Ко Дню памяти жертв политических репрессий
ТРЕВОЖНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ
15 августа 2015 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена «Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий».
Издание этого правового акта явилось важным шагом в деле применения Федерального Закона № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий», принятого Верховным Советом РСФСР 18 октября 1991 г.
Преамбула этого Закона гласит: «За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.
«Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.
«Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба» (
Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ).
В соответствии с Законом, «Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями» (I Общие положения. Ст. 1).
Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются «дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам» (I Общие положения. Ст. 1.1.).
Закон «без каких-либо исключений» распространяется на «граждан РФ и иных названных в нем лиц, которые начиная с 25 октября (7 ноября) 1917 года подверглись политическим репрессиям на территории РФ в ее исторических границах (в том числе, следовательно, на граждан РФ, которые в указанный период были принудительно выселены с территории Крымской области, входившей в состав РСФСР до ноября 1954 года); на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года; на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД-МГБ-МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам); на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами» (I Общие положения. Ст. 2).
Пострадавшими от политических репрессий признаются «дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно» (I Общие положения. Ст. 2.1.).
Реабилитации подлежат «лица которые по политическим мотивам были: а) осуждены за государственные и иные преступления; б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции; в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод; г) необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение; д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям; е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления» (I Общие положения. Ст. 3).
Не подлежат реабилитации «лица, перечисленные в статье 3 настоящего Закона, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений: а) измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия; б) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны; в) организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований; г) военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия. Кроме того, не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии, партизан, армий стран антигитлеровской коалиции и мирного населения, за исключением тех, кто впоследствии принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе Красной Армии, партизанских отрядов или в движении Сопротивления» (I Общие положения. Ст. 4).
Закон признал «не содержащими общественной опасности нижеперечисленные деяния» «а) антисоветскую агитацию и пропаганду; б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй; в) нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви; г) посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов; д) побег из мест лишения свободы, ссылки и спецпоселения, мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы лиц, которые находились в указанных местах в связи с необоснованными политическими репрессиями, то есть по статьям 70 (в редакции, действовавшей до Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1990 года: «Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти либо совершения отдельных особо опасных государственных преступлений, распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно распространение либо изготовление или хранение в тех же целях литературы такого же содержания - наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет или ссылкой на срок от двух до пяти лет. Те же действия, совершенные лицом, ранее осужденным за особо опасные государственные преступления, а равно совершенные в военное время, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет»
https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/14_ugol_kodeks), 190.1 («Недонесение о преступлениях», предусмотренных «политическими» статьями), а также по статьям 142 («Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви - наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до пятидесяти рублей») и 227 («Создание группы, причиняющей вред здоровью граждан. Создание группы, деятельность которой, проводимая под предлогом проповедования религиозных вероучений, сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или половой распущенностью, а равно руководство такой группой или вовлечение в нее несовершеннолетних - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со ссылкой или без таковой, с конфискацией имущества или без таковой») Уголовного кодекса РСФСР и аналогичным нормам ранее действовавшего законодательства». Лица, осужденные за эти деяния, реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения (I Общие положения. Ст. 5).
В Законе регламентируется порядок реабилитации и перечислены её последствия. В заключительной статье 18.1. указывается: «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять меры по увековечению памяти жертв политических репрессий и поддерживать деятельность организаций и граждан, направленную на увековечение памяти жертв политических репрессий, в частности деятельность по выявлению и благоустройству мест захоронений жертв массовых репрессий, выявлению архивных документов по истории политических репрессий, созданию и пополнению музейных экспозиций».
Таким образом, меры по увековечиванию памяти жертв политических репрессий и по поддержке общественной деятельности в данной сфере Закон относит не к обязанности, а к праву органов власти.
Реализуя это право, Правительство Российской Федерации утвердило своим распоряжением № 1561-р «Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий» от 15 августа 2015 г. (
https://rg.ru/documents/2015/08/18/jertvy-site-dok.html; дата обращения 29 октября 2024 г.).
