Тревожная тенденция. О новой редакции Концепции госполитики по увековечению памяти жертв репрессий2

Oct 24, 2024 04:29





НАЧАЛО: https://zakatov.livejournal.com/29606.html

Самое печальное, что из новой редакции I раздела Концепции полностью изъят абзац: «За прошедшее после 1953 года время в России процесс реабилитации не был завершен. Точное число репрессированных лиц остается неизвестным. Общенациональный памятник жертвам политических репрессий не установлен. До сих пор не проведена необходимая работа по выявлению мест захоронения жертв репрессий. В ряде регионов (Алтайский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Псковская и Самарская области и др.) в изданных книгах памяти названы почти все репрессированные, но в некоторых субъектах Российской Федерации таких книг памяти до сих пор нет. Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории».

А ведь мы по-прежнему не знаем точного числа репрессированных. Фантастические «100 миллионов жертв» вызывают обоснованную критику, но и попытки занизить численность погибших от репрессий и свести их к количеству осужденных в полном соответствии с законами и процедурами того времени явно несостоятельны. Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" гласит о «миллионах людей, ставших жертвами произвола тоталитарного государства». И это правда - таких людей миллионы. Но сколько миллионов - ещё только предстоит подсчитать.



Не установлен и общенациональный памятник жертвам политических репрессий. Далеко не окончена работа по выявлению мест массовых захоронений казнённых и публикации данных о подвергшихся всем видам репрессий.

Что касается «попыток оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории», то они в последнее время чрезвычайно участились и распространились. Поэтому особенно зловещим выглядит отказ от указания в Концепции на недопустимость этих наглых и кощунственных выходок необольшевицких реваншистов.

Авторы новой редакции Концепции постарались уйти от исторической действительности настолько, что вовсе исключили из числа принципов «осознание трагичности общественного раскола, повлекшего за собой события 1917 года, Гражданскую войну, массовые политические репрессии», а в абзаце о необходимости «объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий» заменили слова «советского периода» на «Российского государства».

Что же, разве общественный раскол, приведший к революции, не является трагедией? Думается, этого не станет отрицать ни один здравомыслящий человек, не только правых, но и левых убеждений. Осознание трагичности раскола - именно ПРИНЦИП, нерасторжимо связанный с подлинным «признанием преемственности исторического развития Российской Федерации».

Политические репрессии, конечно, имели место во все периоды истории Российского государства. Но масштабы политических репрессий в СССР беспрецедентны даже при самых заниженных подсчётах жертв. Закон, действующий с 1991 года, предусматривает и регламентирует реабилитацию только тех лиц, которые репрессированы после прихода к власти политического режима, возведшего террор в ранг государственной политики - 25 октября 1917 года. При этом, действительно, недопустимо «вычёркивание» или тотальное очернение советского периода. Фраза об объективном анализе как его достижений, так и трагических страниц» в первоначальной редакции Концепции была логична и органична. Замена же словосочетания «советского периода» на «Российского государства» очевидно преследует цель ослабить в общественном сознании понимание, что именно в советский период политические репрессии приобрели наиболее трагичный и массовый характер.

Если в первой редакции Концепции «мемориализация, то есть формирование и развитие в местах массовых захоронений жертв политических репрессий памятных мест, увековечивающих память жертв политических репрессий» стояла на первом месте в перечне основных направлений деятельности, то в новой редакции этого пункта ВООБЩЕ НЕТ. Полностью исключен из этого раздела и пункт об «обеспечении доступа к архивным материалам с учетом требований законодательства Российской Федерации». В области выявления мест массового захоронения жертв политических репрессий оставлены научно-исследовательские работы, но убрано упоминание об археологических работах. Кто хотя бы немного знаком с законодательством, поймёт, что это изъятие имеет важное и отнюдь не благоприятное для научно-исследовательской и мемориальной деятельности значение.

Нет более в новой редакции признания того, что революционные трансформации 1917 года, повлекли за собой раскол общества и огромные потери населения страны. Не упоминается теперь и  дата «событий 1937 года, на который приходился пик политических репрессий в отношении гражданского населения».

Исключены в новой редакции Концепции положения о сформировании «единой мемориальной сети по увековечению памяти жертв политических репрессий» и об увеличении «количества мемориальных объектов (постоянных экспозиций, произведений монументального искусства и др.) в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, количества созданных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий».

Приходится с болью и разочарованием констатировать, что на важнейшем направлении государственной политики по восстановлению законности, справедливости и исторической правды, без чего невозможно действительное и прочное обоснование преемственности исторического развития Российской Федерации, произошёл опасный регресс.

