Процедура пересечения государственных границ мне хорошо знакома. Как правило, это не очень сложно и не очень долго. Самое главное - терпеливо ждать. Иногда еще возможна выборочная проверка на таможне. Но только не на беларуской границе. Таможенный контроль при въезде в страну Беларусь - это что-то... Проверяются абсолютно все и всё. Досматриваются чемоданы, сумки и прочие дорожные вещи. Я, конечно, ничего против не имела - положено, - значит, положено. Но каждый раз недоумевала - неужели что-то находят? И оказалось - НАХОДЯТ! И не будь такой тщательной проверки, то и не было бы этого поста об удивительном брестском музее, в котором хранятся около 4-х тысяч, задержанных таможенниками, предметов культурного наследия. Называется этот музей:"Выратаваныя мастацкія каштоунасці" - "Спасенные художественные ценности" , что означает - музей конфискованного антиквариата. А брестчане называют его любовно: "Спасёнка".
Но сперва рассмотрим как следует здание музея, которое, на мой взгляд, само по себе является "антиквариатом" на фоне голубого коробочного новостроя.
Меня не напрасно привлекло это здание. Оно оказалось с большой историей. Это одно из сохранившихся зданий, построенных по проекту варшавского архитектора для брестской колонии "Тартак". А таких колоний в 20-х годах прошлого столетия в Бресте было три (!). Слово "колония" , конечно же, насторожило. Да и захотелось узнать имя польского архитектора.
Читаем: "Архитектор Юлиан Лисецкий (1881-1944) - выпускник Политехнического института немецкого города Карлсруэ, член Союза архитекторов Польши, победитель многочисленных конкурсов, один из основателей журнала «Архитектура и строительство». Удостоен высокой польской награды - Золотого Креста Заслуги".
И чем дальше, там было интереснее.( А может, это интересно только для меня?)
Рассказывая о Бресте, я каждый раз сравнивала его с Фениксом, который восставал из пепла. И это не только красивая фраза. Вы можете убедиться в этом, взглянув на нижеследующие фотографии. В годы Первой Мировой войны, войска царской России, отступая из Бреста, взорвали не только часть Брестской крепости, но и сожгли город, который только-только зажил нормальной жизнью.
"Крепость, город и его окрестности пылали дымным, чадным костром. Со стоном умирали в нем деревянные домики, рдели в огне стены кирпичных строений, лопались в окнах стекла, кипела вода в отражавшем страшный огонь Мухавце. На сельских кладбищах страшными факелами пылали деревянные кресты. По обочинам лежали туши коров, задохнувшихся в дыму. С неба время от времени на головы отступавших солдат падали мертвы
И только на какой-то колокольне на окраине пылающего города сам по себе гудел, словно отпевая гибнущий Брест-Литовск, раскаленный колокол."
В.Бондаренко."Четыре судьбы, одна Родина".Фото
ОТСЮДА.
Многострадальный Брест-Литовский стал польским городом. Но это уже был не Брест. В 1921 году было образовано Полесское воеводство, центром которого стал Брест-над-Бугом (Brzesc n/B). Город было необходимо восстанавливать из руин. Тем более, что сюда массово начали возвращаться беженцы, которых нужно было куда-то расселять. Международный банк выделил кредит, благодаря которому был организован строительный департамент, куда был направлен варшавский архитектор Юлиан Лисецкий. Архитектор предложил организовывать , так называемые, колонии для переселенцев - кварталы с типовыми малоэтажными домами на одну или несколько семей.
Это, конечно, удивительно, что в центре Бреста частично сохранились эти "колониальные" дома, возведенные по проекту талантливого архитектора. И не обратить моё внимание на них - было просто невозможно.
Забегая вперед, скажу, что во времена Великой Отечественной войны Брест-над-Бугом вновь подвергался разрушительному огню, и вновь ему приходилось восставать из пепла. Печально, что эта же участь постигла и Юлиана Лисецкого. В 1944 году он погиб в польском городе Жирардув во время его бомбардировки. К сожалению, мне не удалось найти в Сети портрет Юлиана Лисецкого. Очень надеюсь на "помощь зала".
