Отвлекусь-ка я ненадолго от своих воспоминаний о Венеции и расскажу вам про небольшой городок моей Украины, который мало известен даже моим землякам. А городок этот очень интересен, и его не очень обычное название может многое рассказать о его истории.
Итак, районный центр Виницкой области - Мурованые Куриловцы с населением 5 918 человек на 1.01. 2017 года..
Я и сама ничего не знала бы об этом месте, если бы не моя поездка в Могилев-Подольский, который находится на границе с Молдовой, не имеющей, кстати, никакого отношения к моему рассказу. Просто, это как бы метка для тех, кто вдруг пожелает искать на карте Украины Мурованые Куриловцы.
Итак, я возвращалась из Могилева-Подольского по автотрассе, которая то спускалась в долины рек, то, как в горах, поднималась и изгибалась почти что серпантином, Любуясь из окна дребезжащего (по причине качества дороги) автобуса живописнейшими краевидами, которые открывались мне со всех сторон, я обратила внимание на красивое и большое здание, похожее на дворец, которое мелькнуло вдали и быстро исчезло из поля зрения .
Строение меня удивило и заинтересовало, так как проезжали мы по небольшому селению. Водитель автобуса оказался любознательным и с удовольствием объяснил, что проехали мы через Муровани Курыливцы (Муровані Курилівці), и что в этом здании сейчас находится интернат, а раньше оно принадлежало какому-то пану. Этого мне было достаточно, чтобы начать собирать информацию, которая и привела меня к знаковой встрече - знакомству с Дельфиной Потоцкой, появившейся на свет Божий именно в том дворце, мимо которого я проезжала.
Так как мой "труд века" - перевод книги о Дельфине Потоцкой, еще не закончен, то рассказ о ней еще впереди. Но сейчас, я думаю, вам уже стало понятно, почему я поехала ознакомиться с местом, где родилась будущая светская львица и муза известных поэтов, художников и музыкантов.
Дельфина Потоцкая из мрамора, обнаруженная мной в одном из музеев Кракова.
Расшифровываю название "Мурованые Куриловцы".
В конце 15 века небольшое селение, расположенное на берегу красивой речки Жван, носило название Чуриловцы - вроде бы так прозвали местное семейство. (Напоминаю, что до начала 19 века вся правобережная Украина входила в состав Польши. Польские паны с удовольствием приобретали здесь плодородные земли, которые обеспечивали им веселую и безбедную жизнь). В 18 веке Чуриловцы почему-то превратились в Куриловцы. А когда очередной пан Станислав Комар стал хозяином этих мест и построил дворец, со всех сторон огражденный муром (т.е. стеной из камня), то Куриловцы стали Муроваными. В дальгнйшем название не менялось, хотя и по сей день произносить слово "МУРОВАНОКУРИЛОВЕЦКИЙ" довольно-таки трудновато. Попробуйте!
Конечно же, основным объектом осмотра в Мурованых Куриловцах был дворец, который построил Станислав Комар - родитель моей Дельфины. Но и осмотр городка мне был интересен. Тем более, что провинция - это моя слабость. Всегда найдется что-то интересное. Так случилось и в этот раз. Но сперва ничего примечательного я не обнаружила - чистенький городок, много зелени,
в центре - аккуратные пятиэтажки.
Правда, удивили странные трубы, торчащие из некоторых окон. Как оказалось, это местное ноу-хау. Так мурованокуриловцы решают проблему с теплом, отказываясь от центрального отопления из-за чрезмерной дороговизны последнего.
Конечно же, есть торговый центр,
и почитаемый и читаемый Тарас Григорьевич Шевченко.
Очень порадовала голубая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Не новодел. Недавно исполнилось 130 лет. Но вновь открыта для прихожан сравнительно недавно, так как до 1991 года здесь, по традиции, находились склады и прием пункта стеклотары. В церковь не зашла, - времени было маловато, а прогулка по городу затягивалась, так как приходилось то спускаться, то подниматься - весь городок был расположен на пологих холмах.
На старинной фотографии начала 20 века хорошо видна и вышепоказанная церковь, и как живописно, на разных уровнях раскинулись Мурованые Куриловцы.
Почтовый штемпель указывает год, а справа - адрес сайта, откуда взятв эта замечательная фотография старинной огткрытки.