Принятие Концепции было осуществлено в рамках «разработки эффективной государственной политики в области обретения обществом согласия по вопросам формирования наиболее значимых социальных ценностей», с полным пониманием, что таковое согласие не может быть достигнуто на основе отрицания или замалчивания ошибок и преступлений, имевших место в истории нашей Родины.
Поэтому в Концепции честно провозглашалось: «Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий.
«Особенно важным в этой связи является осознание трагического опыта России, пережитого страной и ее гражданами после октябрьских событий 1917 года, который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей.
«Вследствие репрессий страна пережила масштабные социальные катаклизмы. Помимо колоссальных потерь, понесенных в период Гражданской и Великой Отечественной войн, Россия пережила целый ряд иных трагедий, в числе которых: гонения на представителей религиозных конфессий; послереволюционная эмиграция наиболее образованной части населения, многолетняя дискриминация тех представителей дореволюционной элиты, кто предпочел остаться в России; коллективизация, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди высланных и раскулаченных, а также разрушение индивидуального крестьянского хозяйства, которое было основой экономики страны на протяжении веков; связанный с насильственной коллективизацией голод, унесший жизни миллионов людей; массовые репрессии, в ходе которых миллионы людей были лишены жизни, стали узниками ГУЛАГа, были лишены имущества и подвергнуты депортации».
Далее в Концепции достаточно подробно излагалась история реабилитации жертв политических репрессий в СССР и РФ с 1953 г. Выводом данного раздела концепции было глубоко правильное и законное утверждение: «Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории».
В разделе II «Общие положения, цели и задачи настоящей Концепции» перечислялись правовые акты, лежащие в её основе, и основные направления, формы и методы деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий.
Среди принципов реализации Концепции, наряду с положениями о «признании преемственности исторического развития Российской Федерации»; «необходимости объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий»; «осуждении идеологии политического террора» содержался тезис об «осознании трагичности общественного раскола, повлекшего за собой события 1917 года, Гражданскую войну, массовые политические репрессии».
Раздел III “Основные направления деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий» содержал перечисление мероприятий, первым из которых указывалась «мемориализация, то есть формирование и развитие в местах массовых захоронений жертв политических репрессий памятных мест, увековечивающих память жертв политических репрессий». Кроме общих «научно-исследовательских работ по выявлению мест массовых захоронений жертв политических репрессий» отдельно упоминались также археологические работы. Отдельным пунктом значилось «обеспечение доступа к архивным материалам с учетом требований законодательства Российской Федерации».
При перечислении этапов реализации Концепции в разделе IV при характеристике II этапа, предусматривающего «завершение работ по реализации наиболее значимых проектов в области увековечения памяти жертв политических репрессий», подчёркивалось «Особенно важным представляется реализация завершающего этапа в связи с тем, что на 2017 год приходятся сразу две памятные даты - 100-летие революционных трансформаций 1917 года, повлекших за собой раскол общества и огромные потери населения страны, и 80-летие событий 1937 года, на который приходился пик политических репрессий в отношении гражданского населения».
При «оценке ожидаемой эффективности и результативности реализации настоящей Концепции» в разделе VI предполагалось, что её реализация, в первую очередь, «позволит сформировать единую мемориальную сеть по увековечению памяти жертв политических репрессий».
Что касается эффективности, то первым её показателем объявлялось «увеличение количества мемориальных объектов (постоянных экспозиций, произведений монументального искусства и др.) в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, количества созданных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий».
«Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий» являлась обоснованным с правовой и исторической позиций актом. Её первоначальная редакция и редакция от 26 марта 2019 г. (распоряжение Правительства РФ № 522-р) позволяли утверждать, что государственная власть современной России признаёт объективные данные о массовых репрессиях тоталитарного богоборческого коммунистического режима и руководствуется стремлением восстановить справедливость в отношении их жертв. (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРЕЖНЕЙ РЕДАКЦИИ КОНЦЕПЦИИ СМ. В ПРИЛОЖЕНИИ).
