Б. Хазанов. Нагльфар в океане времени

Mar 22, 2010 08:50

Еще один автор мэйнстрима. Выходил в финалы премий, правда, вроде как их не завоевывал. Впрочем, в финал выходили другие книги, Нагльфар заинтересовал тем, что выходил «под маркой» фантастики. Даже на обложке написано было - «Альфа-фантастика». И вроде как кто-то из мэйнстримных критиков удивлялся, как эта книга умудрилась оказаться под фантастической вывеской. Я тоже удивляюсь. Никакая это не фантастика. Тогда уж мистика, а больше всего хочется дать какое-то такое сложное определение навроде «мистико-магический философско-эссеистический реализм». Или что-то в этом роде.

Читалось очень тяжело. Не мое. Почти изнывал при чтении. И это несмотря на то, что многие места выглядят вполне симпатично. Рассказ идет об истории одного дома, даже о конкретном событии - гибели одного жильца в тридцатых годах двадцатого века. В этого жильца влюблена девица из этого дома, еще совсем девочка. Вот и весь сюжет. Сюжет постоянно сваливается в отступления и философские рассуждения. У героя в квартире вроде как живут его родители, прячущиеся от раскулачивания. Но бабка героя, уже почти выжившая из ума утверждает, что родители героя давно умерли. И действительно, когда управдом и участковый приходят с проверкой, они не только родителей не находят, но даже комнаты, в которой они жили. Дед девочки, который ищет истину, его сравнивают с вечным жидом, а он этого и не отрицает. И потом исчезает, так же как и родители героя. Умершая кошка, выброшенная в начале повествования девочкой из окна, сдохшая, но переродившаяся и долго маячившая на глазах девочки и ее дедушки. Гадалка. Писатель доносов. А еще сотрудник спецслужб, вход к которому идет из кабинета управдома, но комната этого сотрудника располагается вообще в другой реальности. Все эти герои появляются, существуют какое-то время и растворяются в магическом пространстве дома (и книги). Добавьте рассуждения автора о женщинах, вечном жиде, обо всем-всем-всем, плюс замечательный гимн детской душе Москвы в конце (без всяких подколок - на самом деле замечательный) - и получите книгу.

Мне не стоит давать какие-то оценки. Действительно не мое. Да и мысли противоречивые. Основная линия не понравилась, точнее ее развязка. Показалась какой-то слишком простой. Не развязкой, а оборванным концом. Но сама книга оставила более-менее целостное впечатление. Мир книги - он где-то на грани между явью и сном. Знаете, бывает такое состояние, когда ты уже четко понимаешь, что засыпаешь, но связей с реальностью еще не потерял. В итоге мир сна и мир яви оказываются равноправными в сознании человека. Так и в Нагльфаре. Недаром все герои в конце истории (но не книги, об этом говорится в начале) исчезают. Главный герой - Анатолий - падает с крыши, девочка исчезает в самом прямом смысле этого слова. Да и сам дом во время войны оказывается разрушенным. Мир книги - мир нашего прошлого. А прошлое, получается, настолько же реально, насколько реально состояние засыпающего человека. Проснешься - и прошлое исчезает. И совершенно не важно, чем все там, у героев закончилось. Если захочешь, то проснувшись, можешь додумать концовку, такую, какую захочешь. Гораздо реальнее те размышления, которые при этом возникают. Они связаны воедино в логике полусна. А связать их воедино в логике реальности не получится. Точнее получится, но это будет искусственное образование. Если дойти до банальности, то можно даже утверждать что реальность ничем от полусна не отличается. И сразу же снова свалиться в рассуждение о сне бабочки и т. п. В общем, как-то так. А по-другому о книге и не расскажешь. Книга - как фотокарточка. (А в книге есть фотокарточка). Она вне реальности. И все изображенное - в иной - мертвой реальности.

Нагльфар - это имя корабля из ногтей мертвецов. О нем говорится в младшей эдде, приведенной в эпиграфе. Корабль этот поплывет в последние времена мира. Наверное, этот факт противоречит моей вышеописанной трактовке книги. Надеюсь, что придет кто-то гораздо более опытный и растолкует все как положено.

Хроники читателя

Previous post Next post
Up