Продолжаю рассказ о музее "Спасённые художественные ценности" , который журналисты назвали брестским Лувром. Не улыбайтесь, пожалуйста. Давайте лучше пройдемся по залам, и уверяю вас, вы убедитесь сами, что в музее, действительно, сохраняются настоящие художественные ценности.
Когда заходит речь о "Спасёнке", так называют музей брестчане, то в первую очередь с гордостью сообщается о том, что здесь есть ДАЖЕ полотна Айвазовского, Врубеля, Мясоедова и Леже.
Эти полотна мы с вами обязательно посмотрим. Но на мой дилетантский взгляд, в музее есть немало работ неизвестных (мне) художников, которые не менее интересны.
В музее экспонируются не только художественные полотна. Несколько комнат занимает антикварная мебель. Интересно, как предполагалось "злоумышленниками" вывозить за границу эту мебель? Ведь её никуда не скроешь, не зашьёшь и не спрячешь...
Уточняю для тех, кто не смотрел
мой предыдущий пост. Абсолютно все экспонаты музея конфискованы брестскими таможенниками, при незаконном вывозе их через границу.
В экспозици также всяческие красивые вещички.
Декоративные вазы "Цветы шиповника". Конец 19-начало20 века. Центральная Европа.
Настольные украшения, табакерка, миниатюрные часы, шкатулка. Конец 19 века. Франция.
Вазы и декоративные блюдца. Франция. Конец 19 века.
Следующая штуковина вызвала у меня неподдельный интерес. До сих пор не знаю, для чего она предназначена. Подписано - "Ваза-передача". Германия. Начало 20-го века. Металл, литье, чеканка.
Эта дверь ведет нас туда, что интересовало меня более всего - к просмотру картин.
Рассмотрите эту фотографию. Здесь хорошо видно, насколько необычен этот польский дом. За антикварной вазой - проем, в котором видна лестница, ведущая на первый этаж. Интересно, для чего была предназначена столь необычная планировка.? Но не сомневаюсь, что проект Юлиана Лисецкого сочетал в себе не только экстравагантность, но и комфортность проживания.
Дом предназначался для одной семьи.
Итак, начнём осмотр картин, которые мне особенно понравились.
Чтобы было не так скучно и интереснее, каждую картину буду сопровождать небольшими сведениями о художнике, добытыми из Википедии, которые иногда будут с иллюстациями из того же источника..
"Морской пейзаж". Автор - нидерландский художник Виллем Ван де Вельде Младший - Velde, Willem van de the Younger (1633-1707), которого называли Рафаэлем морской живописи.
Смотрим на замечательный портрет художника, (автор Людвиг ван дер Гельст), глядя на который становится ясно, что любимым занятием Виллема Вельде было изображением батальных морских сцен. Работал он очень плодотворно - число его работ превосходит 8 000.
И одна из них здесь - в Бресте!
Эмиль Жан-Орас Верне (Émile Jean-Horace Vernet, 30.06.1789-17.01.1863), родился в Париже во время Французской Революции.
Художник, дипломат. Входил в политическую элиту страны как при Бонапарте, так и во время Реставрации. Был директором Французской академии в Риме. Побывал с французской армией в Алжире, приезжал с дипломатическими поручениями в Россию. Любил писать яростные схватки и пейзажи.
Неоднократно выполнял заказы императоров Луи Филиппа и Наполеона Третьего.
"Сражение при Ханнау" 1813 год.
Автопортрет Ораса Верне, а также его картина : "Мазепа с волками", на сюжет, описанный Вольтером и Байроном. И, как говорят историки, ничего общего не имеющий с биографией Мазепы.
Впрочем, эта картина также не имеет ничего общего с брестским музеем, но ведь - интересно!
"Лесной пейзаж".
Алексей Данилович Кившенко (1851-1895)- живописец бытовых, охотничьих и батальных сцен. Оказывается, это автор знаменитой картины "Военный совет в Филях 1 сентября 1812 года". Думаю, что нет смысла её показывать - все её хорошо знают.
Это небольшое полотно интересно тем, что рамка к нему выполнена самим художником.
Родился в Тульской области, умер в Гейдельберге. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Более известен, как иллюстратор, хотя у него очень много интереснейших исторических работ.
"Морской пейзаж"
Руфим Гавриилович Судковский (1850-1885) - живописец-маринист, академик Императорской Академии художеств.. Родился в Очакове Херсонской губернии и умер там же. Обратите внимание на даты рождения и смерти. Всего 34 года - умер от тифа.
В Википедии очень много талантливых работ. Рекомендую посмотреть
его галерею.
Два прелестных пейзажа. Художник М.Щорс.
К сожалению, поисковик выдает только результат военного деятеля Миколая Щорса или же улицу М.Щорса...
"Зимний пейзаж" . Юлий Юльевич Клевер (1850-1924). Русский художник немецкого происхождения. Получил признание как пейзажист салонно-академического толка. Академик Императорской Академии Художеств (1878).
В музее несколько картин этого талантливого и плодотворного художника. Рекомендую почитать
ЗДЕСЬ. Нет! Это еще не Айвазовский.
