РОССИЯ УГЛУБЛЯЕТ РАСКОЛ УКРАИНСКОЙ ОППОЗИЦИИ
Ольга Загульская
В расширенный санкционный список, обнародованный 25 декабря, Российская Федерация включила целый ряд знаковых фигур Оппозиционного блока - Вадима Новинского, Бориса Колесникова, Александра Вилкула, Михаила и Дмитрия Добкиных, Алексея Белого, а также ушедшего в самостоятельное политическое плавание Евгения Мураева. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что это наказание за отказ поддержать недавно созданный политический проект «Оппозиционная платформа - За жизнь» и его выдвиженца на пост президента Юрия Бойко. Вскоре выяснилось, что под ограничения попали все, кто голосовал за исключение Бойко и Левочкина из партии.
Истинные раскольники
Юрий Бойко и Сергей Левочкин - давние друзья-товарищи, имеющие отношение, в том числе, к деятельности приснопамятной РосУкрЭнерго. В политике Бойко является публичным лицом Левочкина, который в силу своей одиозности и невосприимчивости украинским обществом вынужден находиться в тени.
Конечно, дробление Оппоблока на несколько самостоятельных образований существенно уменьшает шанс сил, называющих себя оппозиционными, попасть во второй тур президентских выборов, что, по сути, означало бы завершение президентской карьеры Петра Порошенко уже 31 марта 2019 г. Но нужно быть объективным относительно того, кто собственно виновник сложившейся ситуации. Евгения Мураева таковым не считаем сходу, ибо он ушел из ОБ вместе с Рабиновичем давно, а свою партию «Наши» создал, покинув партию «За жизнь».
Фундаментальный разлом в Оппоблоке случился в связи с тем, что Юрий Бойко, будучи сопредседателем ОБ, подписал с лидером партии «За жизнь» Вадимом Рабиновичем соглашение о создании новой политической платформы для участия в президентских и парламентских выборах. Подписал, не получив на то мандата от коллег по блоку, даже не уведомив их, что закономерно вызвало возмущение последних и окончилось исключением перебежчиков из партии. Раскольниками, таким образом, является спайка Левочкин-Бойко. А ведь можно было подождать, когда к слиянию с партией Рабиновича созреют все оппоблоковцы.
Российский политический и медийный бомонд почему-то расценил отторжение Бойко и Левочкина как препятствование формированию мощной политической силы, способной изменить нынешний антироссийский курс Украины, запамятовав, что оба они на хорошем счету у американцев и не раз удостаивались аудиенции у заокеанских политиков и чиновников. Америка помнит услуживших ей мальчишей-плохишей, а Россия предпочитает их деяний не замечать.
Дела недавних лет
Все, кто мало-мальски осведомлен в украинской политической жизни, осознают ту роль, которую глава Администрации президента Януковича сыграл в организации и поддержке майдана, сместившего действующего тогда главу государства и поставившего Украину на рельсы агрессивной русофобии.
В России забыли, что Левочкин является одним из собственников телеканала «Интер», который среди ночи выдвинулся на затихающий уже майдан для съемки избиения «онижедетей». Картинка впоследствии была распространена по всему миру, что подогрело протестные акции и обеспечило им широкую международную поддержку. Сергей Владимирович самолично подготовил рапорт на увольнение главы МВД Виталия Захарченко, и если бы Янукович его подписал, то здание президентской администрации было бы захвачено майдановцами уже 1 декабря 2013 г.
Левочкин повторно ушел в отставку за пару дней до 19 января 2014 г., когда майдан вышел на уровень открытого, непрекращающегося насилия над сотрудниками правоохранительных органов и стал забрасывать их зажигательными смесями. И как тут не думать, что он знал, к чему все идет и чем все закончится.
В России упустили из виду, что Левочкин - правая рука Януковича не проходит по возбужденным против Виктора Федоровича уголовным делам. Против него, в отличие от других видных регионалов, не предпринято никаких репрессивных мер, у него не отняты активы. Обвинения в махинациях с земельными участками не нашли продолжения. Разве может быть такая снисходительность беспричинной?
Прежде чем уповать на Бойко-Левочкина и видеть в них потенциально дружественный политический тандем, России стоило бы посмотреть, как в ПАСЕ по важным для нее резолюциям голосовала Юлия Левочкина, прочитать и прослушать ее выступления и комментарии. Не помешало бы вникнуть, кем было окружение экс-главы АП, какую внешнеполитическую позицию оно занимало и как повело себя в ходе и после майдана. Как можно возлагать определенные надежды на человека, не изучив его жизненную историю, выбросив из внимания ее знаковые моменты?
