Первые две недели марта я просидела в добровольной самоизоляции (указа еще не было), потому что приехала из Польши. Сперва каждую минуту прислушивалась , выискивая у себя, всем теперь, известные симптомы, потом бесконечно пересчитывала всех тех, с кем контачила до того, как себя самоизолировала. Когда прошло 14 дней, по ТВ сказали, что можно заразить, если заболел, хотя и бессимптомно и на 28-ой день после контакта с зараженным. Опять начала считать, сколько еще мне дней осталось к себе прислушиваться. Когда и эти сроки вышли, все равно не успокоилась, потому что пришлось пойти в магазин - кушать-то все-таки когда-нибудь нужно. Но теперь уже боялась, чтобы ко мне никто не притронулся., потому что по ТВ утверждали, что "он", который притронулся, может быть заразным...И вновь пришлось считать дни...Потом объявили строгий карантин и вообще запретили выходить из дома... Наверное, я бы точно сошла с ума от всех этих новостей, подсчетов и прислушиваний , если бы не начала писать "карантинные" посты в ЖЖ и перестала слушать последние известия. А еще мне очень помогли избавиться от "карантинного шока" три семечка, которые выпали из шишки, которую я привезла из недавнего путешествия (когда еще можно было путешествовать).
В гостеприимном польском доме, где я гостила в конце позапрошлого месяца был небольшой садик. Там было много садовых диковинок, за которыми ухаживала прелестная хозяйка этого дома. Было очень интересно, прогуливаясь с ней по узеньким дорожкам, слушать грамотные рассказы о каждом, из посаженных ею растений, которые или были еще в земле, или же уже появились на свет Божий и тянулись к позднефевральскому солнцу. Стараясь запомнить её советы, я невольно ловила себя на том, что постоянно вижу боковым зрением огромное и прекрасное хвойного дерево, то ли ель, то ли пихту, которое росло в конце садика. Услышав его имя, я тут же это название и забыла, хотя мелькнуло что-то очень знакомое. Потом были другие впечатления - новый для меня город с красивой архитектурой, музеи, интересные истории... Но каждый день меня тянуло к этому прекрасному дереву, тем более, что в его густых ветвях поселилась какая-то птица и периодически издавала красивые звуки, которые тревожили и вместе с тем радовали - вот -вот придет весна! Ведь тогда еще никто не мог даже себе представить, какой будет эта весна.
Уезжая, я подобрала на память под деревом пару шишек, которых на его верху было множество, и о которых, приехав домой, благополучно забыла.
Но дерево меня не забыло. Почему-то каждый день я пыталась мучительно и безрезультатно вспомнить его название. А когда поняла, что с этой навязчивой идеей мне не справиться, позвонила Оле, и услышала ответ - ДУГЛАСИЯ. И я вспомнила - ДЭВИД ДУГЛАС!
Услышала я это имя двенадцать лет назад, когда с туристической группой путешествовала по Великобритании.
В одно прекрасное утро, а тогда все утра (и дни, и вечера, и даже ночи были прекрасными) нас привезли в шотландский замок Скон, где нас встречали великолепные павлины.
Скон - это старинный замок с интереснейшей историей, - там долгое время находился Камень Судьбы, на котором по сей день коронуют британских королей. Но мой рассказ не об этом.
Я хочу рассказать вам о ботанике, благодаря которому в наших садах и парках растет и цветет множество прекрасных растений, которые так украшают нашу жизнь. Но мы никогда не задумываемся, откуда они появились. Воспринимаем их, как дары Природы. И действительно, досталась нам вся эта растительная красота даром. А ведь многие из этих цветов и растений стоили большого труда, здоровья, а иногда и жизни удивительных и самоотверженных людей, которые отправлялись в рискованные путешествия, чтобы не только удовлетворить свою страсть к познанию этого Мира, но и сделать нашу жизнь красивее и ярче. Хотя вряд ли они тогда об этом думали.
