проект: Замок Гарибальди (часть 17)

Apr 27, 2020 17:09

17. Дизайн окон Западного Флигеля



Окно первого этажа башни Западного Флигеля (южный фасад), 2019.
.

Что можно сказать, взглянув на это окно? Оно явно готическое. Но какого происхождения эта готика? Англия, Франция? Германия? Где я мог его видеть? Как только мы начинаем искать и находить ответы на похожие вопросы, предметы загадочным образом перестают быть просто предметами. В нашем представлении они обретают некую ауру, которая окутывает их дополнительным смыслом.  Что же происходит?
*   *   *
Глядя на стены замка и элементы его архитектуры, мы получаем огромный объем чувственных данных. Некоторые из этих данных интерпретируются нашим мозгом мгновенно. Например, мы сразу понимаем, что это сооружение несет на себе отпечаток эпохи готики и выглядит старинным. Этому способствуют макроформа здания, характерные архитектурные черты, преобладание ручной работы на фасадах и внешний вид массива кладки с признаками старения камня.
.


Нижняя часть башни Западного Флигеля, 2019.
.

Для получения других данных требуется иной уровень внимания и более тщательный осмотр. Если нам интересно, мы начинаем понимать, что общее впечатление существенно дополняется более мелкими деталями. Можно сказать, что практически вся поверхность замка насыщена многоуровневым информационным кодом. Орнаменты, барельефы, скульптура, витражные переплеты, профили арок - все эти составные элементы общей картины связаны с определенными историческими прототипами и способны рассказать массу интересного. Даже решеткам коньковых гребней крыш, шпилям, анкерам и прочим мелочам есть, что добавить. Причем эта информация часто связана не только с самим декором или его эволюцией, но и с историческими личностями или событиями. Образно говоря, мы начинаем видеть, что каждый элемент декора или архитектуры окутан виртуальным облаком данных, которые сливаются в общую информационно-историческую ауру замка.
*   *   *
Дизайн окон южного фасада Западного Флигеля я разрабатывал на основе трех исторических прототипов:
.
1. Ажурная работа (tracery) в аркатуре внутреннего дворика над галереей и в окнах портала часовни св. Георгия во дворце правительства Каталонии в Барселоне (Palau de la Generalitat de Catalunya)..


Окна внутреннего дворика во дворце правительства Каталонии. Фото: Generalitat de Catalunya, 2009 (CC BY-SA 3.0)
.

Это работа Марка Сафонта (Marc Safont), одного из самых известных каталонских архитекторов позднего средневековья. Прекрасный внутренний дворик был создан по его проекту и под его руководством в 1424-1425 годах.


Портал часовни святого Георгия. Фото: Oersted, 2006 (CC BY-SA 3.0)
Часовня, говорят, была закончена в 1434 году (Grove Encyclopedia, V.1, 89, 232).  Это замечательный пример пламенеющей готики. Кстати говоря, святой Георгий, считается покровителем Каталонии.
.
2. Окна бокового нефа кафедрального собора в Лиможе (Франция). Этот собор, как и многие другие, строился длительное время (1273-1888) с перерывами.


Окно бокового нефа собра в Лиможе. Фото: TTaylor, 2005 (public domain)
.
Первые два пролета нефа были возведены после окончания Столетней войны между 1458 и 1499 годами. Вероятно, ажурная работа в окнах нефа была сделана в это же время. Окна выполнены в стиле пламенеющей готики.
.
3. Единственное частично уцелевшее окно на развалинах южного фасада церкви (тоже святого Георгия) в городе Фамагуста, который расположен в северо-восточной части Кипра (St. George of the Greeks, Famagusta). Это удивительный пример.

Окно церкви святого Георгия, Фамагуста. Фото: Chris06, 2014 (CC BY-SA 4.0)
.

Во-первых, это был православный храм (самый большой на Кипре), построенный греческой общиной города крестоносцев, вероятно, где-то около 1360 годов. Точной даты и имени архитектора история не сохранила. Во-вторых, постройка демонстрирует смешение двух стилей - византийского и готического. Например, тройная апсида - византийская, а западный портал, окна, нервюры нефа (остались следы), аркбутаны - готические. Скорее всего, церковь была восстановлена (или реконструирована) с применением готических элементов в середине XV века (Pirlanta, р.68). Говорят, восстанавливать православные храмы на Кипре активно помогала Елена Палеолог - византийская принцесса, которая с 1442 года состояла в браке с Иоанном II де Лузиньяном, королем Иерусалима, Кипра и Киликийской Армении. Возможно, вскоре после этого церковь святого Георгия и была реконструирована в таком необычном виде.
*   *   *
Так дизайн одного окна впитал в себя историческую информацию, как минимум, о трех архитектурных объектах, которые послужили его прообразами. Три архетипических окна  расположены в трех разных географических точках - в Барселоне (Испания), в Лиможе (Франция) и в Фамагусте (Кипр), что поддерживает интернациональный принцип в выборе прототипов. Каждое из этих окон привнесло в дизайн окна Западного Флигеля что-то свое и при этом ни одно из них не было просто скопировано. Это напоминает процесс обучения художников, скульпторов и архитекторов в прошлом. Мастера путешествовали по разным странам, знакомясь с достижениями других людей и перенимая их опыт. Они изучали увиденное и творчески его перерабатывали, исходя из собственных задач, предпочтений и вкусов. © Каренгин С.В. 2020
Инфо:
1. Профильные статьи википедии.
2. The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture (2012). - Edited by Colum P. Hourihane, V.1, p.89, 232, - ISBN-13: 9780195395365
3. Интернет-ресурс собора в Лиможе [https://www.cathedrale-limoges.fr/the-gothic-period.html]
3. Pirlanta G. (2014). Hellenistic, Byzantine and Gothic Influences in Orthodox Churches Located in North Cyprus.

---------------
Другие обзоры по замку:
01. Общий вид. Хронология
02. Стилистика и дизайн.
03. Как все начиналось.
04. Парадная башня, цоколь, окна 1-го этажа, исторические прототипы.
05. Витражи. Три короля. Три замка. Рождение французского Ренессанса.
06. Витражи. Пять элементов Мироздания. Пять стихий. Код да Винчи. Символизм Шамбора.
07. Витражи. Прерафаэлиты. Шесть Этельбертов. Ланселот и Гиневра.
08. Флигель. Шесть драконов-стражей. Четыре барельефа. Герб в декоре балюстрады.
09. Грифоны замка.
10. Гаргульи замка. Легенда... далее о именах и кланах гаргулий
11. Фантастические существа замка
12. Вход Парадной Башни
13. Рыцари замка Гарибальди (часть 1)
13. Рыцари замка Гарибальди (часть 2)
15. Фонари замка (часть 1)

замок в Хрящевке, дизайн, дизайн-проект, замок Гарибальди, дизайн фасада

Previous post Next post
Up