Кто на самом деле может подыграть власти
Не примкнувшую к «За жизнь» часть Оппоблока называют пропорошенковской и работающей на его переизбрание. Но если бы это соответствовало действительности, то власть не препятствовала бы проведению декабрьского съезда ОБ, возбудив по заявлению Бойко уголовное дело. Лидеров партии не вызывали бы на допрос в канун съезда. Не было бы запрета на обнародование решений съезда, в том числе относительно кандидата в президенты в лице Александра Вилкула.
Карманную партию без проблем пропустили бы на выборы, в т. ч. для того, чтобы рассеять оппозиционный электорат. В команде Порошенко не могут не понимать, что чем больше кандидатов выдвигается от оппозиционного политического спектра, тем меньшая вероятность того, что кто-то из этого лагеря составит ему действенную конкуренцию и вырвется вперед. Но вместо содействия множественности оппонирующих участников президентской гонки мы видим искусственное сужение баллотирующихся лиц. Мураева властные структуры, кстати, тоже кошмарят.
Отсюда напрашивается вывод, что и Вилкул и Мураев совершенно невыгодные для власти участники президентской гонки. Бойко, как видно из благосклонной реакции на его заявление в полицию, пока что содействуют, несмотря на то, что в одной команде с ним состоит Виктор Медведчук, открыто ратующий за дружбу с Россией.
Каким будет отношение власти к выдвиженцу «Оппозиционной платформы - За жизнь» в дальнейшем, увидим. Но есть понимание того, что на кандидата Бойко легче надавить, особенно с учетом инструментов, имеющихся у заинтересованных в сохранении антироссийского курса Украины американцев. И если он под этим нажимом снимет свою кандидатуру, то его никто не сможет заменить. Никто!!! Возможно, уже есть договоренность, что Бойко уступит место Порошенко, если в этом будет необходимость.
Пресса пишет, что Януковичу было позволено стать президентом только потому, что Левочкин заверил присматривающие за Украиной круги США, что тот поведет страну на Запад.
Именно по совету Левочкина, как видится, Янукович первый свой зарубежный визит совершил в Брюссель, а не в Москву, а затем продвигал заключение Соглашения с ЕС об ассоциации. Украина активно сотрудничала с НАТО, приглашала натовские военные корабли в порты Крыма, не разрешала модернизировать российский Черноморский флот.
Находясь в предбаннике президентского кабинета и имея абсолютное доверие со стороны главы государства, Левочкин имел возможность проворачивать любые дела. Не просто ж так он до сих пор в почете у русофобов-американцев и не имеет проблем с нынешними проамериканскими властями.
Если Бойко, допустим, прервет президентский забег в пользу Порошенко, то тем самым дискредитирует все политические силы и всех политиков, его поддержавших. На парламентские выборы им уже не будет смысла идти. И это будет второй, невосполнимый минимум на пять лет проигрыш России. Ни Медведчук, ни Рабинович, повторяю, ничего не смогут исправить. Ну и не нужно забывать, что в Украине имеется хорошо отработанная практика физического устранения лиц, сопротивляющихся генеральной линии.
Левочкин уже проявил себя на поприще умножения политической силы, в которую он входил, на нуль. Вместе с депутатами, внедренными в Партию регионов в ходе парламентской избирательной кампании 2012 г., он изменил ее идеологию и поспособствовал тому, что в феврале 2014 г. ПР перестала быть парламентской опорой Януковича, голосовала против него.
Ложное восприятие рейтинга
В России, помогая Юрию Бойко стать единственным кандидатом от оппозиции, ориентируются на его сравнительно высокий рейтинг. Но тот уровень поддержки Бойко, который фиксируют социологи, принадлежит всему Оппоблоку и всего лишь проецируется на его лидера. Этот рейтинг формируется за счет названия партии, которое настраивает людей на ее восприятие как противостоящей власти, и авторитет отдельных его членов, как правило, известных в юго-западном регионе политиков. Лично Бойко в этот рейтинг мало что вносит, ибо возглавив партию, не придал ей никакого драйва и не расширил круг ее сторонников. Он так и не обзавелся харизмой, и, идя на выборы как самовыдвиженец, не победил бы ни в одном округе.
Поняв, что большая часть Оппоблока хочет сменить лидера и выдвинуть кандидатом в президенты именно его, Бойко и Левочкин ушли туда, где получили возможность снова быть на первых ролях и включиться в избирательную гонку. Вот главное, чем они руководствовались, сливаясь с партией Рабиновича. Виктор Медведчук торопил события, ибо захотел войти в историю как объединитель оппозиции и показать, что ему под силу это сделать. Но в итоге вышло, что он усугубил раскол оппозиционных сил.
Вы хоть понимаете, что натворили?!
То, как происходило сочленение партии Рабиновича с Бойко-Левочкиным, сделало Оппозиционный блок и Оппозиционную платформу враждебными политическими образованиями, что, впрочем, не исключало их объединения на финальном этапе выборов.
