Шотландец в Японии.

Jun 28, 2011 00:16


Пару месяцев назад в посте про лучших гейш Токио конца 19го века я упоминала У.К.Бартона, спроектировавшего первый японский небоскреб "Асакуса Джюникай".
Вот, у меня наконец дошли руки рассказать об этом человеке более подробно.

 Уильям Киннинмонд Бартон родился 11 мая 1856 года в Эдинбурге, Шотландия. 


Надгробие на могиле отца У.К.Бартона, Джона Хилла Бартона в Эдинбурге.
Пардон за мрачность, но это единственная картинка, что нашлась в интернетах на тему эдинбургских корней нашего шотландца.

Джон Хилл Бартон был сыном лейтенанта Уильма Киннинмонта Бартона и Элизы Патон. 
Элиза Патон происходила из семьи, укоренившейся в Абердине с 17го века. Там, в Абердине, Джон Хилл Бартон учился и жил вместе с сестрой Мери и своей овдовевшей матерью.

Дж.Х.Бартон получил работу юриста-секретаря при Эдинбургском Тюремном управлении, где и проработал до конца жизни. Но свое сердце Джон Хилл посвятил истории. В конце жизни Бартон-старший получил звание Королевского Историографа Шотландии. И, говорят, довольно много времени потратил на изучение истории Японии.

Джон Х.Бартон женился на дочери своего друга и коллеги историка и адвоката Космо Иннса, Катерине. Профессор Иннс, помимо всего прочего, был одним из первых фотографов-любителей в Шотландии и юный Уильям проводил много времени в доме своего деда.

Другим близким человеком, оказавшим заметное влияние на жизнь молодого человека, была его тетка Мери Бартон. Судя по всему, тетушка была неординарной личностью и очень активным человеком. Скандализовав респектабельный и чинный Эдинбург, добилась разрешения на посещение лекций тамошних высших учебных заведений (например, Институа Ватта и Школы Искусств) студентами-девушками. Феминистка, короче. 
Плодами ее трудов смогла воспользоваться и сестра Уильяма, Элла, ставшая одной из первых женщин с высшим образованием в Шотландии.

Как вы поняли, семейка Бартонов была вполне себе прогрессивной для консервативной Шотландии середины 19го века. Может, даже чересчур.

В дополнение к вышеизложенному, дом тетки Мери Бартон посещал молодой Артур Конан Дойль. Уильям и Артур стали друзьями и оставались ими до конца жизни. 
Уильям К.Бартон консультировал создателя Шерлока Холмса при написании рассказа "Палец инженера". А роман "Торговый дом Гердлстон" А.К.Дойль посвятил своему другу.

Уильям Бартон учился в Эдинбургской Коллегиальной школе. И после окончания имел право и возможность поступить и в тамошний университет. Но вместо этого в 1873 году молодой человек на 5 лет становится учеником в компании "Brown Brothers & Co. Ltd" в Эдинбурге, которая занималась инженерными разработками в области гидравлики и механики. К концу обучения Уильям достиг должности главного чертежника-конструктора.

В 1879 году вместе со своим дедом Космо Иннсом перебрался в Лондон, где занимался разработкой водо-очистных сооружений для городов. Молодой человек решил посвятить свою жизнь созданию чистой воды в больших городах. И в 1881 году Уильям Киннинмонд Бартон становится инженером Лондонской Санитарно-Инженерной Ассоциации. Большой спец по канализациям, проще говоря.

Тридцатилетнего талантливого инженера ждала хорошая карьера в столице Британской Империи. Но в 1887 году Уильям неожиданно для всех принимает предложение правительства Мейджи и переезжает в Японию. Он становится первым Профессором санитарной инженерии в Токийском Императорском Университете. 
Хотя, как сказать "неожиданно"... Мне кажется, при таких родственниках и друзьях этого следовало ожидать. 

 У.К.Бартон.

