Посещение Байкового кладбища повергло меня в такое уныние, что захотелось занять себя каким-нибудь другим мероприятием, способным отвлечь от мрачных мыслей. И вспомнилось, что меня давно интриговал загадочный треугольник, который я видела в книге Олеся Ильченко "Місто з химерами".
А так как в данный момент я находилась именно в этом місті, т.е. в городе Киеве, а химеры на доме Городецкого были мне хорошо знакомы, то я и решила развенчать некоторый эпизод из книги, который мне казалось всего лишь выдумкой автора.
Книга была о Городецком и читала я её с удовольствием, так как сюжет был исторически достверен, хотя автор позволил себе ввести несколько вымышленных героев-студентов нашего времени. Студенты пытались разгадать загадку случайно обнаруженного чертежа-карты, принадлежавшей, якобы, Владиславу Городецкому.
Вот эта карта с загадочным треугольником. В углах треугольника находились здания, связанные друг с другом. И эта связь была покрыта загадками и мистикой.
Вот поэтому этот треугольник и не давал мне покоя. Решив, что он как раз почти что в тему моего посещения Байкового кладбища ( и там, и тут - Городецкий!), я вооружилась распечатанной схемой-картой и пригласила
Маргариту, как знатока Киевских улиц, на поиски загадочных домов.
Найти дом в правом углу треугольника оказалось проще простого. Ориентиры - Николаевская пл. и Банковская ул. четко указывали на то, что это - дом Городецкого.
Мы к нему даже не подъезжали, так как знали, что он уже окружен КПП, и подойти сейчас к нему не так-то просто. Но дом мне был хорошо знаком по предыдущим посещениям Киева, а его фотографий у меня было не менее сотни.
Что творилось у него на верхних этажах, я уже
показывала и рассказывала. Конечно, нечистью назвать это было нельзя. Но и обильное количество рогов, клыков, фантастических рыб, болотных жаб и загадочных дев, как-то невольно заставляло задуматься. А всё ли здесь чисто?
Владислав Городецкий оставил после своего ухода много загадок. То, что строилось по его проекту в Польше и в Тегеране, не отличалось такой изощрённой фантазией, как то, что было спроектировано в Киеве. Взять хотя бы его саламандры, придавленные камнем на портале костёла Св.Николая. Или же скульптурные фантазии на его собственном доме. Что могут означать эти трилистники с хоботками? Или же этот хищный орел, торжествующий над мерзким хвостатым чудищем? Вроде бы никакой чертовщины здесь и нет, как и нет ни единственного намёка на "Силы Небесные", которые её побеждают.
Следующую точку-дом найти было почему-то трудновато, хотя названия улиц были прекрасно обозначены на карте. Мы с Маргаритой долго бродили по району Киева, который раньше назывался Солдатская слободка. Искомое здание находилось на Гоголевской улице. Так как я уже была настроена на мистику, то название, конечно, меня насторожило. Кто же, как ни Николай Васильевич Гоголь, был одним из самых мистических писателей. Да еще и оказалось, что улица получила это название в 1902 году, в ознаменование(!) 50-летия его СМЕРТИ (!).
Покружив по бывшей Солдатской слобдке, мы в конце-концов попали на нужное направление. Вот он - этот дом. Проектировал его не Владислав Городецкий, а его хороший приятель, тоже известный архитектор Владимир Адрианович Бессмертный (1861-1940). хотелось узнать побольше о проектировщике, но практически ничего не узнала, кроме того, что в 1922 году он был Главным архитектором Киева. Бывший доходный дом, построенный для генерала-майора Ягимовского, вызвал у меня какое-то беспокойство странной ассиметрией. Что это было? Причуда архитектора, или заказ генерала-майора? Странная угловая башенка, разные балконы и большая арка на первом этаже..
Под аркой были обнаружены два кота. Но что это были за коты!
Это были жуткие коты. И смотрели они не друг на друга, а в неизвестную даль.
Дальше - больше. У входной двери была еще одна арка меньшего размера, которую охраняли не менее суровые совы.
