Я исполнил "хрустальную мечту"... не моего детства.
"...Я с детства хочу в Рио-де-Жанейро. Вы, конечно, не знаете о существовании этого города.
Балаганов скорбно покачал головой. Из мировых очагов культуры он, кроме Москвы, знал только Киев, Мелитополь и Жмеринку. И вообще он был убежден, что земля плоская.
Остап бросил на стол лист, вырванный из книги.
-- Это вырезка из "Малой советской энциклопедии". Вот тут что написано про Рио-де-Жанейро: "1360 тысяч жителей..." так... "значительное число мулатов... у обширной бухты Атлантического океана..." Вот, вот! "Главные улицы города по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира". Представляете себе, Шура? Не уступают! Мулаты, бухта, экспорт кофе, так сказать, кофейный демпинг, чарльстон под названием "У моей девочки есть одна маленькая штучка" и... о чем говорить! Вы сами видите, что происходит. Полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах. Я хочу отсюда уехать. У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм".
- - - - - - - - - - -
"-Я тоже хочу в белых штанах.
-Рио-де-Жанейро -- это хрустальная мечта моего детства, строго ответил великий комбинатор, -- не касайтесь ее своими лапами". (И.Ильф, Е.Петров: "Золотой телёнок", 1931 год)
Увы... Город, который был хрустальной мечтой великого комбинатора и то, чем сегодня является Рио-де-Жанейро - это, как говорили в городе моей студенческой юности, Одессе, "две большие разницы".
Как всегда, очень трудно, из множества сделанных фотографий, выбрать одну или даже несколько фотографий, которые могли бы послужить, своего рода, фотоэпиграфом. Прежде всего потому, что с таким же успехом, этот пост можно было бы озаглавить "Сказание о двух городах", т.к., практически, эта турпоездка в Бразилию и Аргентину, включала в себя посещение Рио-де-Жанейро, Буэнос Айрес, а также Национального заповедника, на территории которого находится, без преувеличения, одно из природных чудес света, водопады Игуасу.
Уподобившись Буриданову ослу, будучи не в силах выбрать одну фотографию в качестве фотоэпиграфа, я покажу вам три, в той самой последовательности - Рио-де-Жанейро, водопады, Буэнос Айрес, как я увидел то, что на них изображено.
Судя по многословности моего вступления, может показаться, что я собираюсь много (долго и нудно?) рассказывать о тех или иных достопримечательностях Рио. Нет, я не собираюсь. Есть несколько главных достопримечательностей, о которых я скажу, равно, как и о том, каким я увидел город в целом. При этом, мне хотелось бы сразу оговорить, что я не умею, подобно другим, подробно описывать увиденное - я не веду дневников в поездке и тем более, я не собираюсь пересказывать своими словами то, что все вы, при желании, можете вычитать на Интернете. Только там, где в нескольких словах можно описать то, что я показываю, я и скажу эти "два слова". Фотографий было сделано очень много, но у меня нет ни малейшего намерения утомлять вас их лицезрением. И последнее; конечно же, я не вмещусь в один пост, даже столь многословный, как это вступление, но с другой стороны, я и сам не знаю, сколько понадобится постов, но я обещаю, что я не буду испытывать ваше долготерпение, тем более, что, скорее всего, моё собственное терпение закончится раньше вашего. Я не всё оговорил, но ведь никто не может помешать мне делать это по ходу дела; в конце концов, я ведь в своём Журнале, в котором "своя рука - владыка".
Впервые, за время моих поездок, как правило, в Европу, я летел, можно сказать неподготовленным - как психологически, так и в плане наличия всяких там туристических "шпаргалок" в форме карты городов, путеводителя и списка тех мест в них, которые я хотел бы увидеть и которые не входят в "обязательную программу" поездки.
Психологически, имеется в виду, что не только перед поездкой, но даже сидя уже в самолёте, во время более чем 10ти-часового перелёта по маршруту Нью Йорк - Рио-де-Жанейро, я не мог ответить самому себе на то, каким я представляю себе Рио-де-Жанейро. У меня не было таких мыслей, когда я летал во Францию, в Англию, в Италию... Да, я знал, что Рио - это знаменитый пляж Копакабана, это гигантская фигура Христа-Искупителя - символ города Рио, возвышающаяся над городом, это национальная болезнь - футбол, олицетворением которого является стадион Маракана и это, в конце концов, всемирно известный карнавал, как состязание танцевальных клубов самбы. Ну и, конечно же, как истинное дитя страны Советов, я был наслышан о знаменитых фавелах. Но как бы странно это ни прозвучало, это никак не складывалось у меня даже в какое-то отдалённо целостное предощущение того, что я увижу. И даже мысленная картина мулатов в белых штанах, а мулаток... нет, об этом не будем, не привносила в это никакой ясности. Так я и летел в неведомое, в дремучести своего неведения.
