Начало
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ.
Наконец-то, я смогла увидеть новые работы скульпторов. Правда, скульпторов , к сожалению, не увидела. Очевидно, был обеденный перерыв. Но результаты их работы были явно налицо. и было видно, что здесь работа "кипела".
Напомню, что во время моего перевоплощения во временную хозяйку усадьбы на скалах, в Буше проходил 30-й, юбилейный пленер скульпторов.
Поэтому периодически, выполнив свои основные обязанности по хозяйству, я шла в центр Буши, чтобы оказаться хоть немного, но всё-таки причастной к местному знаменательному событию.
Скульпторов я не дождалась, но зато узнала, что послезавтра состоится торжественное закрытие пленера, на которое должны съехаться причастные к этому событию лица. А также в Галерее искусств состоится открытие очередной художественной выставки.
Конечно же, это сообщение очень меня обрадовало, так как, честно говоря, сидеть в усадьбе со своими цесарчатами, нутриями и собакой Даной мне уже несколько надоело.
Было еще одно мероприятие, которое мне хотелось осуществить - это поездка в районный центр - Ямполь. Повод был капитальный. У Даны закончилось мясное пропитание, которое ей оставил рачительный хозяин. А посадить её на одну варёную крупу, как-то было жалко. Всё-таки она берегла мой спокойный сон. Правда, её поведение не было безукоризненным. За прошедшие дни она нанесла урон соседнему хозяйству: задушила гуску (которая попыталась её обгагачить) и маленького индюшонка ( когда сорвалась с привязи). А в остальном её поведение было безукоризненным. Она облаивала всех посетителей усадьбы и подавала знак своим подвыванием, когда какой-то цыплёнок-цесарчонок пытался выбраться из вольера.
Поэтому было решено ехать в Ямполь.
Из Буши выбраться ко всем благам цивилизации довольно-таки трудно, но можно.
По базарным дням в четверг, субботу и воскресенье по утрам в Ямполь ходит автобус. Им же можно добраться обратно. А если это вас не устраивает, то к вашим услугам - такси в любое время суток. Местные жители занимаются этим мелким бизнесом - извозом. Правда, цены очень уж кусачие. Когда я уезжала, то добраться до Ямполя на автомобиле стоило 200 гривен! Хотя два месяца назад с нас взяли 150
В базарный день в 5-30 утра я уже стояла на остановке в центре Буши в ожидании автобуса. Только-только рассветало, и, поёживаясь от утреннего холода, пыталась любоваться розовеющим небом.
Первое, что меня насторожило - это то, что не было никакого расписания. Хотя была доска объявлений, на которой торчали какие-то оборванные клочья бумаги. Кроме того, в это раннее утро, - я была одна-одинёшенька на не очень уютной остановке. Вообще-то я была не совсем одна. Прибежала миленькая собачка, и виляя хвостиком, всё время крутилась недалеко от меня. Кстати, в Буше мне ни разу не встретились собаки крупных размеров. Правда, к Дане иногда забегал какой-то огромный и лохматый пёс, очевидно, её поклонник . Но это было исключением, а не правилом.
Долго же мне пришлось стоять в одиночестве.
Но вот где-то минут через сорок, пришёл пожилой мужчина с кучмовозкой. А через час начал медленно подходить народ. То есть я поняла, что автобус всё-таки будет.
И он прибыл со стороны села Дорошивка, - уже наполовину полный. И началась наша поездка в Ямполь.
Мне как-то неудобно было вытащить фотоаппарат, чтобы сфотографировать этот раритет. Внешне автобус выглядел не очень допотопно. Но внутри...Ему было лет 40 - не меньше. И если учесть, что он всю свою автобусную жизнь проезжал по убитым дорогам, то вы можете представить, каким он стал в своём почтенном автобусном возрасте. Мало того, автобус объезжал по крутым дорогам все прилежащие к Ямполю сёла, и везде-везде его ждали.
По каким-то странным законам, автобус вместил всех желающих и не развалился , а где-то к 9 часам утра мы, проехав около 20 км за 1,5 часа, торжественно въехали в районный центр.