Когда в Российской Федерации были объявлены иностранными агентами и (или) ликвидированы некоторые организации, использовавшие тему страданий жертв массовых репрессий для прикрытия политической деятельности, направленной на разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и распространение иностранного влияния, можно было, ссылаясь на Концепцию от 15 августа 2015 г., уверенно утверждать, что государственная власть современной России справедливо борется с политизацией мемориальной работы, но сама имеет чёткую позицию в отношении массовых репрессий, основанную на совокупности исторических источников в их системной взаимосвязи, и исключает в данной сфере любые недомолвки, искажения, а тем более, «попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории».
К огромному сожалению, распоряжение Правительства Российской Федерации № 1564-р от 20 июня 2024 г. не только фактически исключило Концепцию из числа подобных аргументов, но и обозначило проблему, гораздо более серьезную, чем вопросы полемики с иноагентами и их покровителями.
В «очередной редакции» Концепции заменены идейные обоснования и историческое осмысление массовых политических репрессий. По сути это новая Концепция.
Само по себе обновление правовых актов является неизбежным явлением. За последние годы приняты поправки к Конституции РФ (вступили в силу 4 июля 2020 г.); изданы такие важные государственные документы как Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» № 474 от 21 июля 2020 г. (
http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726); Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" № 400 от 2 июля 2021 г. (
https://base.garant.ru/401425792/); Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 9 ноября 2022 г. (
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/); Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 г. № 314
«Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» (
Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения). Во всех этих актах содержатся важные положения, прямо или косвенно затрагивающие тему увековечивания памяти жертв массовых политических репрессий тоталитарного режима.
Однако в случае с принятием «Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий» в редакции 20 июня 2024 г. (
http://government.ru/docs/all/153932/; дата обращения 30 октября 2024 г.) наблюдается не усовершенствование системы мемориализации, а явно политизированная тенденция, которую, мягко говоря, затруднительно признать способствующей обретению согласия в обществе, объективному анализу трагических страниц и осуждению идеологии политического террора.
В редакции 2024 г. ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧЕН анализ «трагического опыта России, пережитого страной и ее гражданами после октябрьских событий 1917 года, который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей» вместе с перечислением основных трагедий - антирелигиозных гонений, стратоцида, насильственной коллективизации и связанного с ней голода, массовых репрессий во всех их проявлениях - от лишения жизни до депортаций и конфискаций имущества.
Исторический обзор процесса реабилитации существенно сокращён и начат с любопытной перестановки слов.
В редакции 2015 г. после ныне полностью изъятого перечисления репрессий сообщается: «В 1953 году руководством СССР была начата реабилитация жертв политических репрессий». В редакции 2024 г. уже без всякого упоминания истоков и причин массовых репрессий, та же фраза звучит по-иному: «Работа по реабилитации жертв политических репрессий инициирована руководством СССР в 1953 году».
Казалось бы, какая разница? Но каждому, кто, во-первых, осведомлен об исторических реалиях, а во-вторых, способен чувствовать речевые особенности, будет заметно: В первом случае мы имеем дело с подлинной историей: руководство СССР проводило массовые политические репрессии, но в 1953 г. начало реабилитацию их жертв. Во втором случае - нечто странное: получается, что руководство СССР инициировало реабилитацию жертв, репрессированных неизвестно кем.
Далее: по мнению составителей новой редакции, гражданам России уже не нужно знать, что «в 1955-1962 годах родственникам расстрелянных органы ЗАГС по представлениям соответствующих органов выдавали свидетельства о смерти с вымышленными датами и причинами смерти расстрелянных. С 1963 года органы ЗАГС стали выдавать свидетельства о смерти, в которых была указана точная дата расстрела, однако вместо причины смерти ставился прочерк. При этом места массовых казней и погребений не были преданы огласке, а документы о них остались засекреченными». Остаётся непонятным, почему же в действительности потребовался «следующий этап реабилитации» в 1980-х гг.
