15. Фонари замка (часть 1)
Зимняя сказка. Фото: Денис Батурин, 2019
Вид на заснеженный замок с запада. Справа видна Надвратная Башня Южной стены и Южный мост. На опорных тумбах парапета моста установлены восемь бронзовых фонарей.
Схематическая модель из проекта моста. Вариант 17 а.
Идея и облик моста постепенно разрабатывались около года. Начиналось всё с незатейливой конструкции из морёного бруса. Фонари на парапете появились только в каменной версии моста.
Фонарь Южного моста. Август, 2019.
Это четвертый вариант фонаря, который и был принят в работу. Всего на Южном мосту расположено 8 фонарей. Именно столько их и имеется в природе, потому что сделаны они были специально для этого моста.
Фрагмент Южного моста. Вид с террасы замка. Август, 2019.
Эскиз фонаря Южного моста из дизайн-проекта, 2016.
Для дизайна элементов в проекте были использованы 7 прототипов, включая 4 фонаря XIX века (франция, германия). Общий облик фонаря навевает мысли о старинных улочках Европы. При этом он складывается из многих элементов, характерных для культуры античности, с заметным влиянием итальянского ренессанса в виде базы с крылатыми львами. Однако все не так просто. Если присмотреться внимательно, мы увидим почти незаметные следы творчества иных культур. Напоминание о глубоких исторических корнях декора - это и есть один из принципов, который лежит в основе дизайна замка Гарибальди.
База фонаря. Эскиз из дизайн-проекта фонаря Южного моста, 2016.
Венецианские львы присутствовали во всех четырех вариантах. Прототипом этой базы послужило бронзовое основание одного из трех флагштоков на площади Сан Марко в Венеции. Спроектировал и отлил те три изделия известный венецианский скульптор, литейщик, инженер и архитектор Алессандро Леопарди, которого иногда называют Леопардо (Alessandro Leopardi). Упоминание о нем есть в википедии и в Британнике. Центральный флагшток был установлен в 1505 году, боковые в 1506.
Крылатый лев в христианской традиции (по наиболее распространенной версии), является символом евангелиста Святого Марка. Впоследствии крылатый лев стал символом и самой Венеции. Если пойти по следу этого символа вглубь истории, мы обнаружим, что он связан с тетраморфом из видения пророка Иезекииля. Позже, в откровении Иоанна крылатый лев выступает одним из четырех стражей Трона Господа. А со святым Марком этот символ был ассоциирован во II веке. Об этом тоже можно почитать в профильных статьях википедии.
Однако символ крылатого льва гораздо древнее видений ветхозаветного Иезекииля. Говорят, Иезекииль начал пророчествовать в конце VI века до н.э. (июль 592 до н.э.), и произошло это во времена Вавилонского пленения (597-539 до н.э.). Гораздо раньше этого времени мы можем видеть символы крылатого льва на артефактах Древнего Шумера. Например, они имеются на трех изделиях III раннединастического периода, около 2500-2315 до н.э. (Каренгин С.В. "Гаргульи. Естественная История", глава 8.1. "Боги грозы и зооморфы", стр. 169). Из Месопотамии символ крылатого льва мигрировал, как на восток (в Иран и далее), так и на запад.
Таким образом, база фонаря Южного моста отражает один из мотивов культурно-мифологических воззрений народов на временном отрезке около 4 тысяч лет. Растительный орнамент, расположенный между львами, как раз и напоминает о происхождении символа крылатого льва.
Эскиз из дизайн-проекта фонаря Южного моста, 2016.
Над львами есть еще один пример миграции орнамента. Не все знают, что гильош использовался не только в романском и античном искусстве и архитектурном декоре. Само слово французского происхождения (говорят, около 1770). Но примеры этого орнамента можно видеть уже в древней Месопотамии. В Британском музее имеется резная панель из слоновой кости (Mus. № 127067) с этим орнаметом, которая датируется 730-710 до н.э. Найдена она была при раскопках Нимруда (Ассирия). В том же музее имеется глазированная терракотовая плитка из Северо-Западного дворца Нимруда (875-850 до н.э.) В музее Метрополитен есть несколько артефактов с этим орнаментом из той же местности. Наример, расписной кирпич (AN: 57.27.24a, b), который датирован IX веком до н.э.
Над поясом с гильошем нашего фонаря располагается, м-м-м... скажем, акантовый "кочан". Прототипом для этого элемента послужило основание чаши для освященной воды из кафедрального собора в Пизе. Подобные "кочаны" встречаются очень часто в дизайне фонарей, канделябров и прочего.
Еще выше расположен элемент типа "дыньки" (чечевички). Подобный элемент имеется на упомянутом выше венецианском флагштоке Леопарди, и он тоже часто встречается в декоре европейских чугунных фонарей и канделябров XIX века.
Эскиз из дизайн-проекта фонаря Южного моста, 2016.
Для кронштейна, несущего плафоны фонаря Южного моста, был использован пример из "Архитектурной энциклопедии" Г.В. Барановского (Том 5, стр. 362). Основная деталь кронштейна по форме напоминает античное изображение рога изобилия, что, конечно, изрядно добавляет символизма в общую картину.
Изящно изогнутые опоры самих плафонов сделаны в форме стилизованных листьев папоротника. Прототипом для этих опор послужило изображение другого плафона - парижского газового фонаря из шеститомного издания "Les Merveilles de la science" (Louis Figuier, 1879, том 4, стр. 161-162). Папоротник красив сам по себе, но под плафоном фонаря он намекает еще кое на что. Французское слово фужер (fougere - папоротник) имеет прямое отношение к технологиям изготовления стекла, в виду того, что один из составов рабочей смеси включал золу папоротника.
Венчает плафон распускающийся бутон лотоса с девятью внешними лепестками и девятью внутренними. Лотос считался священным растением во многих культурах, в том числе, в Азии, Древнем Египте и Древней Индии. Цветок и бутон имеет богатейшую символику. Применительно к нашему фонарю, отметим следующие мотивы: возрождение, творческая сила, солнечная позитивная энергия и движение из тьмы неведения к свету познания явленного мира.
Ночная сказка. Южный мост с включенными фонарями. Фото: Денис Батурин, 2017.
На теле фонаря Южного моста имеется еще девять типов более мелких символических изображений, каждое со своей историей, но на этом мы, пожалуй, закруглимся, и так уже получилось много букв. © Каренгин С.В. 2020
>>> 16. Бронзовые фонари замка (часть 2) >>> Другие обзоры по замку:
01. Общий вид. Хронология 02. Стилистика и дизайн. 03. Как все начиналось. 04. Парадная башня, цоколь, окна 1-го этажа, исторические прототипы. 05. Витражи. Три короля. Три замка. Рождение французского Ренессанса. 06. Витражи. Пять элементов Мироздания. Пять стихий. Код да Винчи. Символизм Шамбора. 07. Витражи. Прерафаэлиты. Шесть Этельбертов. Ланселот и Гиневра. 08. Флигель. Шесть драконов-стражей. Четыре барельефа. Герб в декоре балюстрады. 09. Грифоны замка. 10. Гаргульи замка. Легенда... далее о именах и кланах гаргулий 11. Фантастические существа замка 12. Вход Парадной Башни 13. Рыцари замка Гарибальди (часть 1) 14. Рыцари замка Гарибальди (часть 2)