Вот и я до поездки в Великобританию даже не предполагала, что многие растения, который цветут в моей Галиновке, были открыты человеком, который жил в 19 веке, путешествовал, описывал и собирал диковинные растения, которые добрались даже до моего прекрасного сада. Имя этого ботаника -
Дэвид Дуглас. Прожил он всего навсего 36 лет. И его смерть была ужасна.
Прижизненный портрет Дэвида Дугласа, выполненный его племянницей в 1829 году. Фото
ОТСЮДА. Родился Дэвид Дуглас в 1799 году именно здесь, в Шотландии, в средневековом городе Скон.. В 11 лет он уже работал садовником в имении графа Мэнсфилд, в дворцовом парке. А парк этот и по сей день великолепен.
В 17 лет Дэвид Дуглас продолжил образование в колледже в Перте (Вальтер Скотт "Пертская красавица".), а затем в Ботаническом саду в Глазго. Его интерес к ботанике был огромен. Еще бы! Как можно не любить и не интересоваться этой красотой?
Его любовь к растениям вскоре была вознагражден. Дэвида Дугласа приняли участником экспедиции в высокогорные районы Британии. В 1823 году он уже член Королевского садоводческого общества и его отправляют в экспедицию в Северную Америку с заданием найти новые виды растений и кустарников. Несмотря на большие трудности, он собирает более 200 неизвестных для Европы видов растений, которые привозит в Англию. Многие из них прекрасно прижились, а затем распространились по всему континенту.
По сей день растут в парке дворца Скон хвойники, которые были посеяны из семян, привезенных их своих экспедиций Дэвидом Дугласом.
За период с 1825 по 1827 год он проделал в общей сложности около 10 000 миль по неизведанной территории, вдали от цивилизации, двигала им только большая любовь к природе и к науке. А ведь охота на растения была в то время довольно опасным занятием. Во-первых, путь лежал, как правило, неизведанным и малолюдным местам. А во-вторых, если там и были люди, то как правило, к чужеземцам относились очень даже не приветливо.
Фото
ОТСЮДА. Так выглядит Дугласия на своей родине в Северной Америке. Дэвид Дуглас дал ей название Douglas Fir. Русские названия: дугласия тиссолистная, дугласова ель, лжетсуга Мензиса, орегонская сосна или пихта Дугласа.
Фото
ОТСЮДА. Во время путешествий по Северной Америке в 1823-1827 г.г. Дэвид Дуглас вел дневник. "Пишу сейчас при свете свечи, лежа на траве, постоянно ожидая нападения, - поэтому мое ружье всегда рядом со мной". Этот дневник был опубликован в Лондоне в 1914 году Королевским садоводческим обществом и перепечатан в 1959 году в Нью-Йорке.
Если кто интересуется, то
по этой ссылке вы можете ознакомиться с его дневником. Формат pdf, английский язык. Но очень интересно.
.
К сожалению,за давностью лет забыла, что было написано на табличке. У меня тогда был совсем маломощный фотоаппарат. Разобрать можно только имя "Дэвид Дуглас", то есть это хвойное дерево, несомненно, имеет к нему отношение.
В 1829 году ДЭвид Дуглас планировал совершить поездку на Аляску и в Сибирь, но она у него не удалась, так как местные жители на Аляске отнеслись к путешественнику очень враждебно. Коллекция из сотен видов новых растений была утрачена безвозвратно.
Затем были Гавайские острова. Из экспедиции на Гавайи Дэвид Дуглас привез около 50 новых видов папоротников, мхов и лишайников. Возможно, эти мхи и папоротники потомки из той, далекой и такой трудной гавайской экспедиции.
Но Дэвид Дуглас не только собирал гербарии и описывал диковинные растения. Он вел метеорологические, магнитные, хронометрические, лунные и географические наблюдения, не забывая при этом делать полевые зарисовки. Интересовали его и животные. По сей день прыгает по Североамериканским лесам белка Дугласа. В 29 лет он уже был знаменитостью. Его отчеты с восторгом заслушивали в Линнеевском, Зоологическом и Географическом обществе. В то время, когда во всем мире было известно около 92 000 видов растений, Дуглас отправил в Великобританию около 7 000 видов, многие из которых были новыми и затем прекрасно акклимаизировались в других условиях.