Но головы этих маскаронных "мужиков" вообще убили!. Вот скажите, хотели бы вы жить в этом доме?
Последующие поиски в Сети рассказали, что сейчас это жилой дом, но пользующийся дурной славой. Якобы с жиличками, т.е.с женщинами случаются всяческие несчастья. И хотя я не очень верю в подобные истории, обследование фасада говорило, что это, действительно, странный дом..
Рассмотреть верх дома мешало, бьющее в глаза, солнце. Но там, на самом верху, было какое-то "архитектурное излишество". Но без бинокля разглядеть его было невозможно.
Пришлось воспользоваться приближением фотокамеры.
Под двумя стрельчатыми окнами явно просматривался непонятный обшарпанный герб с когтистыми лапами химерных драконов.
А на самой верхотуре восседал, со всеми своими мужскими красотами, высоко подогнув мускулистые ноги и держась обеими когтистыми руками за полускипетры, полурастения, тот "кого никто не любит" и чей взор надежду губит"..., и смотрел своими выпучеными глазами по направлению городского центра.
Что тут можно еще добавить?
Когда первоначальный шок прошел, мы почти что побежали искать третий дом. Он находился на улице Большая Житомирская. Как хорошо, что со мной была Маргарита! Без неё я бы, конечно, запуталась во всех этих переплетающихся улочках. Жизнь в провинции накладывает большой отпечаток на поведение в больших городах. Я, например, боюсь переходить проспекты, меня раздражает автомобильный нескончаемый гул, да и шум большого города мне неприятен. Но сейчас я забыла о всех своих комплексах и, не обращая внимания на пешеходные переходы, торопила Маргариту, которая, кстати, увлеклась этими поисками, не менее меня.
Улица Большая Житомирская оказалась большим и шумным проспектом с огромными, как правило, дореволюционными и красивыми домами. Рассматривая их сверху донизу, мы ничего примечательного не замечали. Не было даже каких-либо маскаронов. Здания были ухоженными и имели очень пристойный вид. Расстроившись, мы решили ехать домой и осматривали большое здание , которые находилось как раз напротив троллейбусной остановки. Это был бывший доходный дом некоего пана Роговского. Здание проектировал также хороший приятель Городецкого Михаил Павлович Бобрусов (1878-1955). (Кстати, знаменитый Бессарабский рынок построен с его участием).
Как же хорошо, что нам пришлось долго ждать троллейбус! Смотри внимательно Видите?
Вот она - последняя третья точка! И ведь нет даже намёка на то, что может связывать эту мерзкую дьявольскую голову с оформлением фасада. Читала у Олеся Ильченко, что архитектор объяснил странный заказ на это страшилище с тем, что, в рядом находящейся комнате, хозяин дом проводил спиритические сеансы.
И вот уже второе столетие возвышается эта крылатая тварь над головами киевлян, которые спокойно проходят мимо. Но киевляне ей не интересны. Оскалив свою мерзкую пасть, смотрит она в центр, туда же, куда и её собрат с Гоголевской улицы.
Неужели кто-то живёт в квартире с балкончиком, рассуждали мы? И чем они там занимаются?
При моём последнем посещении Киева, мы специально подъехали к этому дому.
Прямо по соседству с этой дьявольщиной светилось прикрытое занавесками окно...
Но была еще и последняя - четвертая точка.
Смотрим еще раз на карту.
Прямо в центре этого мистического треугольника находится Софийский Собор, построенный в первой половине XI века...
Можно долго еще рассуждать на эту тему, дав полную волю своей фантазии. Предоставляю это вам сделать самостоятельно. А я вам только немного пересказала книгу Олеся Ильченко и показала собственные фотографии, сделанные по следам этой мистическо-детективной повести.
Но наши с Маргаритой поиски имели всё-таки соответствующие последствия.
На следующий день мы собрались ехать в небольшой город Переяслав-Хмельницкий. Увидев номерной транспортный знак , мы даже не удивились. Трижды перекрестились и ...поехали. Навстречу новым открытиям, о которых, надеюсь, еще буду вам рассказывать.
Если, конечно, ниКТО мне не помешает.