"Весь дом (автор и быв.владелец - инженер В.В.Городецкий) - яркий образец претензионного декаданса, упадка буржуазных вкусов конца 19 начала 20 ст." Ф.Эрнст.1930 год.
Каждый раз, приезжая в Киев, я обязательно шла к этому дому. Это серое здание манило меня своими загадочными созданиями. Их было много: головы косуль, слонов и носорогов равнодушно взирали на меня, огромные жабы свешивали свои жабьячи лапы, диковинные усатые рыбы раззевали свои пасти, девушки, которых я принимала за русалок, удивлённо разглядывали всех и вся , по стенам сновали ящерки и игривые змейки, а сверху свешивался огромный змей. И всё это было перевито веревками, сетями, и изумительными растениями, т.е. было чем занять моё воображение! К сожалению, расспросить о доме не удавалось. Прохожие недоуменно пожимали плечами. И лишь одна пожилая женщина загадочно сказала мне, что его построил богатый человек в память о дочери, которая утонула. Это еще больше подхлёстывало мои фантазии. Потом, благодаря Константину Паустовскому,и Виктору Некрасову, которыми тогда зачитывалась, узнала, что дом построил "инженер" Городецкий. Правда, Паустовский назвал его нелепым, да еще и с с уродливыми изображениями зверей, но это ничуть не уменьшило ни моей любви, ни моего интереса к этому архитектурному чуду. Годы шли. Одно время дом стоял в лесах и к нему не было доступа, что меня очень огорчало. Но потом он вновь ожил и стал еще интереснее, потому что появился Его Величество Интернет, и я узнала имя человека, сотворившего это фантастическое здание. Этот человек стал моим кумиром. О чем и свидетельствуют посты, написанные о Владиславе Городецком и о его творчестве. [Spoiler (click to open)]http://zalgalina.livejournal.com/62141.html Городецкий Костёл Св.Николая http://zalgalina.livejournal.com/62419.htmл. Городецкий Караимская кенаса http://zalgalina.livejournal.com/62936.html Городецкий Музей http://zalgalina.livejournal.com/63931.html Городецкий ДомА Каково же было моё огорчение, когда, в очередной мой приезд в нашу столицу, мне не разрешили подойти к этому зданию. Оказалось, что теперь полюбоваться творением Владислава Городецкого можно только с экскурсией, которую нужно предварительно заказывать по Интернету. Знал бы об этом архитектор, покоящийся на чужбине, под жарким солнцем мусульманской страны, что его дом станет военно-политическим объектом и окажется под охраной... В день своего 40-летия, 4 июня 1904 года, подняв бокал шампанского в своём, только что построенном доме, он сказал: "Дом, может, и диковатый, но в Киеве не найдется человека, который бы миновал его, не остановив взгляд". Но оказывается, что теперь остановить свой взгляд на нём смогут только избранные.
.По какой-то странной иронии судьбы, дом оказался в окружении правительственных домов. И конечно же, никак не вписался в строгие сталинские колонны и квадратные, абсолютно прямые, без всяческих излишеств стены. Почему же он устоял? Почему его не снесли, чтобы не портил своим фривольно-сказочно-диковатым видом весь этот правительственный офизиоз? Ведь долгое-долгое время новация Городецкого никак не воспринималась отечественными искусствоведами. "Отвратительное уродство, наглое творение, неудачно наследие средневековіх готических(?) зданий, образец средневекового декаданса..." Как только не изощрялись "ценители" искусства. И даже в многотомной "Истории искусства народов СССР" можно прочитать: "Архитектор В.Городецкий известный главным образом чрезмерно экстравагантным особняком, перегруженным фантастическими скульптурными изображениями разных зверей и морских чудищ".
Но, несмотря на эти нелестные отзывы и запрет на приближение к дому, прогулку к нему мы всё-таки с вами совершим. В прошлом году доступ в эту, неприкосновенную для простых смертных территорию, еще был разрешен. Потому - гуляем! Бесплатно!
Приближаемся к дому, и...начинаются загадки. Что за странное архитектурное сооружение перед особняком? Не памятник, не надгробие, не кенотаф, не какой-то памятный знак. Скульптурная композиция сразу же настораживает и настраивает на тревожно-мистический лад.
Что сие может означать? И что это за зверь? Пишут, что пантера. А может, львица? Очень уж свирепая. А как распластала свои огромные крылья поверженная птица! Она еще судорожно царапает массивными когтями хищника. Но это уже её агония... Что хотел сказать Городецкий, соорудив эту скульптуру перед домом, в котором собирался жить всей семьёй. Да еще и разместил её перед окнами своего кабинета. Сразу же отмечу, что дом строился, как доходный. То есть планировалось сдавать квартиры в аренду, чтобы как-то восполнить затраты на строительство, а также на возвращение кредита. Но в одной из квартир должны были жить Городецкие с двумя детьми и с прислугой.