Покажу , как выглядел Ямполь на рисунке Наполеона Орды. Это усадьба Потоцких, которые в 18-19 в.в. владели этим уездным городком.
Киевский воевода Прот Потоцкий в конце 18 века выкупил Ямполь у Орловских и сделал его торговым местечком. Он же и построил здесь церковь, которая в 20-м веке была разрушена.
А это Антоний Потоцкий, его сын. Кстати, герб Пилява. Получается, что это родня моего Николая Базиля Потоцкого, о котором я немного писала. Он "открыл" моего любимого
Пинзеля.
Как я уже упоминала, в Буше был базарный день. Но базар меня не интересовал. Хотя - говорю неправду. Ведь одной из целей посещения Ямполя было - купить моей дорогой подруге Дане кости. Кроме того, хотелось свежей рыбки. Что я и исполнила, но на этом останавливаться не буду.
Пройдемся лучше по достопримечательностям центра Ямполя. Если не принимать во внимание базар, который вытянулся длиннющей "рекой" по центральной улице, то городок неплохой, сравнительно чистый и ухоженный. Но могу говорить только о центре, так как в других местах не была.
Конечно же - памятник Богдану Хмельницкому. Странный памятник- очень уж коротконогим и каким-то дедоводом выглядит украинский гетьман.
Памятник, погибшим в АТО.
Очень впечатлил памятник жертвам голодомора и сталинских репрессий. Три слезы.
Работа Алёшкиных.
Вообще-то мне кажется, что в Ямполе большинство скульптурных групп - это работа Алёшкиных. Хотя, может, я и ошибаюсь.
.
А остальное всё совковое - совецкое. Например, Дом Быта с бывшим фонтаном перед ним.
Говорила ли я вам, что моя слабость - это музеи. Поэтому, вырвавшись "на свободу", я не могла не отправиться в краеведческий музей, который в прошлом году, когда приезжала в Ямполь, осмотрен не был.
Музей находится в здании бывшей военной комендатуры.
Очень интересны мраморные львы перед ним. Вернее, странные.
Говорят, что это подарок от папы Римского, и когда-то они стояли перед костелом Непорочного Зачатия, которого уже нет.
А у Наполеона Орды этот костел есть! Но вот львов перед ним нет.
Возможно, еще подарок римского папы не был доставлен в Ямполь.
Посетителей в музее совсем мало. Вернее, я была там одна. Потому музей всегда закрыт. Чтобы в него попасть, нужно обратиться в картинную галерею, которая находится в другом здании. Очень милый музейный работник проведет с вами экскурсию почти бесплатно, всего за 3 гривни.
Музей достаточно информативный и интересный. Вообще, как я вижу, музейное дело поставлено в Украине замечательно. При всей той нищенской зарплате сотрудников, да и при нынешнем музейном финансировании, просто удивительно, как музеи еще существуют, - особенно в таких вот маленьких городках. Хотелось бы, конечно, о каждом музее рассказать отдельно. Но почему-то кажется, что это будет мало кому интересно. А напрасно!
Покажу несколько экспонатов.
Скульптура Девы Марии чудом досталась музею. Когда-то она стояла на польском кладбище. Но во "время оно" все мало-мальски интересные статуи начали оттуда бесследно исчезать. Нашлась какая-то добрая душа и привезла Матку Боску в музей. Вот и стоит Она на полумесяце, попирая своими нежными ножками всё Мировое зло на фоне Переяславской Рады.
А эту интереснейшую карту 19 века подарил музею тоже какой-то горожанин. Просто удивительно, как можно было с такой точностью расписать все земельные наделы, не имея под рукой никаких современных гаджетов.
Не чудо ли эта фотография 1925 года!? Фотошопа и в помине не было!
Прекрасно оформлены экспозиции селянского быта.
А эта карта меня вообще убила. Показана зона Транснистрии и места, где размещались гетто, а также места расстрела евреев с указанием числа этих жертв. Ужас! В голове не укладывается...