Нашла очень интересные сведения о прошлом Мурованых Куриловцев: "…Ныне в Куриловцах жителей 3,823 душ обоего пола, в том числе 1.212 душ евреев. Дворов 652, из них - 444 - собственных и 208 - на чиншевом праве. Церковь - 1 (1787 г.), часовня (в память священного коронования 15 мая 1883 года)- 1; еврейских молитвенных домов - 3. Сахароваренный завод (основан в 1842 году) 1; чугунно-плавильный-литейный завод-1; водяных мельниц- 4; лавок - 25; ремеслянников - 124. Торжков 26 и базарных дней в году - 52. Одноклассное народное училище (основано в 1863 году), в нем учащих 3 и учащихся 70 (57+13). Волостное правление. Почтовая станция, с приемом корреспонденции. Аптека…"
"Справочная книжка Подольской губернии", составил В.К. Гульдман, 1888.
ОТСЮДА. А вот и вышеупомянутый сахарный завод. Удивительно, что сейчас об этом огромном предприятии никто даже не вспоминает. Даже в Большой Советской энциклопедии в статье о Мурованых Куриловцах этого завода нет. На 1971 год упоминаются заводы: плодоконсервный, маслодельный, комбикормовый. Которые , кстати, тоже в Мурованых Куриловцах уже не существуют...Но это я так - к слову... Хотя проходила мимо стен бывшего маслодельного завода...
Гуляем дальше.
Вообще-то. планировка Мурованых Куриловцев довольно-таки странная. Вдруг улица с приличными и ухоженными домами заканчивается, и появляется мостик через глубокий овраг, заросший буйной и живописной растительностью.
А перейдя через этот голубой мостик, вдруг оказываешься перед огромным и длинным зданием. Я сразу же предположила, что это местная школа. Но оказалась неправа.
Огромное здание оказалось местным Дворцом Культуры. И хотя меня ждал дворец бывших хозяев Мурованых Куриловцев, пройти мимо этой современной красоты, я, конечно же, не смогла.
\
Название культурного центра "Жовтень", т.е. "Октябрь" меня очень заинтересовало. На фоне всеобщей декоммунизации оно как-то совсем не смотрелось.
Входной вестибюль ничем не удивил, - я уже хотела повернуть обратно. Тем более. что времени у меня было в обрез, Обратная дорога домой была очень долгой и с пересадкой в городе Хмельницкий, а я еще не добралась до своей главной цели.
Но поднявшись выше , я обомлела. Это был самый настоящий современный дворец! И где? В населенном пункте, который даже городом не назывался. Правда, приставка "городского типа" немного украшала слово "посёлок", но всё равно, главенствующим здесь было слово "село".
Так что, смотрите, какие сёла есть в моей Украине!
Огромный зал украшал потолок, достойный дворцов Венеции, которые недавно я с таким восхищением рассматривала.
Это не была какая-то штамповка, или, набившие оскомину "французские " потолки. Это была ручная работа замечательных Мастеров по дереву, которые были приглашены из Закарпатья.
Их фантазии не было предела. Например, стена из овальных зеркал,
в одном из которых я не упустила случая сфотографироваться. Когда еще выпадет случай попасть в такой роскошный дворец....
А следующий зал оказался еще лучше и интереснее. И если потолок был выполнен приезжими умельцами, то здесь вся стена была украшена коврами, выполненными золотыми ручками местных Мастериц.
Ковроткачество всегда было традиционно для Винницкой области, как и для всего Подолья. Но когда началась масовая коллективизация, это замечательное ремесло угасло, как, впрочем, и гончарство, и вышивка, и ткачество, и прочие проявления народного творчества. Как же замечательно, что сейчас появились попытки возродить эту красоту!
Еще больше меня удивило, что в этой местности ковры не ткались, а вышивались!!!
Те, кто знаком с вышивкой крестом, поймет, какая это кропотливая работа, и сколько нужнго времени и терпения, чтобы вышить подобный ковёр!
А узор! Его ведь не подсмотришь в Интернете, не скопируешь и не вставишь, единственным кликом "мышки". Наверное, потому эти работы излучают столько душевного тепла, что отойти от них просто невозможно.
Но на этом мои восхищения мурованокуриловецким дворцом не закончились. Здесь же я увидела табличку, мимо которой тоже было невозможно пройти, хотя имя Ф.З.КОНОВАЛЮК мне ничего не говорило.
Как оказалось, это известный украинский художник Коновалюк Федор Зотикович (1890-1984). Творческий путь очень интересный и долгий. Родился в селе, недалеко от Мурованых Куриловцев. В детстве батрачил у помещика. В 13 лет поехал к брату своего отца в Киев, где обучался в иконописной мастерской при Киево-Печерской Лавре. Затем обучение у Маковского в Петербургской Академии художеств, потом Киевский художественный институт в мастерской у Кричевского. Жил и работал в Киеве. Известен как замечательный пейзажист и иллюстратор произведений Т.Г.Шевченко.
