Орусачивание Беларуси.

May 05, 2017 15:29



После длительных "братских" отношений, о которых я писал тут, Москве так и не удалось захватить земли белорусов (ВКЛ) военным путем, не удалось даже после проведенной Петром реформы армии. Так что для захвата и оккупации соседней страны кремлем была изменена доктрина. А именно,в среде шляхты Речи Посполитой были сформированы так называемые конфедерации, финансировавшиеся напрямую из Москвы. На словах провозгласившие о защите русских православных, и прочих некатоликов на территории Речи Посполитой. Короче все как сейчас один в один, трюки не меняются. (сначала закидывали правящий клан януковича бабками, а когда не срослось стали усиленно защищать "русских" ордилососа неизвестно от чего). Хочу сказать что все эти предатели из шляхты были в дальнейшем по полной "отблагодарены" Москвой. Показательным является судьба клана Чарторыйских. Старый Михаил Фредерик Чарторыйский был против раздела Речи Посполитой, За это Екатерина 2
забрала у него земли и отдала генералу Румянцеву. Старикан, носивший в числе прочего титул "староста гомельский", не выдержал такого удара, и после этого события менее чем через месяц помер. Молодые Чарторыйские по полной топили за Кремль. Отдавали в российские пажеские корпуса своих отпрысков. А один, Адам Ежи Чарторыйский, даже дослужился до министра иностранных дел при Александре Первом. Чуваки абсолютно не понимали что вход в империю рубль а выход 10 выхода собственно и нет. После конфедеративной Речи Посполитой, считали что везде так. Впрочем, в какое говно они вляпались, бабушке (Изабелле Чарторыйской) и мамке обьяснил внучек Чарторыйских, получивший военное образование в Российской империи. Выгнал мамку и бабку на мороз из родового имения в Пулавах, и подогнав артиллерию расхерачил имение в щепки. Это к тому как умели форматировать мозги в имперских академиях. А ведь старушенция по молодости была ярой приверженкой русской партии, вот только дальнейшие события показали ей что она ошибалась, и на старости стала поддерживать повстанцев. (даже литография такая есть "Герцог Вюртембергский изгоняет мать и бабку из имения Пулавы.") Ну да не о них счас речь.


По итогам аншлюса территорий ВКЛ ("беларуси" тогда еще не придумали, а обозвали захваченное "северо-западный край") первой под удар попала Униатская церковь. Ее люто, бешено ненавидело православное духовенство (гораздо хуже чем католиков) и их патроны Московские цари. Пьяный Петруша Первый даже Собор Софии в Полоцке взорвал. Тут надо пару слов сказать читателю что такое есть униатская церковь. Казалось бы, хочешь быть католиком - ради бога, переходи в католичество, а православным - тож пожалуйста. А тут какие то униаты, что, зачем, чушь какая то, нафига они нужны вообще? В ВКЛ (в отличии от российской империи) была полная свобода исповедания, и никто слова не сказал бы если хочешь ты перейти в католичество, православие или ислам. Церковь, синагога и мечеть вполне себе мирно могли располагаться на одной улице. А о веротерпимости белорусов может свидетельствовать тот факт что последнее языческое капище было разрушено большевиками, а священник-знахарь ими же был расстрелян в 1927году (кому любопытно гуглим Севастеево Капище). Так что говорить о каком то притеснении по вере не приходится. Как говорят белорусы, не важно какой ты веры "абы чалавек быу харошы". Еще один пример "угнетения православных", Констатнтин Острожский, который навтыкал москалям в сражении под Оршей, был вполне себе православным, что не помешало ему сделать карьеру, руководить обьединенным войском ВКЛ и королевства польского и надавать по сусалам единоверцам. Впрочем защищать того кто не просит, от того чего нет, это еще одна любимая и прибыльная забава кремля.



Константин Острожский

Все что вы до сих пор читали, или думали про униатство - забудьте. В основном это ахинея распространяемая православными попами, что мол уния это попытка ополячить и окатоличить православных (вот таким хитрым макаром через жопу, отчего сразу на прямую нельзя католичество принять умалчивается).  Ограничение конечно бывали, например запрет католикам жениться-выходить за муж за представителей других религий. Но самое смешное, что точно такой же запрет был и у православных, аналогично как и у иудеев. Да собственно кроме неудобства для своей же паствы, никому другому это дело ничего не приносило. Не буду томить читателя. Униатство было введено что бы сохранить свою белорусскую культуру, язык, национальную идентичность и нивелировать влияние как католического ополячивания так и орусачивания РПЦ. Напомню, что во времена отсутствия радио и телевидения, РПЦ использовалась московскими князьями как карманный инструмент влияния для засирания мозгов. Этакий тогдашний институт политруков для распространения власти московского князька. Католики на этом фоне смотрелись не в пример выйгрышнее. Во первых папа римский не подчинялся ни какому царьку или корольку, Отсюда была самостоятельность церковной политики, с которой и правители, и шляхта, должны были считаться. Во вторых, служба в униатских храмах осуществлялась на понятном населению белорусском языке (в украинских областях на украинском), при церквях были школы обучающие письму на белорусском, как тогда говорили москали "униатскому наречию". Более того, вся ВКЛ была покрыта сетью монастырей, монашеских миссий святого Василия (базилиане) где не только находились школы для обучения но и велась широкая типографская деятельность именно на белорусском. Монахи святого Василия располагали 195 монастырями, в своей деятельности делали упор на обучении и воспитание молодежи, в их распоряжении было окло 26 училищ и 4 типографии. То есть униатская церковь это не просто церковь а в первую очередь система образования. Вот в нее то и был нацелен первый удар для орусачивания населения. По московской традиции, вначале в руководство униатов был внедрен предатель - Иосиф Семашко, который по какой то причине сильно ненавидел монахов базилиан. После, на административном ресурсе царя, он был пропихан в короткий срок в руководство униатской церкви (предыдущий владыка был сильно стар). А оттуда уже начал развал униатской церкви и переподчинение ее РПЦ. Процесс этот был глумливо назван "воссоединением". Как он проходил можно почитать в этом посте часть вторая.