Посмотрим еще раз на это замечательное и оригинальное , уцелевшее и сохранённое здание, в котором сейчас расположен музей "Спасённые художественные ценности". Напомню, что эдание было спроектировано как жилой дом. Первоначально здесь жила одна семья. Возможно, когда пришли советы, польская семья выехала в Польшу, так как в дальнейшем в доме были коммунальные квартиры.
Заходим в музей. Не верится, что это музей. Никакого официоза. Как будто бы пришли в гости. Сразу же с благодарностью вспомнилось имя архитектора - Юлиан Лисецкий...
На первом этаже размещается экспозиция конфискованных икон. Почему-то это слово - "конфискат" всё время мешает. Хотя если вспомнить, все музеи, в которых я побывала - это ведь, как правило, конфискат...Если не таможня, то экспроприация...Конечно, есть и дарственные коллекции...
Что-то я совсем не о том. Наверное, это от того, что экспозицию икон, которая должна находиться на первом этаже и к которым я не равнодушна, посмотреть не удалось. Весь первый этаж на ремонте.
Поднимаемся на второй этаж. Как же мне понравилась архитектура этого здания. Как снаружи, так и внутри. Спокойно, комфортно, с превкушением, что там, впереди ожидает что-то необыкновенное.
Очень захотелось узнать о первоначальных хозяевах этого дома. Но, увы...
Не знаю, практикуется ли в Украине передача художественных ценностей в фонды музеев, но цифра в 83 тыс.экспонатов, которые благодаря таможенникам, попали в музеи Беларуси - впечатляет.
Пока поднимаемся на второй этаж - несколько фотографий о работе таможенной службы, которые мне удалось запечатлеть в Минском художественном музее. Там ведь тоже - конфискат...
Вот как это происходит.
Многие иконы для удобного вывоза разрезают на части.
А некоторые умудряются провозить вот в таких контейнерах. Только ради Бога, не подумайте воспользоваться этими фотографиями. С таможенными службами шутки плохи. Тем более, что в ближайшее время я вновь собираюсь пересекать государственную границу. (Правда, совсем в другом направлении). Наоборот - мой пост - это дань восхищения правильной работы пограничных служб. Я ведь много путешествую по Украине. И моя фишка - посещение старинных замков и крепостей. С грустью читаю о тех художественных ценностях и коллекциях, которые там собирались и бережно хранились. Но где они? Эти бесценные сокровища???
Еще одна фотография ажурной лестницы, спроектированной Юлианом Лисецким.
Мы на втором этаже. Конечно же, встречает нас новогодняя ёлочка - ведь я встречала в Бресте Новый год.
Держу в уме - при совецкой власти здесь была коммунальная квартира...
Сейчас в музее демонстрируется выставка детского изобразительного творчества.
Первоначально предплагалось ограничиться одним постом. Но тогда мне пришлось бы показать вам совсем малое количество музейных эспонатов. А они, на мой взгляд, очень интересны и заслуживают вашего внимания. Поэтому решила показать их в следующий раз.
Давайте сейчас посмотрим чуть-чуть на творчество талантливого брестского подрастающего поколения. А экспозиция музея будет в следующем рассказе и показе.
Детскую выставку я , к сожалению, полностью не зафиксировала, так как вся была в предвкушении основной музейной экспозиции. Но картину, написанную брестской 11-летней девочкой не смогла не сфотографировать для
tangrusha. Думаю, что у этой девочки большое будущее, как у художницы. Взгляните, все груши у неё разного цвета.
Можно здесь, конечно, и политику приплести. Но умолкаю...
А талантливый брестский мальчик изобразил старинную брестскую крепость.
Какие же талантливые дети живут в Бресте!
Чтобы не показаться голословной, предлагаю просмотреть интересный ролик о работе беларуской таможни.
Click to view
Музей "Спасённые художественные ценности" был открыт сравнительно недавно - в 1989 году. На открытии музея, приглашенные журналисты, назвали его очень громко - брестким Лувром. А название - обязывает.
Так что - до встречи в брестском Лувре!