Имитация природного биотопа Аргуса (
Argusianus argus). Эта птичка из семейства фазановых обитает в джунглях Юго-Восточной Азии. Декорации воссоздают участок природного ландшафта где-то на опушке этих джунглей. Комплекс оформления включает в себя настенную художественную роспись, а также искусственные деревья и камни.
Технологии.
Для изготовления декораций использовалась технология скульптурного слоя (полимерцементная смесь) на арматурно-сетчатом каркасе. Для настенной росписи применялись акриловые красители.
Проектная работа.
Для этого вольера я делал цветные и черно-белые карандашные эскизы (без проработки настенной росписи). И, если память мне не изменяет, Лена Золотухина и Саша Гришин сделали макет. Эскизов у меня не осталось, а макет мог пасть жертвой рабочего процесса, потому что некоторые макеты мы таскали с собой для лучшей ориентации в пространстве.
Детали.
Вход в вольер. Дверь, скользящая в плоскости стены, замаскирована стволом дерева и росписью. Если присмотреться к верхней фотографии, то можно это заметить.
Срединный бугор. Расположение скального утеса в этом месте не случайно. Именно на этом возвышении располагается насест для птиц, выполненный в виде небольшого дерева с тремя горизонтальными ветвями.
Кроме того, бугор выполняет функции клумбы. Принцип этой конструкции отдаленно напоминает собой песочницу, в которую засыпана плодородная почва и высажены живые растения.
Поляна для "танцев" и фикус-удушитель. Свободное место оставлено не случайно. Во-первых, аргусы большую часть времени все-таки проводят на земле, где сосредоточенно отыскивают корм.
Во-вторых, поскольку вольер достаточно просторный, у орнитологов была надежда, что птиц настигнет инстинкт продолжения рода. И тогда потребуется поляна для токования и брачных танцев.
Фикус-удушитель к этому процессу, кстати, не имеет никакого отношения. Он здесь поставлен исключительно из-за своей хищной красоты и призван навевать мысли о коварных джунглях Юго-Восточной Азии. Если кому-то интересно, то "удушители" образуются следующим образом. Крохотное семечко попадает в крону другого дерева. Из семечка развивается растение эпифитного типа. По мере роста оно опускает воздушные корни, которые со временем достигают земли, укореняются и образуют вокруг ствола дерева-носителя мощный переплетенный каркас. Таким способом фикусы-удушители борются за место под солнцем.
Лирика и жизнь.
По проекту птица-Аргус должен был наслаждаться не только имитацией родной природы, но и небольшими развалинками, в стиле древних и затерянных городов соседних регионов. Но эта идея загнулась в самом начале проекта, подробностей не помню. В итоге и без них получилось неплохо.
Над сооружением искусственных деревьев и скал трудились художники: Айдар Газизов, Иван Антонов, Стас Столяров, Лена Кулеша, Таня Чжан. Постепенно буду восстанавливать список участников и добавлять по мере поступления информации.
Настенная роспись работы художников Юли Похалецкой и Майкла Немцова. Они самостоятельно собирали материалы для эскизов, а затем превращали стену в иллюзию тропического леса.
Подбором и высадкой растений занимались Лена Золотухина и Александр Гришин. Растения выбирались с учетом их природного ареала и размещались в вольере с учетом особенностей произрастания. Лишь в редких случаях растения заменялись на похожие.
Ваня Антонов за работой - моделирует камни и почву.
В законченном виде это выглядело примерно так:
Искусственная почва только на вертикальной поверхности Срединного бугра и местами у его подножия. На полу земля настоящая.
Айдар Газизов за работой.
Лена Кулеша на мастер-классе
Джона Эгнью.
Татьяна Чжан наблюдает за приемами Джона
Иван Антонов травит художественные байки
Место реализации проекта - Московский зоопарк, «Дом птиц».
Время реализации проекта - лето-осень, 1996 г.
Это было прекрасное время, когда я работал художником-дизайнером в составе фирмы «Атолл». На этом проекте от меня требовалось: общая концепция дизайн-проекта, рабочие эскизы, авторский надзор, участие в подготовительной и скульптурной работе, участие в росписи объемных рельефов и расположении искусственных растений.
ПРОЕКТЫ К ОБЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖУРНАЛА