decalog пишет
Исторические персонажи как оружие в назойливых дискуссиях и информационных войнах
В сентябре нынешнего года, в разгар навязанных нам дискуссий о личности генерала Власова, я имел неосторожность напечатать в "Известиях" следующее: "...Пока дети в России, угадывая имя героя войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее". На днях я встречался со студентами нашей московской Сретенской семинарии. Это высшее учебное заведение, здесь учатся студенты со всей России. Сначала я обратился к самым младшим, к 1 курсу, и задал им вопрос, знают ли они, кто такой генерал Карбышев? Из 35 человек подняли руку только двое. На втором курсе имя генерала Карбышева знали тоже двое, на третьем, четвертом - двое-трое. И только на пятом курсе, где в семинарии читается специальный курс отечественной истории ХХ века о Карбышеве знали. Замечу, что наши студенты воспитывались в православных семьях, где любовь к Родине, в большинстве случаев, прививается и культивируется с детства. Думаю, что родители этих студентов, также как и я, будут поражены результатами этого опроса. Скорее всего, они твердо уверены, что такого рода знания, несомненно, сообщаются детям в школе.
Нам говорят о нецелесообразности единого учебника по истории нашей страны, приводят аргумент, что учебники должны быть разнообразными, выражать различные точки зрения. Но складывается тревожное впечатление, что при всем декларируемом разнообразии, эти учебники как раз удивительно однообразны: студенты Сретенской семинарии приехали со всей России, а значит, учились по разным учебникам, но результат один: почти никто не знает о такой личности, как генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев. И лишь один студент сказал, что узнал о Карбышеве в школе. Жил и учился он в Казахстане, в городе Петропавловске.
Потом я задал вопрос: кто знает кто такой генерал Власов? Подавляющее большинство подняло руки. На вопрос о том, что они знают о Власове, ответы разнились от "инициатора национально-освободительной борьбы" (таких, слава Богу, было немного) до "изменника, который предал свою Родину". Таких ответов, к счастью, было значительно больше. Были и те, кто вынес из курса средней школы смутные убеждение о том, что вопрос это неясный, и, хотя почти ничего о Власове им неизвестно, но негатив о нем - советская пропаганда и что вполне возможно именно он-то, Власов, и был настоящим героем войны. Да и странно, если бы в молодых головах такие мысли не возникали: например, в школьном учебнике для 10-11 классов И. И. Дауцкого помещена фотография А. А. Власова с подписью: "А. А. Власов перед солдатами РОА. Освободитель или изменник?".
Итак, перед нами результаты очередного сокрушительного поражения в очередной информационной войне. Цели оппонентов вполне достигнуты, хотя бы потому, что о Карбышеве в молодежной среде не знает почти никто, а о Власове, напротив, знают почти все. О нем активно спорят, обсуждают его правоту или неправоту, возможность перехода на сторону противника, если "правительство неправильное", и т.д. А, как мы прекрасно понимаем, в сущности особого значения не имеет, в каком контексте идет обсуждение: по простейшим и столь эффективным в сегодняшнем обществе законам рекламы, лишь бы имя было на слуху. Да и цель ясна - посильнее взбудоражить общество, а дальше сработает принцип, который так замечательно был сформулирован во время Французской революции "другом народа" Маратом: "Постоянно поддерживать народ в возбужденном состоянии, пока основу существующего строя составят справедливые законы".
Этот тезис сегодня актуален как никогда. Вот, например, что, не без удовлетворения, констатирует известный американский советолог Стивен Коен, имея в виду еще одного исторического деятеля, имя которого уже много лет последовательно используется для "поддержания народа в возбужденном состоянии": "Сталинский вопрос имеет отношение ко всей советской, даже российской, истории, пронизывает и заостряет современные политические вопросы. Сталинский вопрос запугивает как высшие, так и низшие слои общества, сеет распри среди руководителей, влияет на принимаемые ими политические решения, вызывает шумные споры в семьях, среди друзей, на общественных собраниях. Конфликт принимает самые разнообразные формы: от философской полемики до кулачного боя".
Итак, в качестве чрезвычайно эффективного оружия в нынешних информационных войнах успешно используются фигуры исторических деятелей. Их имена из средневековой и Новейшей истории - царей, гетманов и генеральных секретарей - у всех на слуху. Цели этих назойливых дискуссий очевидны: как с печалью предсказывал покойный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), нам будут навязывать "смущение, смятение и неразбериху".
Но главная проблема все же, как всегда, в нас самих. И возвращаясь к статье в "Известиях", с которой я начал свое сегодняшнее сообщение, позволю себе переписать ее концовку: "Если мы наконец не сделаем все, чтобы дети в нашей стране узнали и полюбили великие имена и подвиги своих предков, то люди нового поколения вынуждены будут выбрать для себя в герои тех, кого им навяжут, а не тех, о ком мы не нашли ни возможности, ни времени рассказать"
читать на
Русской Линииархимандрит Тихон (ШЕВКУНОВ)
отпечатано
постоксероксом Оригинал поста Пройдет еще немного времени, и на уроках будут показывать
фильмы про счастливых русских рабочих в рейхе, а также
про их счастливых детей, у которых только на Новый год в песне сердитый волк рысцою пробегал (кстати, в последнем случае выделенное кадрирование этой строчки - настоящий гражданский подвиг неизвестного русского монтажера!).