Продолжение. Гуляем по историческому центру Вены. Только что мы протолкались прошлись по шумно-изысканно-впечатляещему Грабену, смотрели с восхищением направо,налево,чаще вверх,чем вниз, определяли архитектурные стили и вдруг с удивлением заметили, что говорливый и веселый поток туристов как-то сразу иссяк, куда-то растворился. И мы остались практически одни на небольшой площади, в самом центре Вены.
Фотографию взяла из Википедии, чтобы показать вам общий вид скульптурной композиции, которая так поразила мое воображение. Заодно вы можете убедиться,насколько,действительно, пустынна эта небольшая центральная площадь под названием Альбертинплац.
Ее автор - известный австрийский скульптор Alfred Hrdlicka. Перед вами одно из самых известных его творений - Памятник жертвам войны и фашизма.
Рассмотрим его поподробнее.
Скульптурная композиция, состоящая из трех отдельно стоящих скульптур показалась мне каким-то чужеродным телом на фоне окружающих ее парадных зданий.
Что-то было такое жуткое в этих мраморных полуфигурах, полутелах, что хотелось поскорее убежать из этого места. Назад - в толпу, к шуму, к гаму, к красочным витринам, к буплящей и кипящей уличной жизни. Ведь я - Вене, где,казалось бы - вечный праздник!
Посмотрите, как безлюдно вокруг. То-ли здесь такая энергетика, то-ли еще что-то...
И только возвратившись домой и покопавшись в Интернете мне стала понятна загадка этих памятников.
Этот мемориал не только дань памяти погибшим, не дожившим, не родившимся,замученным, изгнанным из родной страны, а и акт покаяния в том, что случилось в марте 1938 года.
"13 марта в 19 часов Гитлер торжественно въехал в Вену в сопровождении шефа Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии (ОКВ) Вильгельма Кейтеля. В тот же день был опубликован закон "Овоссоединении Австрии с Германской империей", согласно которому Австрия объявлялась "одной из земель Германской империи" и отныне стала называться"Остмарк"."
А на балконе этого великолепного Нового дворца резиденции Габсбургов, на Хельденплац, 15 марта 1938 года Гитлер произнес свою пламенную речь.
Не военными была заполнена гигантская площадь Хофбурга, тысячи и тысячи венцев пришли сюда, чтобы выразить свое всеобщее ликование по поводу присоединения Австрии к третьему рейху.
Такого скопления народа и такого приема Гитлеру не оказывала ни одна захваченная страна.
Мой любимый австриец - Стефан Цвейг, за год до своей трагической смерти в 1942 году, писал:"Я родился в 1881 году, в большой и могучей империи, в монархии Габсбургов, но не стоит искать ее на карте: она стерта бесследно. Вырос в Вене, в этой двухтысячелетней наднациональной столице, и вынужден был покинуть ее как преступник, прежде чем она деградировала до немецкого провинциального города. Литературный труд мой на том языке, на котором я писал его, обращен в пепел именно в той стране, где миллионы читателей сделали мои книги своими друзьями.
Таким образом, я не принадлежу более никому, я повсюду чужой, в лучшем случае гость; и большая моя родина Европа - потеряна для меня с тех пор, как уже вторично она оказалась раздираема на части братоубийственной войной. Против своей воли я стал свидетелем ужасающего поражения разума и дичайшего за всю историю триумфа жестокости; никогда еще - я отмечаю это отнюдь не с гордостью, а со стыдом - ни одно поколение не претерпевало такого морального падения с такой духовной высоты, как наше. ..
Вернемся к мемориалу. Больше всего меня потрясла вот эта небольшая фигурка униженного, ползающего старика-еврея. Я подумала, что это гротеск, фантазия скульптора.
Смотрите! Евреев, действительно,заставляли ползать по улицам Вены и мыть ее щетками...
И еще. Обратите внимание на колючую проволоку на скульптурной фигурке. Казалось бы, она должна напоминать о тысячах согнанных и замученных в концлагерях. Совсем нет. Первоначально ее не было. Но,похоже, что венцев не очень-то впечатлил этот памятник. И жители города, и туристы с полным безразличием усаживались на эту униженную, беззащитную, растоптанную фигурку. Используя ее как место для сидения,с тем же безразличием,с каким они смотрели на ползающих мужчин на этой страшной фотографии.
И опять Стефан Цвейг:
Университетских профессоров заставляли убирать улицы, набожных белобородых евреев сгоняли в святые храмы, и гогочущие молодчики принуждали их бить поклоны и хором кричать "хайль Гитлер". Неповинных людей отлавливали на улице, как зайцев, и волокли в казармы СА 1 чистить нужники; все, что прежде мерещилось болезненно-грязному, безудержно злобствующему воображению по ночам, бесчинствовало теперь среди бела дня. То, что нацисты врывались в жилища и у дрожавших от страха женщин вырывали из ушей серьги, было не ново городские грабежи, как известно, происходили и сотни лет тому назад, во времена средневековых войн; но здесь было бесстыжее упоение от публичного истязания, душевных пыток, изощренных унижений. Все это засвидетельствовано не одним, а тысячами тех, кто это выстрадал. До этого "нового порядка" убийство одного-единственного человека без суда и следствия еще потрясало мир, пытки считались немыслимыми в двадцатом столетии, экспроприацию еще прямо называли - воровство и грабеж. Теперь, однако, после нескончаемых варфоломеевских ночей, после ежедневных истязаний до смерти в застенках и за колючей проволокой, какое значение может иметь еще одна несправедливость, земное страдание? После Австрии 1938 года мир притерпелся к бесчеловечности, к бесправию и жестокости больше, чем за все предшествующие столетия. В прежние времена того, что произошло в злосчастной Вене, было бы достаточно для международного бойкота; в 1938 году мировая совесть помалкивала или лишь слегка роптала.
Нужен ли этот памятник в центре Вены? Знает ли молодежь что-нибудь о нем? Ведь чтобы подобный кошмар не повторилось, нужно очень хорошо знать прошлое.
А нужен ли этот мой пост? Не знаю...
Старые фотографии отсюда:
http://www.wellcomecollection.org http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/gallery/antisemitism.asp Анонс моего путешествия Начало пути - Чоп Ночной Будапешт Вена -начало. Вена-продолжение