"Я пишу з дитинства історію, історію природи Поділля, культури України, її колиски Київа і навколишного середовища. Треба відбити усю велич, неповторну красу нашої України, ну от і намагаюсь залишити казкові місячні ночі, українські хатки, вітряки і безмежні лани.
Вже нема тих хат під стріхою, рідко де знайдеш, але ж треба, щоб нащадки знали, яким було село. як затишно і любо в кожному куточку України, в моєму серці. Хай же хоч цю маленьку краплину моєї праці, може донесу до майбутніх людей, аби знати, що моя Батьківщина завжди була і є нацкращою в світі. Мета мого життя - справжнє мистецтво і гімн природі моєї Батьківщинми, гімн народу". (Ф.З. Коновалюк)
Похоже, что советской властью художник не был обласкан, так как звания "народного художника УССР", несмотря на такой долгий творческий путь не получил. Жалею, что не сфотогрфировала его работы крупным планом. Судя по тому., что нашла в Интернете, это был НАСТОЯЩИЙ ХУДОЖНИК.
Честно говоря, уходить из дворца - настоящего культурного центра, не хотелось. Кстати, нигде в описаниях Мурованых Куриловцев об этом Доме Культуры, к сожалению, не упоминалось. И я могла спокойно пройти мимо. Как же хорошо. что этого не произошло.
Пришлось опять фотогрфироваться. Ну как это не сделать возле места, которое доставило мне столько положительных эмоций!
Но тогда я еще не знала, что впереди меня ожидают эмоции отрицательные.
Изучив в Интернете всё, что есть о Мурованых Куриловцах, я узнала, что кроме дворца, где родилась и провела своё детство моя Дельфина, есть еще одна достопримечательность, которую, я, конечно, не могла пропустить.
Казалось бы - что интересного в этих старых, покосившихся и почти развалившихся домах? А они хранят историю. Причем, трагическую историю,
которую забывать нельзя.
В конце 19 века третью часть всего населения этого городка составляли лица иудейского исповедания. Жили они обособленно, вот в таких характерных домах. Ремесленничали, торговали, обслуживали панское имение, работали на сахарном заводе, растили детей, молились. Было 4 синагоги и талмуд-тора, т.е. особая школа для мальчиков с обучением на идиш. После революции здесь был организован центральный еврейский сельсовет для всего района. Некоторое время даже существовал еврейский колхоз, который затем стал общим.
Беда пришла летом 1941 года, когда в Мурованые Куриловцы вошли немецкие части. Весь еврейский квартал оцепили и создали гетто, Покидать его разрешалось только один раз в неделю на несколько часов.
21 августа 1942 года было объявлено, чтобы все жители гетто приготовились к переезду на новое место и взяли с собой документы и драгоценности. А далее всё было, как и везде. Ценности приказали сбрасывать в мешки для нужд немецкой армии, предупредив, что расстреляют каждого, у кого найдут не сданные драгоценности. Затем обреченных погнали к опушке леса и всех расстреляли. Женщин, детей, мужчин, подростков, стариков, старух - две тысячи триста четырнадцать человек расстреляли и закопали в силосные ямы. Многие из них были еще живые...
А домА остались...Наверное, они до сих пор ждут своих хозяев, которые, прикрыв входные двери, повесили на них символические замки и ушли, надеясь совсем скоро вернуться...2 314...
Жутковато было ходить по пустым закоулкам. Живет здесь сейчас всего-навсего четыре человека из бывшего еврейского населения. Поэтому я обрадовалась, когда из дома вышла пожилая женщина - одна из жителей этого бывшего большого еврейского местечка - штетла. Немного с ней поговорила. До семидсятых годов половина этих домов не пустовала. Функционировало несколько заводов, то есть можно было найти работу. Когда же в восьмидесятых годах её соседи начали массово выезжать в Израиль, она осталась. - не могла оставить своего больного отца. Сейчас ходит к нему на еврейское кладбище, куда добираться всё труднее и труднее. Очень жалею, что не поговорила с женщиной как следует. Запомнила имя - Анна Захаровна.
После всего увиденного в бывшем штетле, которое напрочь отбило положительные эмоции от встреч с прекрасным, как-то не очень хотелось идти смотреть, как жили бывшие паны. Но дорога вела вдаль. И я знала, что сейчас вся территория за этими "столбами" принадлежит школе-интернату. А дети - это всегда хорошие встречи.
Потому - до следующей встречи!