По северам, 1940й. ч.1

Oct 31, 2020 02:37



Несколько отпечатков(24х18) канонических фото авторства Виктора Сергеевича Кинеловского, с изображенными на них МП-7 б/н Н-308, стайкой плавающих гусей и Северным речным вокзалом на заднем плане и фигурирующих почти во всех публикациях о Полярной авиации, попали ко мне лет .... назад. Приятным бонусом оказались авторские комментарии сюжетов на оборотной стороне, привязавшие фото к точной дате и давшие первые несколько фамилий. В ходе дальнейших "раскопок" выяснилось, что Виктор Сергеевич, работавший тогда штатным фотокором журнала "СССР на стройке", снял не разовый репортаж о прибытии летчиков ПА в Захарково, а в месячной командировке отснял материал для тематического выпуска журнала по Северному Морскому Пути (№5 за 1941 год), ставшего, по иронии судьбы, последним довоенным номером этого знакового издания. Постепенно материал копился, негативы оцифровывались, сюжеты компоновались в видовой ряд и теперь можно взглянуть его глазами на работу, о которой так хорошо сказал В. Стругацкий в книге "Впереди - ледовая разведка":

"Он начинал работать в Арктике, когда эпоха великих полетов прошла. Спасение челюскинцев, высадка папанинцев, перелет через полюс в Америку - все это было позади. Водопьянов вспоминал, что в тридцатые годы "Север слыл каким-то пугалом даже среди видавших виды летчиков. О полетах на Севере рассказывали такие ужасы, что волосы становились дыбом". Но с тех пор прошло еще десять лет. После первого шага, сделанного теми, кто принес крылья в Арктику, нужен был следующий. Его сделали летчики того поколения полярной авиации, к которому принадлежит и Титлов. Они помогли этим крыльям окрепнуть. Иван Иванович Черевичный, Илья Спиридонович Котов, Василий Никифорович Задков, Борис Семенович Осипов. Об этом поколении Борис Григорьевич Чухновский - один из первых полярных летчиков, участник спасения экспедиции Нобиле - говорил: "Они шагнули куда дальше нашего". ...

.... Да, аплодисменты отгремели до них. Но осталась работа. Тяжелая, изнурительная ежедневная работа, и еще толком не знали, как за нее браться. Надо высаживать дрейфующие станции, надо летать не от случая к случаю, а изо дня в день: завозить на СП десятки тонн грузов, дежурить на берегу и быть готовым в любой момент - вдруг льдина расколется! - прийти на выручку. Надо было летать там, где еще никто не летал, делать аэродромы там, где еще никто не садился, летать полярной ночью, чего делать еще никто не рисковал."
Игарка, август 1940го Г-1 СССР Н-258 и Дорнье Валь




МП-7 СССР Н-308 Задкова стоит у понтона и ожидает заправки, местный катерок обходит МП-1 СССР Н-270 и...




Тянет его к месту стоянки




Каноническое фото, завершающее сюжет. Скан из Соболев Д.А., Якубович Н.В. История русской авиации в фотографиях 1885-1945. Russian Aviation A Pictorial History 1885-1945 Фотоальбом М. Русавиа 2003г.




Заправка Н-308 в Усть-Каре




В черной тужурке - штурман Чувырин Иван Семенович, гражданин в кепке и люди на самолете не опознаваемы из-за ракурса или плохой четкости.



Дорнье Валь, Кинеловский, Задков, МП-7, Чувырин, Г-1, Игарка, авиация, Усть-Кара, УПА ГУСМП

Previous post Next post
Up