Российское руководство, введя санкции против не примкнувших к «Оппозиционной платформе - За жизнь», путь к такому союзу закрыло. Трещина во взаимоотношениях, которая вполне могла затянуться, превратилась в незаживающую и разрастающуюся рану.
Ну и жертвы стукачества и насилия не могут плодотворно взаимодействовать со стукачами и насильниками и призывать голосовать за них. Это противоестественно! Почему в Москве этого обстоятельства не учли? Зачем исключили популярных нерусофобских политиков из агитационной кампании? Зачем запустили процесс их травли со стороны «любимчиков», что негативно скажется на всем оппозиционном поле, как лидерско-политическом, так и гражданском? Зачем соперничество по линии майдан - немайдан перевели в уничижительное соперничество между частями немайдана?
Рейтинг Евгения Мураева (около 4,0%) подобрался к проходному барьеру. Зачем его разрушать и отправлять этого молодого, перспективного и точно не антироссийского политика в утиль?
Александр Вилкул уже заявил, что не откажется от участия в выборах, но если даже и отступит, то это не значит, что его поклонники проголосуют за Бойко. Они тоже оскорблены и возмущены его поведением и российским давлением.
Многие из тех, кто мог проголосовать за Вилкула или Мураева попросту не придут на выборы. Майданные русофобские кандидаты, соответственно, получат больший процент голосов. Что от этого выиграет Россия?
Без этих двух участников гонки поддержка Бойко, если и увеличится, то не намного. Мало кто согласится голосовать за политика, к которому нет доверия. Да и аморальность существенный отталкивающий фактор.
На данный момент прослеживается тенденция к снижению рейтинга выдвиженца Оппозиционной платформы. Если в течение 23 ноября - 3 декабря он составлял 11,0%, то в течение 17 ноября - 10 декабря только 9,6%. При этом нужно учесть, что в промежутке времени 19 октября - 2 ноября за Бойко готовы были голосовать 6,8% избирателей, прирост он получил за счет Рабиновича, которого тогда поддерживали 2,8% граждан. Да и антирейтинг у Бойко самый высокий. Согласно опросу, проведенному 19 октября - 2 ноября, за него никогда бы не проголосовало 20,4% граждан, в то время как у Мураева этот показатель в 2 раза меньше - 10,1%.
Я, например, увидев грязь, которой сопровождается избирательная кампания Бойко, окончательно исключила его из числа тех, кому могу отдать свой голос на выборах. Я хочу, чтобы глава моего государства был образцом порядочности и чести. Для меня неприемлемо, когда к самой главной должности в стране идут по трупам, тем более по трупам недавних однопартийцев.
Но больше всего Россия потеряет на том, что пораженные ею политики уже не смогут быть проводниками российско-украинской дружбы. Люди, которые к ним прислушиваются и им верят (а это миллионы), более не услышат от них подобного рода призывов. Как можно стремиться к теплым взаимоотношениям с теми, кто по навету наказывает, беспардонно принуждает и унижает?
Бездумным санкционным шагом Россия разуверила и разочаровала в себе не только непосредственно пострадавших, но и простых людей. Почему не просчиталось такое пагубное последствие? Зачем помогать формированию неприязни к РФ?
Три оппозиционные колонны на президентских выборах (с Бойко, Вилкулом и Мураевым во главе), конечно, не то, что хотелось бы видеть, но и не лишены позитива. С трех площадок будут звучать миролюбивые и не русофобские лозунги. К избирательным урнам придет гораздо больше людей, желающих сменить власть. Ведь каждый из этих кандидатов имеет избирателя, не всегда готового поддержать выдвиженца другой партии. Минимизируется риск того, что оппозиция снимется с выборов. Разогрев на президентских выборах создаст хороший задел для победы на выборах парламентских.
Пожелание и предупреждение
Хотелось бы, чтобы российское руководство осознало, что введя санкции с целью принуждения к поддержке Юрия Бойко, оно совершило ошибку, и в самые короткие строки исправило ее. Хотя бы для того, чтобы в очередной раз горько не разочаровываться в сложившейся в Украине политической ситуации. А признаки того, что ожиданиям не сбыться, есть уже сейчас.
В 2015 г., после моей поездки на телеэфир в Москву, ко мне обратились «доброжелатели» с предупреждением, из которого следовало, что мне собираются причинить вред и обвинить в этом ФСБ. Спустя три недели российские спецслужбы обвиняли в уже реальном убийстве Олеся Бузины.
Если после этого поста со мной что-нибудь случится, призываю не верить, что это дело рук России, обидевшейся на меня за критику. Мои основные стрелы полетели-то в других, и я знаю, что некоторые из этих адресатов способны на все.