"Морской пейзаж". Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) Родился в Тульской губернии, умер в Полтаве. Живописец, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. И как пишет Википедия, писал в основном крестьянский быт. А вот ведь - оказывается даже бурное море было подвластно его кисти.
Не могу не показать его замечательный автопортрет, написанный в 1878 году.
Теперь рассмотрим работы Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900) - всемирно известного художника, мариниста, баталиста, коллекционера и мецената. Родился, жил и умер в Феодосии.
"Морской пейзаж" 1896.
На его надгробии надпись: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
"Морской пейзаж".
Перейдем теперь к портретной галерее. Портретов много, каждый по-своему интересен. Мне жаль, что буду показывать только некоторые. Если уж очень кто заинтересуется, то покажу еще.
Первым делом обращает на себя внимание "Портрет императрицы Марии Федоровны в траурном платье". 1801 год . Портрет выполнен немецким художником Франц Ге́рхардтом фон Кю́гельгеном ( Franz Gerhard von Kügelgen; 1772 - 1820)
Как же много могут рассказать портреты, если внимательно их рассматривать! На груди Марии Фёдоровны - медальон, выполненный ею собственноручно, с изображением её супруга императора Павла Первого, который был убит 11 марта 1801 года. Для меня оказалось новостью , что она
увлекалась изготовлением медальонов и камей. Известны также её художественные полотна.
Между прочим, Мария Федоровна была самой многодетной императрицей в истории России. Родила десять детей, и до взрослого возрасто дожило девять(!).
Немного об авторе, который написал несколько копий этого портрета. И одна из них оказалась в Бресте. Франц Герхард фон Кюгельген известен своими портретыми работами. Очевидно, это хороший художник, так как его именем назван астероид, открытый 3 апреля 1994 года. А совсем недавно, в октябре прошлого года, в Художественном музее Эстонии было открытие выставки «Между Петербургом и Дрезденом. Художники братья-близнецы фон Кюгельген». Показываю еще одну его работу.
Франц Герхард фон Кюгельген. «Автопортрет» и «Портрет брата Карла Фердинанда фон Кюгельгена». Конец XVIII в.
Художественный музей Эстонии
ОТСЮДА. "Женский портрет" Антонелли Дмитрий Иванович (1791 - 1842)
Писал портреты и известен как автор икон и образов ряда церквей в Санкт-Петербурге. Читая о нём в Википедии и обратила внимание на фразу: "Семилетним ребенком по высочайшему повелению будущий художник Дмитрий Иванович Антонелли был причислен к Академии художеств". И еще:"в 1812 году Д. Антонелли заканчивает Академию, получив за картину «Нижегородский гражданин Козьма Минин, склоняющий сердца сограждан к пожертвованию всего имущества на спасение отечества» большую золотую медаль, аттестат первой степени и право на пенсионерство. Хотела найти эту картину с Козьмой Мининым, но не нашла...
Женский портрет очень хорош. Думаю, что вы со мной согласитесь.
Немецко-балтийская портретистка Джулия Эмилия Вильгельмина Хаген-Шварц - Julie Wilhelmine Emilie Hagen-Schwarz (1824-1902)
"Молодой итальянец с пистолетом в руках". Середина 19 века.
Автопортрет художницы и её портрет в преклонном возрасте. Невольно подумаешь, - что годы делают с нами...
Джулия Хаген-Шварц стала первой женщиной, избранной членом Санкт-Петербургской Академии художеств. Художница часто бывала в Петербурге, участвовала во всех столичных и национальных выставках.
Рекомендую почитать подробнее о её творчестве и личной жизни
ЗДЕСЬ. "Портрет раввина с талмудом" - работа неизвестного художника 19 века.
Необыкновенно тёплая картина - "Женщина с ребенком" (1916 г.). Её автор - Арнольд Франц Вальтер Шёнберг-Arnold Franz Walter Schoenberg (1874-1951) - австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр, публицист. Но был известен и как художник. В 1911 году Шёнберг познакомился с В.Кандинским, и в этом же году показал свои работы на выставке в Берлине. Позднее выставлялся и в других городах.
Думаю, что знатоки сразу определят эскиз известной работы известнейшего художника Михаила Врубеля "Демон поверженный".
Знаю, что уже утомила вас несказанно, поэтому показываю последнюю, но очень понравившуюся мне работу.
Художник Василий Павлович Мохначёв (1797-18...) "Натюрморт с цветами и птицами". Ничего о художнике сказать не могу, так как кроме единственной картины "Русский крестьянин с мальчиком, вставший в утреннее время", никаких сведений о нём не нашла. Буду благодарна за дополнение.
Вот и окончилась наша такая долгая экскурсия.
Давайте искренне поблагодарим работников музея и брестскую таможенную службу, благодаря которым мы смогли с вами оторваться от серых будней, от нашей нескончаемой суеты и забот, чтобы посмотреть на мир глазами талантливых людей, которых уже давно нет на этом свете. Но которые оставили о себе, о своем времени и о своих современниках вот такую красивую память.