Полная впечатлений, отправилась я в свою, ставшую уже родной и привычной, Бушу, на всё том же допотопном автобусе. И было счастье, что мне удалось сидеть. Правда, для этого пришлось полчаса ждать его отправления, СИДЯ в душегубном автобусе на таком желанном месте, но в духотище и жарище. Как я это выдержала - не знаю. Наверное, только потому, что все были в таком же положении как я. А ведь я всё-таки сидела! Правда, зажатая со всех сторон сумками, торбами и кучмовозками - ведь народ ехал с базара!
В Буше ожидал приятный сюрприз - дождь с грозой! В летней кухне, вдыхая свежий запах послегрозового озона, я предалась чревоугодию,- нслаждалась свежепожаренную рыбкой, запивая её остатками "Изабеллы", и была почти что счастлива.
И опять - вечер и ночь в милой, уютной комнатке с интересной книжкой Алёшкина и прекрасной музыкой.
На следующий день я отправилась на торжественное закрытие пленера. Пошлая пораньше, чтобы в очередной раз обойти некоторые скульптуры.
Среди них есть и такие, которых я как-то не замечала. Например, вот этот славный каменный слон.
Не менее интересна и символическая входная калитка в парк скульптур. С её обеих сторон - каменные обереги. Я уже обращала внимание, что подобные столбы у входа в усадьбу - одна из старинных "фишек" Буши.
А какие симпатичные играющиеся змейки! А может, это не змейки, а червячки...
Потому что они изображены в открытом рте милой рыбки, которая находится у пруда, о котором сейчас напоминает мостик. Из-за сильной жары пруд высох. А может, вода из него выкачана специально? Недалеко мост и довольно-таки сложное гидротехническое сооружение. И воду в пруде я видела всего один раз.
По идее, целующиеся птички тоже должны плавать в воде. Но судя по обильной растительности, воды здесь давно не было.
Так как до начала праздника оставалось еще немного времени, я решила заглянуть в скальный монастырь, а там - Алексей Михайлович Алёшкин.
Как же я обрадовалась, что он приехал на торжество, да еще и вместе с женой - Людмилой.
Алексей Михайлович привёз группу туристов из Никополя. Похоже, что они скульпторы.
У него своя версия происхождения рельефа, она мне также близка. Именно эту версию он в данный момент так эмоционально рассказывает слушателям.
Обращаю внимание на девушек, пытающихся прочувствовать излучение загадочного квадрата.
А перед Галереей, где будет происходить торжество, вовсю идёт подготовка.
В 1986 году именно здесь впервые был реализован проект "Подільський оберіг".
"Оберег от бездуховности, оберег святого чувства, творческого вдохновения. Духовный мир необходимо оберегать. На плакате первого пленера в Буше в 1986 году, который создал Сергей Коряцкий, изображена эмблема - мать с ребенком и с мечом. Оберегом мы оберегаем себя и своих детей. И в будущем, этот праздник может стать неотъемлимой частью культурной жизни многих наших замечательных мест, воспитывать людей в уважении к памяти своей, своих родителей, дедов и прадедов. Надеемся, что созданные скульпторами произведения на пленерах с разных мест страны, творцов разного возраста и разных религий, творческих школ и традиций внесут и ярко подчеркнут путь к возрождению давней скульптуры из камня на территории Украины." Алёшкина. Д,А. "Обереги над Мурафою".
В 1654 году в Бушу пришли те, которые полностью её уничтожили. Именно в этой земле покоятся тысячи и тысячи абсолютно невинных жертв страшной резни. За что? За интересы кучки "сильных мира сего", о которых теперь никто и не вспоминает.
Потому мне кажется, что задумка именно здесь, над прахом тех безвинных душ создавать обереги Духовного Мира, глубоко символична.
Разве можно поверить, что этим вазам 6 тысяч лет?! Вазы трипольской культуры. Они найдены археологами при раскопках именно здесь. И где же еще можно прикоснуться, в прямом смысле, к подобным раритетам? Только в Буше!
Что мне нравится в Буше - так это полнейшее равноправие, и никакого низкопоклонства перед должностными лицами. Перед вами директор заповедника, которого все запросто называют Сан Санычем. Да и место его деятельности - не кабинет, а вся Буша. Не было ни одного раза, чтобы я не встретила Александра Александровича на своем пути, - и всегда с приветливой и доброжелательной улыбкой, готовым ответить на все вопросы.