Совершенно необъяснимо, почему из новой редакции Концепции исключен перечень достижений в сфере реабилитации жертв политических репрессий и увековечивания их памяти (См. Приложение).
Указание на эти изменения в Концепции кому-то могут показаться придирками. Дескать, зачем упоминать и так известные факты. Но составители первой редакции Концепции тоже были людьми достаточно сведущими. И они понимали, что исторический обзор главнейших событий и принятия предшествующих правовых актов НЕОБХОДИМ для обоснования в Концепции дальнейших мер, проводимых на государственном уровне.
Однако сокращение данной части - это цветочки. Ягодки впереди…
В редакцию Концепции от 2024 г., из которой изъяты упоминания важнейших актов о РЕАБИЛИТАЦИИ жертв политических репрессий, включен новый абзац: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 г. "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." объявлена всеобщая амнистия, которая в последующем в том числе привела к реабилитации по формальным критериям и обелению пособников нацистов и изменников Родины, служивших в прибалтийских, украинских и иных карательных подразделениях, сформированных по национальным признакам, участников подпольных националистических и бандитских формирований».
Оговоримся сразу: реабилитация изменников Родины, лиц, совершивших военные преступления и преступления против человечности; вообще, всех перечисленных в статье 4 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", НЕЗАКОННА, АМОРАЛЬНА И КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕДОПУСТИМА. И если подобные случаи по ошибке или с умыслом были допущены, то эти акты реабилитации конечно же должны быть отменены.
Но зачем упоминать об этой проблеме в «Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий»? Неужели реабилитация нацистских преступников приобрела в России массовый характер, и их память увековечена в масштабах, требующих вмешательства Правительства РФ? Где факты, что амнистия 1955 г. «привела к реабилитации по формальным критериям и обелению пособников нацистов и изменников Родины»?
Напомним, что амнистия - это мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, в соответствии с которой эти преступники полностью или частично освобождаются от наказания, либо суровое наказание заменяется им на более мягкое, либо они освобождаются от уголовного преследования. Но преступления продолжают признаваться преступлениями. При амнистии речь идет лишь о смягчении кары за него, а не об оправдании преступника.
Реабилитация же - это признание невиновного человека, репрессированного от имени государства по социальным, классовым и религиозным мотивам, незаконно и несправедливо осужденным, восстановление его в гражданских правах, восстановление его чести, достоинства и доброго имени, устранение прочих последствий незаконного преследования.
Так повторим, кого же из военных преступников, палачей и бандитов реабилитировали и, тем более, «обелили» вследствие амнистии 1955 года? То, что немало из достойных виселицы или многолетнего заключения ушли от справедливой расплаты благодаря амнистии - это факт. Но причем здесь реабилитация, обеление и увековечивание памяти?
Создаётся впечатление, что малоуместное В ДАННОЙ КОНЦЕПЦИИ упоминание об амнистии 1955 г. включено для подспудной дискредитации всего процесса реабилитации, создания предпосылок для её пересмотра отнюдь не только в отношении пособников нацистов.
И почва для такого впечатления, увы, уже появилась. Например, 9 августа 2024 г. прокуратура Ростовской области отменила решение от 14 мая 1992 г. о реабилитации исповедника митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова).
Иосиф (Чернов) впервые был репрессирован ещё в сане игумена в 1925 г., получив 2 года заключения. Будучи епископом Таганрогским вторично арестован в 1935 г. и приговорен к 5 годам лишения свободы. В 1940 г. он вернулся в Таганрог, но продолжал подвергаться гонениям и притеснениям; ему не давали возможности открыто совершать богослужения и выслали в Азов.