Изменения, внесённые в «Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий», являются явной уступкой реваншистским политическим силам, активно оправдывающим массовые политические репрессии и зачастую не скрывающим своего желания вновь их развязать.

Деятельность этих сил и потакание им со стороны представителей государственной власти чреваты распространением правового нигилизма, попытками решить проблемы государственной и общественной жизни путем насилия, попрания достоинства личности и ценности человеческой жизни, и как следствие - нагнетанием общественной напряженности, новыми расколами и противостояниями.

Понимание сути трагедии нашего Отечества в ХХ веке, уважение к принципу законности, недвусмысленное осуждение тоталитарных идеологий и террористических политических методов, сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей - это показатель здорового состояния государства и общества. Увековечивание памяти жертв политических репрессий - общее дело государства и гражданского общества; каждого гражданина.

Если мы решим, что нас это не касается; что нужно «перевернуть страницу» и забыть о страданиях миллионов соотечественников, то рискуем повторить их судьбу, став заложниками безумцев, которые и сами в большинстве своём перемалываются в жерновах развязываемого ими террора, но успевают погубить множество людей.

Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая 30 октября на открытии в Москве памятника «Стена скорби», сказал:

«Для всех нас, для будущих поколений, что очень важно, важно знать и помнить об этом трагическом периоде нашей истории, когда жестоким преследованиям подвергались целые сословия, целые народы: рабочие и крестьяне, инженеры и военачальники, священники и государственные служащие, учёные и деятели культуры.

«Репрессии не щадили ни талант, ни заслуги перед Родиной, ни искреннюю преданность ей, каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения.

«Миллионы людей объявлялись «врагами народа», были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем, лагерей и ссылок.

«Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти и, тем более, невозможно ничем оправдать, никакими высшими так называемыми благами народа.

«В истории нашей страны, как и в любой другой, немало сложных, противоречивых этапов. О них спорят, обсуждают, предлагают разные подходы для объяснения тех или иных событий.

«Это естественный процесс познания истории и поиска истины. Но когда речь идёт о репрессиях, гибели и страданиях миллионов людей, то достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять - никаких оправданий этим преступлениям быть не может.

«Политические репрессии стали трагедией для всего нашего народа, для всего общества, жестоким ударом по нашему народу, его корням, культуре, самосознанию. Последствия мы ощущаем до сих пор.

«Наш долг - не допустить забвения. Сама память, чёткость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения.

«Поэтому два года назад Правительством Российской Федерации принята Концепция государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, создан Фонд памяти. (…)

«И в заключение хотел бы попросить разрешения у Наталии Дмитриевны Солженицыной, хотел бы процитировать её слова: «Знать, помнить, осудить. И только потом - простить». Полностью присоединяюсь к этим словам.

«Да, нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили. Но это не значит - призывать к сведению счетов. Нельзя снова подталкивать общество к опасной черте противостояния.

«Сейчас важно для всех нас опираться на ценности доверия и стабильности. Только на этой основе мы можем решить задачи, которые стоят перед обществом и страной, перед Россией, которая у нас одна»

(http://www.kremlin.ru/events/president/news/55948).

Той «Концепции государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий», которую имел в виду Президент В.В. Путин, увы, с 20 июня 2024 г. больше нет.

Но никто не сможет отменить, переиначить или сократить мудрые и точные слова главы современного Российского государства: массовые репрессии «нельзя вычеркнуть», «невозможно ничем оправдать»; они являются «преступлением» и «трагедией всего нашего народа»; «наш долг - не допустить забвения»; «знать, помнить, осудить. И только потом - простить»; «нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили» - и всё это «не для сведения счётов», а чтобы «память, чёткость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служили мощным предостережением от их повторения».

Ориентируясь на эти принципы и действуя активно, в строгом соответствии с Конституцией РФ и Федеральным Законом «О реабилитации жертв политических репрессий», нужно всеми силами постараться не допустить дальнейшего развития тенденции, приведшей к деградации «Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий».

ПРИЛОЖЕНИЯ: см. https://proza.ru/2024/10/30/247

Фото: Maxim Shipenkov / EPA / ТАСС.

#реабилитация #реабилитацияжертврепрессий #массовыерепрессии #репрессии #террор #историяРоссии #русскиймир #преемственность #традиционныеценности #реваншизм

#преемственность, #реабилитацияжертврепрессий, #репрессии, #реабилитация, #традиционныеценности, #русскиймир, #террор, #реваншизм, #массовыерепрессии, #историяРоссии

Previous post Next post
Up