Сэтсубун-2010

Feb 04, 2010 14:57


Что такое "Сэтсубун" и с чем его едят, я уже рассказывала и два года назад, и в прошлом году. Повторять лениво. Основное, что надо запомнить, - это самый главный праздник смены сезонов. В некотором роде старо-японский Новый Год.
Я этот праздник нежно люблю за буйство и яркость. А также за то, что он до боли напоминает нашу родную Масленицу. С японским колоритом, понятно.


Страшно? Это "они" - сиречь, "черт". Именно эту нечисть положено всячески гонять и обижать во время Сэтсубуна. Чтоб знали свое место и не распоясывались.
Под катом - полсотни фоток "как мы отмечали Сэтсубун". И четыре штуки видео. Берегите траффик, кому актуально!

Подзаголовком к этому посту можно было написать "приключения желтой табуреточки". При чем тут табуретка, да еще желтая? Щас объясню. 
Хорошо быть гайджином высокого роста. И не очень хорошо - мелкой гайджинкой. Не так, чтоб мне это сильно мешало в обычной жизни, скорее даже наоборот. Но вот когда собираешься лезть в плотную толпу, чтобы из нее наблюдать за чем-нибудь интересным, мелкокалиберность является крупным недостатком. Дабы скомпенсировать этот недостаток роста на время похода в храм Ясака-джинджя, хитроумная Зайца временно экспроприировала у собственной младшей ребенки маленькую детскую табуреточку, желтую и с надписью "Winnie the Pooh". Табуреточка эта имеет в высоту примерно 15 см, вполне достаточно, чтоб несколько приподняться над толпой, не сильно при этом наглея. 
Запаковав табуреточку в пакет, я ломанулась на велике в Ясаку.

В 11 утра почтеннейшую японскую публику развлекали храмовые девушки-мико, танцуя сложные и сильно неторопливые танцы в сопровождении живой музыки: кото, пары барабанчиков, флейты и песни, исполняемой трио старичков. 
Народу было уже довольно изрядно. Потому я распаковала табуреточку и гордо на нее взгромоздилась. Окружающие недовольно поморщились на мою неуместную с их точки зрения предусмотрительность, но особо возражать не стали.  


Музыку, к сожалению, слышно было крайне фигово. И даже то немногое, что доносилось слегка, забивалось бубенчиками, в которые звонили за моей спиной посетители храма.

Видео номер раз. 

image Click to view



Девушки, между прочим, выступают в костюмах "ширабёши". 


В некотором смысле ширабёши считаются предшественницами гейш. Появлились профессиональные танцовщицы, услаждавшие своими танцами высшую знать, в конце периода Хэйан, примерно в 12ом веке. Большинство из них сами происходили из знатных семей. Волею судьбы оказавшись без средств к существованию и какой-либо поддержки, начали выступать с танцами, траснформированными и немного упрощенными из придворных танцев бугаку. Поскольку изначально танцы бугаку имели право исполнять только мужчины, девушки-ширабёши также надевали мужскую одежду и головные уборы татэ-эбоши, в некоторых случаях - и меч-тачи.



Среди исторически реальных ширабёши было несколько очень известных персонажей. Из последних, например, Шизука Гозэн - трагическая героиня многих песен и легенд времен первого шёгуната Камакура. 
Говорят, что культура ширабёши оказала заметное влияние и на театр Но. Полностью исчезли ширабёши уже в начале Эдо-эры, осталась только память о них в танцах гейш, песнях, сказаниях и картинах японских художников.

После завершения танца девушкам и присутствовавшим на сцене представителям района Хигашияма были вручены подносики с бобами. 


Бобы эти - те самые, отгоняющие нечисть. Можно, конечно, купить бобы в любом супермаркете. Но бобы со сцены Ясака-джинджя из рук таких девушек определенно обладают большей силой.

Один из представителей района. 


В костюме хэйанского придворного. Чтоб соответствовать антуражу.

