикрылись. Т.е. они действительно провели формальные раскопки (формальные - это ключевое слово), ведь им так толком и не дали полностью обследовать участки. Вот, например, поверите ли вы, что этот котлован является следствием деятельности археологов?

После такого вступления отвечу на ваш вопрос. Поскольку раскопки были именно формальными, а провели их на небольшом участке, велика вероятность, что полноценные исследования там так и не были проведены. А нужно ли это? Нужно. Как минимум по той причине, что здание, которое собираются перестроить, практически не изучено. Как максимум участок интересен уникальной в рамках Каменца находкой - остатками древнерусских укреплений. К слову, не так давно многие исследователи датировали возникновение города периодом литовских князей Кориатовичей, т.е. 2-ой половиной 14 века, отмахиваясь от версии, что город здесь мог существовать ранее. И только когда на центральной площади города во время раскопок (их проводили ещё в советский период) были обнаружены остатки древнерусских жилищ, пришлось признать, что город более старый, чем казалось раньше. Но с находками валов-рвов на территории Старого города не сложилось (хотя неизвестно, сколько всего было уничтожено во время строительства ранее). И вот удача - нашли следы укреплений и тут на участке начинают ползать экскаваторы. Стоит отметить, что вал и ров в том месте исследователи даже не ожидали найти, они сами удивились. И они так и не поняли, какую роль эти укрепления играли в общей схеме обороны города. И что-то мне подсказывает, что экскаваторы на участок прибыли не для того, чтобы пролить свет на малоизвестные странички истории города.

Происходило бы всё это в каком-нибудь провинциальном городке, то можно было бы подумать, что обычное дело. Но Каменец - это древний город, который официально занимает 3-е место в Украине по количеству памятников архитектуры, а каньон, окружающий старую часть Каменца, уже давно хотят внести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И это не считая того, что город входит в сферу влияния сразу трёх заповедников!

Reply

vaga_land June 24 2013, 16:28:26 UTC
Печально. Город-то и в самом деле уникальный. А в чем, по вашему, причина такого отношения к городу и к раскопкам? Люди, от которых зависит принятие того или иного решения, не имеют исторического или археологического образования, или дело в их личных качествах, размолвках, интригах, "подсиживаниях", и т.п.?
В одном российском федеральном музее, о котором я вам как-то писал, и то, и другое, т.е. и начальство без соответствующего образования, и на первом месте у этого начальства стоит самодурство и чванство.

Reply

zamki_kreposti June 24 2013, 16:37:54 UTC
Наверное причина в том, что люди, которые могут влиять на то, в каком направлении будет преображаться город, не мыслят высокими категориями. Заповедник выродился и уже не в состоянии выполнять свои прямые функции.

Немаловажно и то, что город мало интересует его жителей. Наверное, это особенно важно, поскольку ряд скандальных объектов появились буквально под носом у каменчан, но никаких значительных акций протеста не последовало.

Интересно также влияние информационной блокады - заповедник сосредоточил в своих недрах громадное количество материалов, но на поверхность они не выходят, в результате чего жителям города не прививается уважение к Каменцу, они его попросту не могут узнать, даже если захотят, а тем, кто перестраивает всё в городе по своему усмотрению это как раз и надо.

Reply

vaga_land June 24 2013, 16:46:13 UTC
То есть, начальству заповедника не хватает здорового фанатизма? Не хотят ввязываться в бой? "Нас не трогают, и хорошо"?

Reply

zamki_kreposti June 24 2013, 17:42:14 UTC
Нет, всё хуже... похоже взгляды руководства заповедника в общих чертах совпадают со взглядами застройщиков, потому последние без особого сопротивления могут в заповеднике протолкнуть практически любой свой проект.

Reply

vaga_land June 24 2013, 18:20:57 UTC
Да, это хуже всего. Жаль.

Reply


Leave a comment

Up