Еще одна книга из серии ПЖЧ. Ее давно анонсировали, чуть ли не в первых выпусках ПЖЧ, но поему-то очень долго не издавали. Я даже думал, что все, что она уже и вовсе не появится на свет, но ее издали!
В каком-то смысле - это классика повседневной жизни. Взята жизнь одного города, во вполне определенное время (с 1780 по 1848 гг., то есть со времени смерти Марии Терезии и до революции) и рассматриваются разные ее аспекты. И политические (их трудно обойти, потому что на это время приходится нашествие Наполеона и Венский конгресс), и культурные: музыка, развлечения и т. д.
Вена в изложении Бриона оказывается городом беззаботным, незлобивым, любящим покушать (и в котором даже бедняки могли хорошо покушать), выпить кофе, обожающим музыку и танцы (в первую очередь вальсы). Я бы даже сказал, что Вена получилась городом победившего гламура. Сам Брион такое слово вряд ли знал, книга в 1959 году написана, но очень похоже. Моцарт в юном возрасте был жутко популярен. Он был необычен, все-таки не каждый малыш пишет музыку и играет. А во взрослом возасте он перестал был диковинкой, а в глубину таланта легковесные венцы вглядываться не любили. Это такое заключение из книги вывести можно. Ктати, вроде как и совсем забыт он не был, а легенда о его похоронах немного приукрашивает действительность - вроде как правила такие были после эпидемий - от церкви до кладбища гроб вез только возница и всех хоронили в общих могилах (это уже не от Бриона, а от предисловия Бакши Н.А.)
Гламурно воспринимались и все технические новинки, включая главную - железную дорогу. Железные дороги в Австрии стали строиться в 1820-х, в Вену железка пришла в конце 1830-х, и сразу стала новым развлечением. За первые шесть месяцев эксплуатации линия Флоритцсдорф - Ваграм перевезла 176 тысяч пассажиров, причем практически все ее пассажиры просто катались в свое удовольствие, привлеченные диковинкой. При дворе же информированные люди говорили, что железные дороги не имеют будущего, и что построенный вокзал слишком велик для Вены. Не откажу себе в удовольствии процитировать Бриона:
«Что же до остряков, то те веселились от души, и самым большим удовольствием для них было убеждать рассаживавшихся по вагонам пассажиров в том, что все предусмотрено для их полной безопасности, что наготове врачи и хирурги и что на станциях даже дежурят священники во всеоружии для соборования возможных жертв ужасной железной машины. Рядом с Пратером, добавляли они, строится громадная больница для пострадавших при крушениях, а железнодорожная компания в заботах о благе своих клиентов решила брать плату за проезд по прибытии к месту назначения, а не перед отправлением поезда, и, таким образом, погибшие не понесут бесполезных расходов. Что же касается тех, кто не лишится жизни во время поездки, то с них якобы будет взиматься плата, пропорциональная количеству оставшихся неповрежденными частей тела.»
Участники Венского конгресса тоже во многом показаны с точки зрения сплетен. Вот, к примеру, история про нашего «советского» Александра первого: «На одном из ужинов в доме графа Зичи Александр и графиня Врбна-Кагенек задались вопросом: «Кому нужно больше времени на раздевание и одевание, мужчине или женщине?» Для решения этой задачи они вместе вышли из гостиной, чтобы раздеться и одеться и провеить таким образом мнения, высказанные присутствовавшими. Говорят, что пари выиграла графиня.» (Вот честное слово, наверняка Александр поддался!)
Последние главы рассказывают о революции 1848-го года, которая подается как некоторая неожиданность, может, даже недоразумение, погубившее золотой век Вены. В самом деле, это Парижу не привыкать к баррикадам, а в Вене-то они как появиться могли? Рассказ о революции более хронологический, и, все-таки, несколько недоуменный. С позиции обывателя (опять-таки - того обывателя, современника событий), который приветствовал первые дни революции, и ужасался в последствии «сорвавшейся с цепи свободе».
Вот, пожалуй, и все про книгу, добавлю только что глав про музыку и про вальсы есть, но они небольшие. Все-таки и про Моцарта и про Штрауса есть и другие книги.