Девушки кидают бобы в толпу. 


Десятки протянутых рук... 


Пакетик с бобами маленький, поймать тяжело, конкурентов много! 


Тут меня уронили с табуреточки и засветили локтем в левый глаз. Хорошо, что не в камеру. 
Японцы, конечно, вежливые. Но азартные. В азарте затопчут и не заметят.

В 13 часов на той же сцене должно было состояться выступление майко-сан из квартала Гион-Кобу. Мне хотелось посмотреть, понятно. Потому я никуда не пошла после окончания первой части давки за бобами, а осталась в храме. 
Погуляла, потаращилась. 
Сыграла в лотерею "фуку-мамэ"  ("бобы удачи"). Вместе с билетом выдавали пакетик бобов. 
Мой выигрыш: 


Растворимая лапша "тэмпура-соба". Ыыы! Никогда не отличалась удачливостью в лотереях. С другой стороны, мне всегда везло на людей и интересные события. Уж лучше так.

Со скуки и нефиг делать напилась амазаке, который считается напитком праздника. 


Фильтрат саке, "касу", разведенный кипятком, с сахаром и имбирем. Очень согревает. Имбиря в Ясаке не пожалели.

По храму периодически пробегали толпы ряженых, задирая посетителей и охотно позируя любой камере. 


"Тигро-они". Очаровашечки, а?

И такие тоже. 


Самурайчег, типо.

К часу дня толпа начала увеличиваться, конденсируясь вокруг сцены. Пришлось оставить хаотическое брожение по территории и застолбить местечко. 
За 15 минут до начала выступления майко-сан повалил снег.


Вопиющая несправедливость, считаю! Всю зиму я страдала, что хочу снега. И он таки пошел именно в тот момент, когда лично мне был нужен меньше всего. 
Кончился, однако, довольное скоро, не успев промочить меня, камеру и табуреточку. 
Перед самым началом выступления я опять гордо достала желтую табуреточку и очень довольная влезла на нее среди всей этой весьма уже плотной толпы. 
Ага, как же! Мне в спину довольно грубо постучали и сказали: а ну, слазь! не видно нефига за тобой!
Публика за моей спиной выглядела угрюмо и недружелюбно. Они пришли смотреть на танцы майко, а не на мою спину. Пришлось слезть. 
Табуреточку я, однако, убирать не стала. Поставила на нее одну ногу, чтоб изредка приподниматься.

На сцену поднялись новые представители района и две гейко с шямисенами - музыкальное сопровождение для танца. 


В этот раз было живое сопровождение, а не запись, как это часто бывает.

Майко поднимаются на сцену. 


Три грации. 


Представители района и майко в поклоне.


Как звали девушек, я прослушала. Едва они появились в поле зрения толпы, все вокруг меня повытаскивали фотики, камеры и телефоны и мощно защелкали прямо мне в уши. 


Вставать на табуреточку я даже не рискнула. Затоптали бы на месте. 
Потому за качество фото и видео не взыщите.

Видео номер два. 

image Click to view



Крайняя справа майко. 


С прической "варэшинобу", т.е. начинающая.

Майко-сан в центре. 


Две вместе. 


Крайняя слева майко. 


Майко слева и в центре - старшие майко, онээ-сан.

Прически старших майко. 


Обратите внимание: шпильки-канзаши с пушистыми шариками - украшение исключительно для Сэтсубуна. Такое майко-сан носят только 2-4 февраля.

Всем присутствовавшим на сцене были выданы подносики с бобами. 


Ведущий громко объявил: "Уважаемые родители! Пожалуйста, выведите своих детей из толпы."  
Толпа вокруг меня нехорошо оживилась и я сильно обеспокоилась: меня волновала судьба табуреточки.

Началось! 


Все забыли про фотики, хорошие манеры и вообще про все. Публикой овладел азарт.

Кидает. 