После оккупации немцами Таганрога верующие получили возможность открыть храмы. Сейчас мы знаем, что эти пропагандистские акции со стороны нацистов были обманным маневром, ибо в перспективе они планировали уничтожить Православную Церковь. Но в тот момент верующие не могли не использовать открывшуюся возможность начать возрождение религиозной жизни. Владыка Иосиф получил возможность возобновить своё архиерейское служение. Он сохранил верность местоблюстителю патриаршего престола митрополиту (затем Патриарху) Сергию (Страгородскому), не запятнал себя какими-либо преступлениями, но был вынужден поддерживать определенные официальные отношения с оккупационными властями. Когда немцы в пропагандистских целях перенесли демонтированный большевиками памятник Императору Петру I Великому в центр города, епископ Иосиф не видел причин не одобрить этот шаг и присутствовал на церемонии. Также он опубликовал две статьи, в которых написал о гонениях на Церковь, проводимых коммунистической властью.
Несмотря на эти жесты, 6 ноября 1943 г. он был арестован гестапо в Умани как «агент Москвы» и содержался под арестом до середины января 1944 г. После освобождения Умани он не скрывался и не пытался покинуть Родину, а напротив, отправился в Москву для встречи с Патриархом Сергием (Страгородским). По дороге его арестовали 4 июня 1944 г. в Киеве и в феврале 1945 г. приговорили к 10 годам заключения. Свой срок он отбывал в Челябинске и Караганде, с 1954 г. находился на положении ссыльного. Освобожден в 1956 г.
Патриарх Алексий I назначил владыку Иосифа на служение в Алма-Атинскую епархию. Он стал епископом Петропавловским. В 1958 г. Иосиф (Чернов) возведен в сан архиепископа. В 1960 г. назначен на Алма-Атинскую кафедру. В 1968 г. получил сан митрополита. В 1970 г., после кончины Алексия I, был одним из кандидатов на патриарший престол. Скончался в 1975 г.
Митрополит Иосиф и при жизни и после смерти чрезвычайно любим верующими. В Казахстане православные считают его местночтимым святым и собирают материалы для официальной канонизации. Останки Митрополита Иосифа торжественно перенесены с кладбища в Софийский собор Иверско-Серафимовского монастыря. На его гробнице служатся панихиды; прихожане молятся ему; встречаются и его иконы. Имя Иосифа (Чернова) является важным духовным символом для Православной Церкви и Русского Мира.
За что же отменили акт о его реабилитации? За присутствие на открытии памятника всероссийскому императору и пару статей, в которых правдиво говорилось о гонениях на Церковь? К тому, что это было сделано при оккупантах, можно относиться негативно (особенно если не понимать обстоятельств; не принимать во внимание, что владыка Иосиф спас ряд евреев, обреченных на уничтожение, что поддерживал по мере сил партизан, что твёрдо отказался перестать поминать законное священноначалие, что после освобождения Умани жертвовал и призывал к пожертвованиям на нужны Красной Армии и даже был членом комиссии по расследованию преступлений нацистов). Но деяния Иосифа (Чернова) в период оккупации точно не заслуживали лишения свободы. Пособником нацистов он не был, военных преступлений и преступлений против человечности не совершал.
Отмена реабилитации митрополита Иосифа (Чернова) противоречит статье 5 Федерального Закона «О реабилитации жертв политических репрессий». Его деяния не подпадают ни под один из пунктов статьи 4 того же Закона. Конечно, дереабилитация этого видного иерарха Русской Православной Церкви может и должна быть оспорена. Но данный прискорбный факт на данный момент - реальный плод той же тенденции, которая привела к изменению Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий.
ОКОНЧАНИЕ:
https://zakatov.livejournal.com/29906.html ПОЛНЫЙ ТЕКСТ и ПРИЛОЖЕНИЯ:
https://proza.ru/2024/10/30/247 Фото: Maxim Shipenkov / EPA / ТАСС.
#реабилитация #реабилитацияжертврепрессий #массовыерепрессии #репрессии #террор #историяРоссии #русскиймир #преемственность #традиционныеценности #реваншизм