Поздней осенью 1833 года Дэвид Дуглас отправился на Сандвичевы острова. Длительные экспедиции уже подорвали его здоровье, кроме того, он ослеп на один глаз, но жажда новых ботанических открытий была неутолима. 12 июля 1834 года он ушел по горной тропе на севере Гавайев и исчез. Искали его недолго. И то, что они обнаружили, было ужасно. Исследователя растоптал разъяренный дикий бык, который провалился в яму, устроенную местными жителями для поимки диких зверей. В эту же яму, по неосторожности, или по злому умыслу, упал и Дэвид Дуглас. (В этой трагедии по сей день много неизвестных). Можно представить, что пережил этот неутомимый и отважный исследователь в последние минуты своей такой недолгой жизни.
На том месте, где так нелепо и трагически погиб Дэвид Дулас в 2014 году на мемориальной пирамиде из камней установили памятную доску.
Click to view
Похоронили Дэвида Дугласа очень далеко от его родной Шотландии - в церкви Кавайахао в Гонолулу.
Трогательная подробность: Дуглас всегда путешествовал со своей маленькой собачкой, терьером Билли. Каким-то образом тот остался жив. Добрые люди переправили Билли в Лондон, где его "усыновил" кто-то из Министерства иностранных дел.
Судя по материалам из Сети, Дэвид Дуглас имеет много почитателей. Организовываются экскурсии по следам его путешествий, снят документальный фильм "Finding David Douglas". К сожалению, нашла только
трейлер. Есть
замечательный сайт, откуда я и почерпнула те сведения, о которых вам расказала. Кто-то из его почитателей посеял вокруг места, где погиб Дуглас семена его ели, и теперь там целый лес из ДУГЛАСИЙ. А еще в Канаде есть гора Сэр Дуглас (Mount Sir Douglas), названная так в честь неутомимого исследователя.
После той памятной поездки в Великобританию я перерыла весь Интернет в поисках сведений о Дэвиде Дугласе, и очень долго не могла забыть историю его жизни и трагической гибели. Составила каталог цветов и кустарников, к
открытию которых он был причастен, (т.е. открыл, описал, сделал гербарий и привез семена), и которые можно было у нас приобрести. Постепенно у меня набралась приличная коллекция: розовая спирея, эшольция, кларкия, гайлардия, клематис вирджинский, камассия, кореопсис, годеция, гейхера, люпины, энотера, флокс Дугласа, жимолость каприфоль. Сперва я не забывала, что это растения Дугласа и относилась к ним особенно заботливо, вспоминая добрым словом того, благодаря которому я ими любуюсь. Но потом, конечно, забыла. Потому, наверное, не напрасно судьба привела меня в милый польский садик, где росло огромное хвойное дерево, которое имело прямое отношение к удивительному человеку, который в мире науки навсегда остался как: "один из наших величайших и самых успешных исследователей-ботаников, которому мир очень обязан".
Шишки, который я подобрала под польской ДУГЛАСИЕЙ были практически пустые. Наверное, их склевала та певчая птица, которая облюбовала это дерево. Но три семечка все-таки были обнаружены. Не буду вас загружать сведениями, как я их готовила к посеву. Не знаю, что у меня получится, но семена посеяны. Всходов ждать долго. Но я очень надеюсь, что и у в моем саду будет расти чудесное дерево с такой удивительной историей и с красивым названием - ДУГЛАСИЯ.
И в заключение - карта, на которых указаны места, где побывал Дэвид Дуглас в период с 1823 по 1834 г.г.. Красным помечено место, где он нашёл ту ужасную яму с разяренным диким быком.
Фотография
ОТСЮДА. Ссылки на использованный материал - в тексте.
Книга "
Douglas of the fir : a biography of David Douglas, botanist"