Меня пинали и толкали со всех сторон сразу. Бобы пытались поймать чем придется: руками, шапками-кепками, пакетами. 
Табуреточку у меня под ногами сбили и запинали со страшной силой.

Последнее, что я помню. 


Снимать уже не было никакой возможности, надо было спасать табуреточку. 
Попробуйте нагнуться в беснующейся толпе, ага. И выдрать из-под ног этой толпы маленькую желтую табуреточку. Но я ее спасла! Я боролась как лев, защищая ребенкину любимую вещь. Правда, табуреточка мне активно помогала: оказалось, что падающие пакетики очень удобно ловить перевернутой вверх ногами табуреткой. Ее даже поднимать над головой не пришлось. Все, что пролетало мимо пальцев буйной толпы вокруг меня, падало между четырьмя ногами табуретки.

Мы даже остались живы, со всеми ногами и с уловом.


Героическая табуреточка и пакетики с бобами.

По дороге из храма, помятые, но непобежденные, заехали в супермаркет затариться едой. 


В супермаркете выделен целый стеллаж под маки-зуши - традиционную еду для Сэтсубуна. Богатейший выбор по сравнению с обычным, довольно скромным набором. На любой вкус и размер кошелька. 
Понятное дело, я тоже прикупила на ужин два рулончика.

И бобы, как же без них? 


В центре синее и красное - упаковки бобов, которые можно использовать как маски. Набор, так сказать. 
Бобы я покупать не стала, мы ж наловили уже.

Наша сэтсубунская трапеза. 


Во время Сэтсубуна маки-зуши не нарезаются ломтиками. Их положено есть прям так, откусывая от цельного рулончика, и повернувшись лицом на запад.

А после ужина пошли в ближайший к нам храм, Фуджиномори-джинджя, чертей гонять уже в темноте. 
В храме жгли старые амулеты. 


Можно было принести любые амулеты, оставшиеся с прошлого года, и бросить их в костер. Вокруг костра грелись посетители, к ночи довольно сильно похолодало. Хорошо, хоть ветра не было.

Гонять чертей собирались с 20.00. А до того на сцене храма выступали разные профессиональные и любительские группы. 
Любительский оркестр исполнял "гагаку" - традиционную придворную музыку. 


Если верить ведущему, ребята тренировались целый год.

Видео номер три.

image Click to view

 
Ну, эта музыка сильно на любителя. Хотя с чисто этнографической точки зрения интересно.

Этот же оркестр сопровождал выступления и профессиональных танцоров. 
Девушки-мико исполняют кагура-маи, священный синтоистский танец. 




Видео номер четыре. 

image Click to view


Кого там интересовали этнические танцы?



Тут девушки поменяли веера на символическое изображение меча.





Девушек сменил на сцене уже знакомый персонаж: 


Рйо-о - Золотой Лев, танец которого приносит мир и благоденствие на японскую землю.



На этом благородные развлечения закончились.

И началось сплошное безобразие. 
Запалили огромный костер. 


В этот костер настоятель храма кидал пачками бумажки, на которых, похоже, были написаны всякие нечисть-изгонятельные молитвы.

И под прикрытием дымовой завесы на сцену выбирались те самые они. 




Разноцветные такие. И все - очень страшные.

Они бегали по сцене, страшно рычали и топали ножищами. 


Дети тащились. Визгу и писку было невероятное количество. 


Девушки-мико чертей изгоняли. Под дружные вопли толпы "Они ва - сото!" ("черти - прочь!") кидались в оней бобами.   


Забитый бобами они.   


Ну, а на закуску они-изгонятельные бобы опять кидались в толпу.  


Тут нас всех еще разок немного помяло толпой. Но бобов наловили, ага.

Собственно, Сэтсубун, помимо всего прочего, считается и вполне официальным началом весны. 
Так что, хорошие мои, с весной вас!

Традиционная музыка, Видео, Традиции, Местные красотки, Праздники, Танцы, Этнографическое

Previous post Next post
Up