Место для постройки дома было выбрано, с точки зрения Киевских друзей -архитекторов, крайне неудачно. Это был берег когда-то осушенного Козьего болота. Берег круто поднимался вверх к улице Банковой. И вот именно на этом склоне задумал Владислав Городецкий построить свой дом. Участок был очень живописен, но и очень дешевый, так как считалось, что на нём невозможно ничего построить. Очевидно, это и привлекло архитектора. Говорят, что он даже поспорил с насмешниками над его необычно рискованным проектом. Но спор был, конечно, с блеском выигран. Правда, строительство влетело Городецкому в крупную копеечку. Дважды пришлось брать кредит, но дом Мечты всё-таки был построен!
На фотографии, которую я позаимствовала в замечательной, прекрасно изданной книге "Городецький. Виклик будівничого", прекрасно видно на какой крутизне был возведен этот необычный особняк. Строительство было начато в 1901 году, и лишь в мае 1903 год Городецкий въехал сюда со всей своей семьёй. Для укрепления слабых грунтов, в той части дома, которая нависала над косогором было вбито свыше 50 буронабивных свай. Но, как оказалось впоследствии, этого было недостаточно. Но это будет потом, а пока строительство и украшение дома скульптурными группами и невиданными растениями из железобетона шло своим ходом.
Давайте подойдём поближе и рассмотрим как следует это архитектурное чудо, которое киевляне окрестили "Домом с химерами", хотя ни одной химеры , как мы увидим, здесь нет. Сразу же сообщаю, что в настоящее время здесь находится Малая резиденция приёмов Президента Украины. Естественно, на приём сюда меня не приглашали, но у дверей постоять год назад было возможно, хотя бы для того, чтобы вы смогли оценить размеры этого здания.
Я назвала это архитектурное здание домом Мечты. Так ли это было? Читая многочисленные сведения о Городецком, я неоднократно встречала сообщения о том, что строительство было задумано чисто из меркантильных соображений. Есть версия, якобы Городецкий заключил сделку с крупным киевским фабрикантом Рихтером, который обладал большими запасами нового ( в то время) строительного материала - цемента, который не имел спроса у потребителей. Для рекламы своего товара Рихтер обязался поставлять цемент Городецкому абсолютно бесплатно. Архитектор, конечно, блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Лучшей рекламы цементу придумать было нельзя - тем более, что этот дом оказался самым первым домом в Киеве не только целиком построенный, но и украшенный скульптурами из цемента. Художественное исполнение было поручено группе талантливых мастеров, с которыми Городецкий уже работал - братьям итальянцам Эженио и Элио Саля, и Федору Соколову. Но весь проект художественного оформления дома, как изнутри, так и снаружи, принадлежало Владиславу Городецкому. Смотрим вверх и встречаемся взглядом со странными девушками. Первоначально я приняла их за русалок, которые подняли верх свои русалочьи хвосты.
Но рассмотрев фотографии поближе, стало ясно, что эти русалочьи девицы оседлали огромных усатых рыбин и, то ли держатся за них, то ли пытаются раскрыть их рыбью пасть, в надежде, что эти безгласые существа наконец-то заговорят. До революции эти милые девушки были вооружены пятизубыми "гарпунами". Но большевицкая власть увидела в них опасность национализма (вдруг, кто-то скажет, что это намёк на тризуб!) и орудия были изъяты. А что же делают здесь, наверху дома, милые болотные жабки? И вообще, почему верх дома наводнён водными обитателями?
Не будем забывать, что дом построен на берегу бывшего осушенного болота, в котором, несомненно водилась вся эта живность. Но кроме того, жабки напомнили мне, что детские годы Лешека Дезидерия Владислава (полное имя Городецкого) прошли в селе, которое называлось Жабокрич. Там было дворянское имение его отца. Правда, это громко сказано. Имение было небогатым, да и принадлежало оно большому семейству, которое после смерти деда Городецкого никак не могли поделить. А в конечном итоге имение было продано за долги. Моя недавняя поездка по Винницкой области предполагала посещение Жабокрича. Но увы...Увидеть село и послушать жабьячи крики (ЖабоКрич!) мне не удалось. Не знаю, как вы, а я восхищаюсь фантазией архитектора. Рассмотрите эти невиданные, но такие элегантные воронки болотных лилий с длинными пестиками. Кажется, что подует ветер и они начнут болтаться, издавая мелодичный звон. Жабки не останутся в долгу. Ведь не напрасно они так умилительно сложили свои четырехпалые лапки, приготовившись к своему кваканью пению. А как хорош изогнутый камыш. И всё это перевито толстым канатом. Неужели он тоже сделан из бетона? Обратите внимание, что за нижний завиток угла дома что-то зацепилось.
