проект "Тукан"

Jan 24, 2012 04:55


Имитация природного биотопа в местах обитания Тукана (Ramphastos toco). Оформление состоит из объемных декораций - искусственных растений, искусственных стволов деревьев, характерных для тропиков Центральной Америки и "развалин" в стиле древних майя. Для усиления ощущения открытого пространства использована настенная роспись.




Технологии.
Для изготовления декораций использовалась технология скульптурного слоя (полимерцементная смесь) на арматурно-сетчатом каркасе. Для настенной росписи применялись акриловые красители.

Проектная работа.
Тогда у нас были сложности с компьютерной обработкой эскизов. Все эскизы были сделаны руками (карандаш, акварель). Копий было немного. Необходимые проектные материалы мы таскали с собой. В результате многое пришло в негодность - либо сгорело от сварки и бычков, либо было безнадежно заляпано раствором. Все, что осталось от проектов для «Дома птиц», это несколько цветных эскизов, которые осели в «Атолле».

Детали.
Вход в вольер стилизован под портал разрушенного храма.




В качестве пояснения использован рисунок из книги «A Forest of Kings», p.72 (авторы: Linda Schele, David Freidel). Здесь изображен вход в храм (Temple I, Tabasquena, Campeche). Если присмотреться, то становится понятно, что проход образован открытыми пастями трех монстров (или одного монстра в трех ракурсах). Говорят, что это изображение Witz Monster, который олицетворял для древних майя Изначальную Гору. Она  упоминается в  космогонических мифах. Считается, что свои храмы майя строили, имея в виду эту "живую гору". Вход через пасть монстра открывал путь в сердце священной горы и являлся порталом в иной мир. Но, поскольку мы сделали всего лишь имитацию, орнитологам, которые ходят через этот проход ежедневно, ничего экстраординарного не угрожает. А еще в языке майя есть фраза,  относящаяся к двери обычного дома (ti yotot) и переводится она так - «рот дома».

Стела. Для этой декорации была использована компиляция из нескольких прототипов.


Для проекта в качестве прототипов были использованы пять стел. Три стелы, находящихся в Копане ("Grand Courtyard", Copan, Honduras): это стелы А, В и С, изображающие величайшего из правителей Копана - 18 Кролика. И две стелы (D и F) из Киригуа (Quirigua, Guatemala).  От себя, конечно, я тоже кое-что добавил. Как же без творчества? Практическое назначение стел древних индейцев не очень понятно. Но ясно, что они изображают великих правителей и покрыты надписями, восхваляющими их деяния. Про стелы можно посмотреть тут, правда на английском. Между прочим, «огромную роль в расшифровке «иероглифов» майя сыграл советский лингвист и историк Юрий Валентинович Кнорозов» (wiki). Что касается надписей на нашей стеле, то я подбирал наиболее «добрые» знаки, чтобы «энергетика» сего творения была позитивной.
Скульптурная работа у меня на стеле продвигалась очень медленно. Удавалось лепить примерно половину квадратного метра в день. Потому что, во-первых, это был мой первый опыт скульптурной работы, во-вторых, рельеф достаточно сложный, а в третьих, в работе было еще несколько вольеров.

Алтарь. Для фасадной части этого изделия я использовал изображения северного «лица» алтаря, расположенного у стелы D, а для боковины использовал фрагмент изображения алтаря G - 1. Оба оригинала лежат на «Grand Courtyard» Копана (Copan, Honduras).



Камень в стене. Этот элемент декораций иллюстрирует принцип, которым пользуются для имитации продолжения объемных конструкций в нарисованное пространство при создании искусственного ландшафта. Часть нарисованного камня выступает из стены.


При использовании этого приема нужно обязательно учитывать положение зрителей. Этот прием работает, для ограниченного угла обзора. Для других вариантов применяются другие хитрости.

Корень дерева. Надеюсь, что как-то так выглядит слегка трухлявый корень сейбы (Ceiba sp.), который спилили, чтобы не спотыкаться.


В дальнейшем мы значительно продвинулись в имитации трухлявой древесины.



Стела. Вид сбоку.

Лирика и жизнь.
Очень мне хотелось сделать что-то в этом духе. И с этим проектом мне повезло. Была отличная команда единомышленников для его реализации, и тема формально совпадала с техническим заданием. Из 12-ти вольеров, которые были на моей совести в «Доме птиц», я планировал два нагрузить «древними развалинами». Один для тукана, с характерными элементами Центральной Америки, второй для аргуса, с элементами декора из Юго-Восточной Азии. На руках у меня были цветные эскизы и почеркушки,  сканы из книг и недоделанные коллажи для стелы. Все шло по плану, но в какой-то момент все архитектурные излишества в вольере для аргуса мне «зарубили». И тукана собирались тоже отменить. Но, к счастью, все-таки проект удалось завершить.


Птичка осваивает новое пространство.

Каркас для алтаря, портала и деревьев, насколько вспомнили Юра Харламов и Володя Мамочкин, варил Алексей Шубин. К  алтарю, кроме меня, приложили свою руку еще несколько человек. Пока что мы совместными усилиями вспомнили, что это был Ваня Антонов и Юра Харламов. В лепке портала и деревьев участвовали Андрей Галещук, Айдар Газизов, Стас Столяров, Артем Федотов.  Растениями занимались Лена Золотухина и Саша Гришин. Когда вспомним всех участников событий, обязательно впишу остальных.

