Запахи играют огромную роль в наших воспоминаниях, верно? Когда чувствуешь вдруг сейчас какой-то запах, сразу возникает картинка из детства, связанная с ним. По крайней мере у меня это именно так. Мамины любимые духи, сладкий запах сирени в Немчиновке, куды мы ездили с Белорусского вокзала к бабушкиной подруге детства, пончики.
Главный запах детства, наверное, это всё же метро. Тяжелые хлопающие двери метро Маяковская, в которых всегда был сквозняк, и этот запах, то ли сырой теплой земли, то ли, как я недавно выяснила, некоей пропитки для шпал. Запах узнаваемый, родной, незабываемый. А вы заметили, кстати, что метро в Лондоне или в Нью-Йорке пахнет по- другому? Похоже, но по-другому, не спутаешь. Это так же как вкус моря, Черное, Адриатическое, Эгейское, океан-у них совсем другой букет вкуса.
Еще один любимый запах, с которым я часто встречалась в Москве моего детства, это фабрика Большевик на Ленинградском проспекте. Напротив неё, на правой стороне Ленинградского, была моя детская поликлиника. Красивое резное здание красного кирпича, в том же дворе-тоже красивое здание инфекционной больницы. Когда проходишь мимо него к входу в поликлинику, из окон смотрят на тебя худые бледные детишки-болеют, ждут родителей. Сама поликлиника была потрясающей внутри: узкие лестнички, разные уровни, переходы. Там запросто можно было заблудиться. По-моему, это дома патриаршего подворья и сейчас их собираются вернуть церкви. Но тогда это была моя детская поликлиника, ездили мы туда часто и знали всех врачей. На стенах комнат ожидания какой-то волшебный мастер нарисовал диснеевских героев: на первом этаже был Бэмби с бабочкой на хвосте и зайчиком, а на втором-Белоснежка и все семь её гномов. Картинки были именно по диснеевским мультикам, которых я не видела, но учила имена гномов по этим красочным рисункам. Спасибо художнику, становилось меньше страшно. А выходя из поликлиники, мы чувствовали с бабушкой этот запах, печенья, патоки, сгущенки, который витал над Ленинградкой. Мы переходили широченный проспект, заходили в аптеку и на углу и часто в кондитерский от фабрики. Там можно было купить курабье в коробке или сливочное полено, мое любимое.
А вот на Большой Садовой пахло листьями табака и этот запах мне не нравился. Его несло с фабрики Дукат, и он как-то противно залезал в нос и долго там оставался. Рядом с военной Академией был табачный киоск. Бабушка курила «Новости»-зеленую пачку, которую в начале 80-ых уже не всегда можно было купить. А когда они с дедом жили в Америке, бабушка, по рассказам, курила Беломор. Его ей привозили все друзья и она так шокировала чопорных американцев в ООН.
В магазине Армения на Твербуле пахло пряностями, а в Филлиповской булошной-необычной выпечкой. А на Палашевском рынке в переулках пахло рыбой, уж не знаю почему. Рыбу мы там, насколько я помню, не покупали. Вообще, бабушка предпочитала ходить на Тишинку. Дальше намного, но там был больше выбор. Сейчас в этой книге Москва: место встречи я прочитала про дядьку, который торговал на Тишинке деревянными игрушками. И вдруг отчетливо вспомнила его, точно, был. Почти сразу на входе со стороны Красина. А дальше уже начинались соленья, огурцы, черемша, квашенная капуста. Ах, непередаваемые запахи!
Рижский рынок был более интеллигентный, крытый, красивый, там даже продавцы были более выпендрёжные, как мне кажется. Еще иногда заходили на Дорогомиловский, он тоже был классом повыше, там было много каких-то деликатесов, которых не было у нас на Тишинке.
А вы помните запахи детства?