Так уж получилось, что пришлось мне почти сразу же после приезда из Закарпатья, не насладившись даже своей Галиновкой, поехать в Киев. И хотя повод был вынужденный и не очень радостный, всё-таки постаралась воспользоваться возможностью побывать в столице моей родной Украины.
О своих некоторых мимолетных впечатлениях - мой рассказ и показ фотографий.
Киев встретил меня ярким солнцем, синим небом и морем цветущих каштанов.
И хотя по рассказам и фотографиям в Интернете я предположительно знала, что сейчас собой представляет Майдан, - при первой же возможности, вышла на станции метро "Хрещатик", так как предпочитаю доверять только тому, что вижу своими собственными глазами.
Увиденное приятно удивило и обрадовало. Первая же баррикада была закрыта щитами с ярким орнаментом, а шины, тоже разрисованные, были аккуратно сложены в стороне.
Работающая веселая карусель, воздушные шарики, реклама тайского бокса еще более успокоили. Никакого запаха гари. Немногочисленная, но спокойно гуляющая публика, дети...
Но вдруг...
Каким же можно быть циничным и равнодушным к событиям, которые совсем недавно здесь происходили, чтобы разместить в этом месте монстров, приглашающих посетить "комнату страха"?
И вся иллюзия мира и спокойствия моментально испарилась.
Всё те же палатки, всё тот же дымок от походной кухни на фоне обугленного, трагически известного здания Дома профсоюзов.
Так начинается территория огромного Мемориала памяти погибших на Майдане.
И хотя прогуливающиеся под нарядными зонтиками барышни-коробейницы несколько сбивали скорбные ноты от увиденного,
остановить поток моих слёз было уже невозможно.
Здесь всё дышало недавней войной.
И эта разобранная брусчатка, каждый брикет которой был предназначен для кого-то...
И эти цветы, и эти свечи, и эти списки погибших...
На улице Грушевского брусчатка была восстановлена, а вход на стадион приведён в полный порядок.
Но восстановлено еще далеко не всё...
Валерий Васильевич Лобановский, покачиваясь, сидел в своей обычной позе, и мне казалось, что он с болью глядел на орудия трагедии,
аккуратно сложенные у его ног.
Немного успокоившись от увиденного, я подошла к зданию столь любимого мной Национального Художественного Музея Украины, входные ступени которого еще не были отчищены от копоти горевших шин.
О, как же я переживала, когда видела по ТВ клубы черного дыма, который, имея свойства проникать во все щели, мог повредить бесценные полотна,
о которых я писала, посетив этот Музей в относительно спокойное время.
Но тут меня ожидал совершенно неожиданный сюрприз. В Музее была открыта выставка под названием "Кодекс Межигорья".
Очередь ожидающих увидеть несметные богатства и, конечно же, золотой унитаз из резиденции Януковича, была значительная. Похоже, что такого ажиотажа давно не было в стенах этого, замечательного во всех отношениях, Музея. Каждый желающий получал у входа на "выставку" брошюру, составленную Алисой Ложкиной и Александром Ройтбурдом, посвященную ребятам из Самообороны, которые "проявили настоящую гражданскую ответственность в ходе решения "межигорского вопроса". Именно Самооборона первой позвала музейщиков в оставленное бывшим владельцем на произвол судьбы Межигорье... Именно им мы посвящаем данный проект, в котором объединяется наивная вера в ценность всего, что блестит, с могучей и поистине героической верой в революционную утопию, в то, что обыкновенные люди, объединив свои усилия, могут изменить к лучшему судьбу своей страны".
Это очень странная выставка. Я ходила по залам с не очень приятным чувством какого-то вмешательства в чужую личную жизнь. Ведь хозяин всего этого "добра" жив и, очевидно, очень надеется на своё возвращение. Да и судьба этого имущества еще не решена. Государство не определилось пока с дальнейшей судьбой культурных ценностей, найденных в ящиках, уже погруженных в грузовики, которые не успели выехать за пределы президентской резиденции.
Экспонатов много, и даже очень много. Ими занят весь первый этаж , из которого в начале боевых действий у стен музея, были вынесены все ценнейшие картины и иконы, составляющие основной фонд . Теперь вместо них другие картины, иконы, старинные раритетные книги, географические карты, изделия из фарфора, стекла, хрусталя, слоновой кости. Скульптуры, часы, канделябры, посуда, предметы охоты, и даже чучело нильского крокодила...И среди всего этого нагромождения всевозможных предметов есть подлинные шедевры.
Весь набор чрезвычайно хаотичен. Поэтому большая благодарность сотрудникам музея, которые смогли систематизировать по залам музея эту межигорскую эклектику.
Пока покажу вам только собрание икон.
Как видите, икон очень много. Причем, наряду с уникальными византийскими иконами и шедеврами иконописи 17-18 веков, здесь можно увидеть и иконы из современных церковных лавок, написанные доморощенными монастырскими иконописцами.
Обратите внимание на крайний левый экспонат. Если открыть эти бронированные (!) двери, то начинает звучать духовная музыка. Как вам такая современная религиозно-музыкальная шкатулка?
Византийская икона "Богоматерь с Младенцем". 14 век.
Современная икона с изображением старцев Почаевской Лавры. Очень интересно её исполнение - она инкрустирована янтарём. Наверняка, это дар из соседней мне Ривненской области, которая славится своими янтарными иконами.
Справа - портрет личного духовника Януковича - схиархимандрита Зосимы.
Копия известной картины Поленова (19 век) "Христос и грешница".
Помните известную притчу из Евангелия "Кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень"?
В этом же зеленом зале - собрание старопечатных книг. Среди них - "Апостол" Ивана Фёдорова, изданный в 1574 (!) году.
Не знаю, интересен ли вам этот осмотр. Для меня это была первая в моей жизни выставка, не принесшая никакого эстетического удовольствия. Даже не могу сформулировать свои чувства. Но совсем не было злорадства, но не было и восторгов, и совсем не было мыслей типа "Живут же люди...". Невольно сравнивала увиденное здесь с шикарнейшими коллекциями и интерьерами графов Девонширских. Ведь всё-таки были своего рода "эксплуататорами трудового народа". Но мои чувства тогда были абсолютно иными...
А как вы относитесь ко всему этому? И стоит ли мне продолжать показ экспонатов из Межигорья?