Это огромный змей, спускающийся по углу дома из болота на землю. Кстати, голова у него "не Городецкая". Во время оно змеиная голова отбилась и при реставрации была заменена на новую. Обратим внимание на картуш. По идее здесь должен был быть дворянский герб. Но у польского рода Городецких герба не было, что еще раз говорит о том, что хотя это был древний род, но бедный и не очень-то гоноровый. Вместо собственного герба Владислав Городецкий поместил на высшую точку дома свой инициал - букву "Н". И опять же - перемычка была по велению какого-то номенклатурного совецкого чиновника выломана, остались только вертикальные остатки от фамилии Городецкого.
Смотрим ниже - еще интереснее! Полнейшая какофония в самом лучшем смысле этого слова. Носороги! Откуда носороги в Киеве? Но если вы внимательно читали мои предыдущие посты о Городецком, то должны помнить, что второй страстью архитектора (после проектирования оригинальных домов) была охота. И он был охотником высшего разряда, Почетным членом Императорского Общества правильной охоты. Да и стрелком он был первоклассным. До строительства этого дома Городецкий объездил с охотничьими экспедициями Закаспийский край, пограничные области Персии, некоторые районы Афганистана, Алтай, Семиречье, Западную Сибирь. И отовсюду привозил экземпляры редких животных и птиц, большинством из которых пополнял коллекцию Музея охоты. К сожалению, этот Музей сгорел вместе в ценнейшими Городецкими экспонатами.
Но вот на носорогов до строительства дома архитектор не охотился, как не охотился и на слонов, которые мы еще увидим. Мечтой Городецкого было побывать на сафари в Африке. Наверное, поэтому и появились экзотичные африканские животные на стенах дома, как предчувствие, как приманивание большой Мечты. И эта мечта сбылась. В 1911 году Городецкий совершил длительное путешествие в Африку, о чем написал в своей книге "В джунглях Африки. Записки охотника", которую проиллюстрировал собственными фотографиями и рисунками. Увы, это была его последняя охотничья экспедиция, которая потребовала столько денег, что Городецкий был вынужден сперва заложить свой дом на два года. А затем, не сумев его выкупить, вообще расстаться с ним... Фотография из книги "В джунглях Африки".
Продолжаем рассматривать дом снаружи. Весь его карниз опоясан странными созданиями - трилистниками с хоботками? И посмотрите - они все разные - будто живые. Вот это уже настоящие химеры - гибрид растения с животным.. Стивен Кинг отдыхает! Что-то есть в этих трилистниках для меня пугающее. Откуда, из каких глубин подсознания, появилась у архитектора эта странная фантазия? Да и были бы они все хотя бы одинаковыми - смахивали бы тогда на орнамент. Так нет! Такое впечатление, что трилистники, изгибая свои трубочки-хоботки, что-то хотят сказать нам. И если можно допустить, что носороги выступают в виде обергов здания. То эти существа на обереги, ну, никак не похожи. .
Особенно зашевелились эти мистические трилистники под еще одной "живописной " группой. Орёл-победитель и какое-то мерзкое чудовище. Но если перед домом побеждает хищная сила - орёл низвержен. То здесь орёл явно одержал победу над омерзительным гадом.
Два орла...Возможно, этими орлами Городецкий отдал дань Польше - своей второй Родине? Ведь на гербе Польши изображён орел, распластавший свои крылья...Тогда кто этот гад?...И вообще, насколько мне известно, Городецкий никогда не вмешивался в политику.
Въезд в дом охраняют два грустных слона. Очень удачно они вписаны в мощные стены здания. Наверняка, в Африке Городецкому пришлось с ними встретиться наяву. Но пока это были его мечты. Над входом - картуш с цифрой "10". Это адрес дома - Банковая №10. А окружают эту цифру орудия охоты, копья, ружья, дротики..."Городецкий стрелял из первоклассных ружей, в его распоряжении был целый арсенал: экспресс Голланда калибра .500/.450 для львов, носорогов и буйволов; автоматический девятимиллиметровый браунинг, две винтовки Маузера с оптикой и винчестер 22-го калибра для стрельбы птиц. "Михаил Булгаков "В.В.Городецкий - зодчий и охотник".
А в глубине - еще один слон, в окружении красиво стилизованных листьев. Всего таких слонов на здании насчитывается десять штук. Я смогла найти только пять.