Еще одним значительным событием в судьбе этого проекта стал приезд в августе Джона Эгнью (John Agnew), с которым мы познакомились в Цинциннати за год до этого. Джон и человек замечательный, и художник уникальный. Его послужной список выглядит очень внушительно. Для нашей команды в течение нескольких дней он проводил бесценный мастер-класс. При этом он сам начал роспись на левой стене вольера, которую затем продолжили Юля Похалецкая и Майкл Немцов.


На фото художники: Майкл Немцов, John Agnew, Юля Похалецкая, Алла Шелимова



Джон Эгнью проводит мастер-класс



Майкл и Юля за работой.

Не всех удалось застать с фотоаппаратом, когда они трудились на конкретном проекте. За неимением подходящих фоток буду подбирать снимки с других объектов.


Иван Антонов работает над баньяном (баньян - это форма роста древа Фикус).



Художник Андрей Галещук. Участвовал практически во всех
проектах "Атолла" с самого начала.



Алексей Шубин на перекуре после тяжелой трудовой вахты.

Лёха Шубин тогда занимался сварочными и, как все, художественными работами. Тут нужно заметить, что подобную работу не могли выполнять обычные сварщики.  На таких проектах каждый человек  должен быть с художественным чутьем. Причем, один и тот же человек утром мог заниматься сваркой, после обеда скульптурной лепкой или резьбой, а завтра - художественной росписью (различного уровня, конечно). Для нас тогда это было нормально, и мы воспринимали это, как должное.


Володя Мамочкин и Юра Харламов оценивают фронт работ. В полноценной команде всегда есть технический гений. Нам повезло, у нас их было два.

В этом была специфика работы в "Атолле", практически все специалисты могли выполнять целый комплекс различных задач. И технических, и художественных. Каждый новый проект всегда, без исключения, ставил перед нами сложные вопросы. И с таким коллективом, который сложился в "Атолле", можно было двигать горы.



Художники Айдар Газизов и Стас Столяров.

Здесь я упоминаю тех из своих друзей, кто больше всего участвовал в реализации проекта "Тукан". На самом деле, пока мы работали на реконструкции зоопарка, каждый из атолловцев внес свой вклад в каждый из проектов. Это тоже одна из специфических черт работы того времени. Тогда очень хорошо чувствовалось, что мы делаем общее интересное и правильное дело. Как я уже говорил, каждый из подобных проектов - это результат коллективной творческой работы многих людей. Надеюсь, что смогу сделать обзоры по другим проектам, где постараюсь упомянуть всех.



Еще один этап закончен. Готовлюсь к следующему.

Изюм.
Стела вообще-то не планировалась. Просто у вентиляционщиков короб с воздуховодами не влез в рабочий коридор, где он должен был стоять по плану. Поэтому в одно прекрасное утро мы обнаружили в вольере кирпичный монумент, на который пришлось, не отходя от кассы, придумывать декор.

Лианы на стеле настоящие. Это сушеный плющ, привезенный из горного Крыма.

Контур фигуры на стеле я обводил мелом по Лёхе Шубину, как Остап Бендер, рисовавший фигуру сеятеля. Лёха Шубин - бывший морпех, он оказался самым могучим из присутствовавших на тот момент.

Когда я заканчивал возиться с алтарем, то просидел часов до одиннадцати вечера. Утром пришел чуть позже. Подходя к вольеру, увидел нескольких строителей, которые смотрели на меня с сочувствием. Я напрягся и спросил, в чем дело. Один их них грустно кивнул на алтарь и сообщил: «Вишь, как треснул. Теперь переделывать все». На эти трещины накануне вечером у меня ушло не меньше часа.







Информационные материалы, использованные для проектной работы:
Диего де Ланда «Сообщения о делах в Юкатане» 1566 г. Научно-издательский центр «Ладомир», Москва, 1994.

Linda Schele, David Freidel «A Forest of Kings», William Morrow & Company, Inc. 105 Madison Avenue, New York, N.Y. 10016, 1990.

Claude Baudez, Sydney Picasso «Lost cities of the Maya», Discoveries, Harry N. Abrams, Inc. Publishers, New York, 1992.

Michael D. Coe «The Maya», Thames and Hudson, 1982.

Место реализации проекта - Московский зоопарк, «Дом птиц».
Время реализации - август-сентябрь, 1996 г.
В то время я трудился художником-дизайнером в составе фирмы «Атолл». В мои задачи входило создание общей концепции проекта, рабочие эскизы, авторский надзор, участие в подготовительной и скульптурной работе, участие в росписи рельефов и расположении искусственных растений.

ГАЛЕРЕЯ ПРОЕКТОВ

К ОБЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖУРНАЛА

дизайн, moscow zoo, ландшафтный дизайн, landscape design, artificial landscape, artificial biotope, московский зоопарк, искусственный биотоп, искусственный ландшафт, Большой тукан, design, toucan, tukane, john agnew, дизайн-проект, развалины Майя, mayan ruins, ramphastos toco

Previous post Next post
Up