Молодой инженер обнаружил, что канализационная система Токио, построенная при Токугавах, чрезвычайно разумна и хорошо организована. И даже превосходит известные ему древние канализации родного Лондона и Парижа. Но во второй половине 19го века японская столица и другие крупные города были опустошаемы регулярными эпидемиями холеры и прочих инфекционных заболеваний, завезенных щедрыми иностранными гостями и ранее незнакомых японцам. Ситуация усугублялась привычным укладом жизни: помои не выносились из домов, а аккуратно накапливались, чтобы потом удобрять этим поля и огороды; жидкие отходы сливались непосредственно в реки и каналы, прорезающие город; вода для мытья в ваннах использовалась горожанами по несколько дней... Короче, жуткая антисанитария.

Бартон взялся за дело. За короткий срок он реорганизовал системы сбора и очистки воды во многих крупных городах Японии, включая Восточную Столицу. Некоторые из водо-очистных сооружений, спроектированных Бартоном,  работают и по сей день. 


Одно из зданий локальной водо-очистной станции в Хирошиме, которую проектировал У.К.Бартон.

За несколько лет проблема очистки воды и инфекционных заболеваний была решена раз и навсегда.

В начале 90х годов он посетил Тайвань, где также обустроил водо-очистную систему и наладил канализацию острова. 


Водо-очистная станция в Тайпее, построенная по проекту У.К.Бартона. До сих пор действует.

Бартон читал лекции по санитарно-инженерным системам в Токийском Университете и даже написал несколько книг на эту тему, которые до сих пор являются учебными пособиями дпя студентов соответствующих специальностей.

Помимо этого, Уильям К.Бартон продолжал заниматься фотографией. 


Книга Бартона по основам фотографического дела, выпущенная в 1892 году. 
Бартон - один из основателей и участников Японского Фотографического Общества. А про его друга К.Огаву я уже упоминала.

Сам Уильям также издал несколько фото-альбомов, посвященных Японии. 


Один из фото-альбомов с работами У.К.Бартона.

И, конечно, в Японии Бартона знают прежде всего как автора первого японского небоскреба. 


12-этажный Рёункаку на Асакусе. Говорят, памятная доска стоит на том месте, где когда-то был построен нашим шотландцем "Заоблачный Павильон".

Если вы думаете, что это все, то вы таки ошибаетесь.

Почти сразу по приезду в Японию Бартон, как тогда было принятно среди цивилизованных европейцев, обзавелся японской любовницей. Девушку звали Матсу Оракава. Видимо, именно она учила Уильяма японскому языку и основам японской культуры. К сожалению, найти какие-либо детали об этой женщине не удалось. 


У.К.Бартон в начале 90х годов.

В 1892 году Матсу Оракава родила дочь, которую назвали Тамако. А в 1894м Бартон решил узаконить свои отношения с матерью своего ребенка и 19го мая в Британском консульстве в Токио лично консул Джозеф Х.Лонгфорд зарегистрировал брак между У.К.Бартоном и М.Оракава.

В 1899 году Бартон собирался съездить наконец домой, в Эдинбург, и представить своим шотландским родственникам свою жену и дочь. Но в начале августа подхватил какую-то печеночную инфекцию и через неделю умер в госпитале Токийского Университета.

У.К.Бартон похоронен в Токио, на кладбище Аояма. 


Если я ничего не перепутала, надгробие Бартона - в центре, небольшая доска в земле около дерева, с портретом. 
Фигура на постаменте справа - памятник одному из основателей Японского Фотографического общества и другу Уильяма, К.Огаве. 
Утверждают, что студенты и сотрудники инженерно-санитарного факультета Токийского Университета ежегодно возлагают цветы к памятнику У.К.Бартона.

Дальнейшую судьбу семьи Уильяма Бартона через интернет проследить оказалось невозможным, к моему великому сожалению. Известно, что жена Бартона, Матсу, умерла в 1918 году. А дочь Тамако вышла замуж в 1911 году за некоего Масио Сакакибара. И все.

Но когда в сентябре 2006 года Япония и Шотландия совместно отмечали 150 лет со дня рождения Уильяма Киннинмонда Бартона, перед собравшимися гостями выступил Кевин Масаяма Кметз - пра-пра-правнук Бартона - живущий в США профессиональный музыкант. 


Играет он на тсугару-шямизене.        

НЕяпонцы в Японии

Previous post Next post
Up