А между волютами капителей выглядывают мордочки косуль. И нужно отметить, что выглядят они очень натурально. Возможно, этот натурализм и делает этот дом всё-таки немного пугающим. Представляю, каково рядом с ним в сумерках. Особенно хорошо было продумано Городецким расположение здания. Во-первых, оно стоит на возвышении совершенно одиноко. То есть, из любого окна открывается красивый вид - нигде взгляд не натыкается на стену дома напротив. А во-вторых, парадным фасадом дом обращен на восток. Говорят, что утром, когда первые лучи солнца освещают здание, игра теней такова, что эти косульи мордочки с носорогами начинают "улыбаться" и выглядят очень даже приветливо..
Ящерки со змейками начинают игриво бегать по стенам дома. Каллы раскрывают свои слоноподобные уши и, наверное, кажется, что именно сейчас из них появляется распустившийся цветок.
Солнце отражается в окнах и весь дом принимает веселый и праздничный вид.
Хотелось бы отдельно поговорить о фантастических цветах из железобетона и показать их вам, но боюсь, что не уложусь в пост. По-моему, уже начали ограничивать число фотографий...
Как же жилось в этом доме? Квартира Городецкого, вернее, апартаменты, которые находились на первом этаже (со стороны парадного фасада) были роскошны. Покажу только одну архивную фотографию, которая была напечатана в 1904 году в престижном киевском журнале "Зодчий". Это кабинет хозяина. Кроме кабинета в апартаментах были две гостинные, столовая, будуар, спальни, детская, комната для гостей, прихожая, три(!) комнаты для прислуги, кухня, отдельная комната для мытья посуды, ванная комната, два туалета и кладовые. Кроме того, здесь же, на этаже, находилось архитектурное бюро Городецкого. Как видите все стены ( и не только в кабинете) были увешаны многочислеными трофеями Городецкого. Охотничья тематика присутствовала не только на стенах, но и на потолке. А то, как был украшен вестибюль и комната для приёма гостей поражала воображение настолько, что казалось, - хозяин обладает несметными богатствами. Все стены были обшиты деревом, парадная лестница была из каррарского мрамора, а потолки украшены изумительной лепниной на тему морского дна и его обитателей. В общем - живи и радуйся! Но, как я уже говорила, через 8 лет Городецкий переехал на съемную квартиру. А потом была революция, война, невостребованность новой властью, отъезд в Польшу и смерть на чужбине...
А дом остался жить. Но по Киеву ходили слухи, что, покидая дом, Городецкий наложил на него проклятие. Мне совсем не хочется в это верить. Уж очень я уважаю этого человека за его талант, за его неуемную фантазию, за его любовь к природе, за умение подмечать ту красоту жизни, которую мы упорно не замечаем, и за ту музыку, которая звучит во всех его творениях. Но тем не менее, жильцы надолго в доме не задерживались, а хозяева постоянно менялись. Как дом уцелел в круговерти революционных событий - ума не приложу! В 1921 году здесь разместили Ветеринарное управление Киевского военного округа.(Конечно же, что еще можно было разместить в доме с таким обилием животных, хотя и железобетонных?!). Затем здесь были комунальные квартиры.Проживала здесь интеллигенция - работники искусства и культуры, поэтому дом не очень пострадал. В годы ВОВ, когда в Киеве хозяйничали немцы, они почему-то здание не тронули. А с 1944 года здесь селили возвращающихся из эвакуации. Больше всего здание пострадало, когда в нём сделали поликлинику для членов ЦК ВКП (б). Дом начали переоборудовать, перестраивать и перекрашивать масляной краской.. И дом не выдержал подобного к себе отношения - начали появляться трещины по всему здания. Для устойчивости нижние этажи засыпали землёй. Но это не помогло. Дом в буквальном смысле раскололся на две части. В это время он принадлежал Министерству здравоохранения. Слава Богу, что нашлись здравомыслящие люди, которые добились полной реконструкции здания по сохранившимся эскизам Владислава Городецкого. Реконструкция была закончена в 2004 году. Хотелось бы написать, что теперь этот серый дом на Банковой гостеприимно распахнул свои двери перед всеми желающими увидеть его своими глазами. Но увы... Хотя так не хочется верить, что опять возвращаются те времена, когда уникальные памятники, принадлежащие народу, оказываются под негласным запретом. А пока читаем "В связи с военно-политической ситуацией доступ в дом существенно ограничен. Запись производится в резерв..."
Если же мне всё-таки удастся попасть в резерв (?) и проникнуть в дом на Банковой, где жил мой любимый архитектор, то я обязательно продолжу свой рассказ. Потому что очень долго ходила вокруг дома, а потом внимательно читала книгу Д. Малакова "Архітектор Городецький" и его же. "Городецький. Виклик будівничого". А там еще столько есть интересного!