Народ в ожидании. Съехались те, кто был причастен к первым скульптурным пленерам.
Многих я не знала, но кое-кто был мне знаком.
Алёшкины из Букатинки, Николай Олийниченко - художник, Заслуженный деятель культуры Украины из Могилёв-Подольска, Владимир Слубский - знаменитый гончар из Довжка, Василий Слободянюк - заслуженный мастер народного творчества из Винницы.
Все в ожидании у входа в Галерею.
А никопольцы не отходили от колоритного Алёшкина.
Моя мечта - побывать в селе Букатинка у Алёшкиных. Возможно, она скоро осуществится. А пока читаю их книги "Обереги над Мурафою, або Душа Букатинського камню".
Организаторы этого действа - Надежда Борисовна и Александр Александрович Пирняки.
О них уже столько написано, рассказано и показано, что не хочется повторяться. Одно скажу - это хозяева Буши в самом хорошем смысле этого слова.
Итак, торжественное открытие начинается.
Надежда Борисовна умеет хорошо говорить. Жаль, что я не переписала проникновенное стихотворение с которого начался этот праздник. А это, действительно, праздник. Представьте себе, 30 лет прошло с того дня, как был организован первый в Украине пленер скульптуры из камня, а не разбрелись его участники по своим углам, не забыли назначение "Подольского оберега", - продолжают творить и популяризировать культуру и историю нашей Украины.
Только в Буше создано более 130 скульптур. А если подумать, что в каждой скульптуре оставлена частичка души Мастера, её создавшего, то становится понятным, почему съезжаются они сюда каждый год. Жаль только, что с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Да и время делает свое дело - многих уже нет на этом свете, но о них помнят, - их имена звучали здесь.
Не буду говорить о том, как внимательно слушали гости все выступления. Да и трудно назвать это выступлениями. Это были очень душевные рассказы-воспоминания о том, как всё начиналось. И о тех, кто здесь творили. Сколько было трудностей, но и сколько было радостей и побед.
Милая, скромная Людмила Алёшкина, - талантливый скульптор. Несколько её работ можно увидеть в Ямполе. Одна из них особенно меня впечатлила - это памятник репрессированным . А те три слезы, которые катятся по камню, наверное, я никогда не забуду...
Алексей Михайлович Алёшкин - один из самых почётных гостей и участников пленера. Сегодня его праздник. 30 лет назад он был в первых рядах организации "Подольского оберега". Достаточно посмотреть с каким уважением и улыбками смотрят на него присутствующие, чтобы понять, какой заслуженной популярностью он здесь, в Буше, пользуется.
Празднование 30-й годовщины скульптурного пленера совпало с открытием выставки Крыжановских - художников из Винницы. Очень интересные работы.
Художники (муж и жена) стоят в центре.
Гончарные изделия - тарелки в стиле Трипольской культуры - изумительная работа Владимира Слубского.
Рисунки на камне.
Картины Елены Кизимовой.
Куколки-обереги - работы местных Мастериц.
А потом была поляна. Да еще какая поляна! На берегу милой Бушанки, которая так кстати охлаждала этот знойный августовский день.
Казацкий кулиш под руководством Надежды Борисовны удался на славу!
Про застолье вообще молчу!
Были, конечно, и тосты.
А о том, как всё было вкусно, говорит моя пустая тарелка...
Но неугомонный Алёшкин созывает народ на экскурсию.
И называется эта труба - сурма!
Никогда бы не догадалась, что находится под этим холмом.
Заглянем?
Неутомимые Пирняки создали реплику Трипольского дома.
Теперь живо можно себе представить, как жили трипольцы.
Но самым приятным моментом экскурсии было, конечно, купание в Мурафе,
которое закончилось чаепитием в усадьбе Виктора Михайловича - моего хозяина.
С грустью смотрела я вслед отъезжающему транспорту. Такой хороший праздник закончился...
А ко мне нежданно-негаданно пришла хорошенькая кошечка. Наверное, ей
захотелось скрасить моё одиночество.
И ей это удалось.
Думаю, что утомила вас своими дневниковыми записями. Но еще немного потерпите. Осталось всего два дня, о которых я вам расскажу завтра.