Рио - очень старый город, основанный в самом начале XVI, в эпоху великий завоеваний Нового света. Мореплаватели, приплывшие в этом месте к берегам Южной Америки приняли залив за устье реки и потому прозвали это дикое место, которому была уготована участь стать хрустальльной мечтой, Рио-де-Жанейро, что в переводе с португальского означает "Январская река", поскольку дело происходило в январе.
Как это следует из уже приведённой мною цитаты из бессмертного (для нас) романа, те времена, когда великий комбинатор мечтал уехать туда, там проживало полтора миллиона человек и он, действительно, был жемчужиной Южной Америки. Сегодня в нём проживает более 6 миллионов человек, а вместе с тесно примыкающими к нему пригородами, более 12 миллионов человек. И это лишь число тех, кого, так сказать, можно учесть. Количество людей, проживающих в фавелах никому неизвестно. Бразильская полиция слишком коррумпирована и плохо вооружена, чтобы произвести там перепись населения, но согласно сведением последней переписи 2011 года, предполагается, что примерно 6% 190-миллионного населения Бразилии живут в фавелах больших городов.
Я не пишу и не собираюсь писать социологический обзор Рио и поэтому, я упоминаю об этом не с целью бичевать "язвы колониального наследия" под рубрикой "Их нравы", а лишь для полноты картины. Для полноты той же самой картины, я должен упомянуть о двух принципиально важных вещах, о которых нас предупредили, как только наша группа, выйдя из самолёта, встретилась с нашим гидом, прилетевшим в Рио накануне.
Первое - вследствие очень высокого уровня преступности, не иметь при себе никаких ценностей - ни в виде крупных сумм денег, ни, например, в виде золотых украшений для женщин и/или явно дорогих часов у мужчин. Ничего, что бросалось бы в глаза, будь то серьги, браслет или кулон. Сумки носить не просто на плече, а накрест, как пулемётные ленты (моё уточнение).
Второе - нигде и ни при каких обстоятельствах, не пить воду из под крана - только купленную в магазине, в бутылках. Водой из под крана можно спокойно умываться и чистить зубы, но не пить ни единого глотка.
В Рио мы прилетели рано утром, но, поскольку, разница во времени между Нью Йорком и Рио составляет 3 часа, то местное время уже было 10 часов утра и закончив все аэропортовсие формальности - получение багажа и прохождение иммиграционного контроля с предъявлением наличия в паспорте въездной визы, стоимостью, 160 долларов, что, кстати говоря, было для меня впервые, мы погрузились в ожидавший нас автобус и отправились на первую, обзорную экскурсию по городу.
Есть несколько достопримечательностей Рио, которые обязан увидеть каждый сюда приехавший и по сути дела, я их уже упомянул, начиная с пляжа Копакабана.
Вот кусочек этого пляжа и самой набережной, как это было видно ранним, "дымчатым" утром из окна номера нашей гостиницы.
Вечерний бульвар.
Вот такой, мозаично выложенный бульвар тянется вдоль пляжа на километры. Длина пляжа Копакабана 4 километра, а ширина собственно пляжа достигает в некоторых местах 100 метров.
По своему "строению" бульвар напоминает Английский бульвар в Ницце. С одной стороны море, затем пляж, прогулочная часть, со всякими ларьками и кафешками, широкая проезжая часть для транспорта и на противоположной от пляжа стороне, непрерывный ряд жилых домов, гостиниц, ресторанов. Что можно сказать о первом впечатлении? Лучше и точнее всего было сказано во всем нам известном кинофильме "Бриллиантовая рука". И хотя там речь шла о Стамбуле, а мы говорим о Рио, но факт остаётся фактом: "Рио - город контрастов".
Есть очень красивые здания архитектуры прошлого, которые находятся в прекрасном состоянии, как например, вот этот театр.
Или вот этот дворец, который, если я не сильно ошибаюсь, является зданием, в котором размещается французское посольство.
Есть вполне современные здания, в которых размещаются крупные банки, штаб-квартиры концернов и нефтяных гигантов, а также различно рода другие учреждения.
Есть жилые дома с астрономически дорогими квартирами, как в этом доме справа.
А есть и совсем другое и не где-нибудь, на задворках, куда надо специально поехать, а неподалёку от уже показанного, но об этом в следующий раз.
А пока, на этом самом месте, безусловно подуставшие от моего словоблудия, давайте сделаем перерыв на весну. Ведь сейчас в Рио весна и вот так цветёт одно из повстречавшихся деревьев.