Перескажу кратко. Уничтожение униатства проходило огнем и мечом. Вводились военные части в те области где люди упорствовали в своем переходе в рпц. Вся литература на белорусском изымалась, а затем запылали костры из книг. Это было уничтожение, геноцид языка, геноцид культуры, уничтожение всего белорусского. Русские покуражились вовсю. А ведь книгопечатание в ВКЛ было на 50 лет раньше введено чем в Московии, и осуществлялось в бОльших обьемах. В короткий срок была уничтожена вся система образования на белорусском языке. Те монахи, которые упорствовали, были сосланы в сибирь (российские монастыри кстати совмещали и функцию тюрем, кто не знает). Было разрешено открытие школ, только если в них велось преподавание на русском.
Для населения была, опять по московской традиции, спижжена и исковеркана теория о трех народах ( где поляки были заменены русскими-московитами). Хотя речь посполитая на последнем этапе своего существования называлась государством трех народов (поляков, белорусов-литвинов и украинцев-русских). В общем белорусов (хотя термин не правильный, но наиболее понятный для современников) нужно было убедить что они та-дам - русские. А ведь сам термин "русский-московит" на территории беларуси-вкл носил отрицательное значение "отморозок". Что впрочем не удивительно, учитывая давние братские отношения. Успехи в этом деле кстати были так себе. Хотя первым важным документом программного характера, содержащим цельное представление об образе действий правительства на западных окраинах, была записка министра внутренних дел П.А. Валуева, вошедшая как дополнение к его «Очерку о средствах обрусения Западного края». Если существовала необходимость в "обрусении" края, то кем вообще считало себя до этого местное население? марсианами?

И тут мы подходим к еще одной неизвестной и грязной страничке истории. Мало убедить белорусов что они вот такие русские, и братский народ. Нужно было еще озаботится документально. Ведь не могли же братские народы воевать, как никогда не воевали белорусы-вкл с поляками королевства польского. То есть нужно было уничтожить все документы о продолжительных и кровопролитных войнах между московитами и белорусами. А то как то странно получается, с поляками белорусы жили тихо мирно, не воевали, как добрые соседи. А с московитами резались не на жизнь а на смерть, иногда теряя по 50% от всего населения страны. Странные братские отношения надо сказать, лучше уж с "небратьями" поляками соседствовать. Причем что мешало мирно жить то же понятно, московский улус постоянно лез и вторгался на территорию ВКЛ, что в конце концов вынудило белорусов пойти на унию с королевством польским, что бы получить военную помощь от московитов. Понятно, что пока имперцы не имели доступа к архивам государства ВКЛ в Вильно, как то менять прошедшую историю они не могли. Но после аншлюса территории ВКЛ с  Вильно, где хранился госархив, оказались развязаны руки. Все по товарищу Оруэлу. Была создана специальная Виленская Археографическая Коммисия которая занималась тем что "разбирала" архив ВКЛ, и все документы не укладывающиеся в имперскую методичку о братских народах немедленно уничтожались. По штату на её содержание отпускалось из государственного казначейства 9200 руб. На сколько это было важно для кремля можно судить по тому факту что комисия из архивариусов просуществовала 50 (пятьдесят) лет, в течении всего времени им регулярно выплачивалась зарплата. Надо заметить что бывали у имперцев и промахи. Когда привлекли к участию в комисии Петра Аллексеевича Бессонова, который узнав чем на самом деле ему придется заниматься пришел в ужас. Более того, умудрился на год парализовать деятельность всей комисии (будучи назначенным его главой). Пытался писать во все инстанции, доказывать что нельзя уничтожать исторические документы, пусть они и не ложатся в концепцию. Увы, через год Петр Алексеевич был отстранен, а комисия продолжила свое Оруэловское дело. Вместо него, дабы вновь не ошибиться, был назначен чиновник особых поручений при виленском губернаторе.
     « Кто контролирует прошлое - контролирует будущее, кто контролирует настоящее - контролирует прошлое. »
Джордж Оруэлл. 1984
Деятельность комисии была прекращена только во время первой мировой войны, когда возникла угроза взятия Вильно германскими войсками. Оставшиейся недоразобранным архив просто сожгли, что бы не попал в руки немцам. Акты кстати были написаны на белорусском, как и статуты ВКЛ.

Уничтожение униатов и принудительный перевод крестьянства в православие дало совсем неожиданный эффект. Шляхта ВКЛ, которая имела право выбора, в отличии от крестьян, в знак протеста перешла в католичество (порядка 90%), при этом по национальности оставаясь по прежнему белорусами-литвинами. Что дало повод через десяток лет некоторым недоумкам полякам утверждать что мол все паны в вкл это поляки и католики. Что конечно же абсолютно не так. Кроме того, униаты несли функцию прокладки между католиками и православными. Они выказывали большую стойкость как при окатоличивании так и при переходе в православие.  Уничтожив униатов (они сохранились лишь на территориях отошедших к Австро-Венгрии, где была действительно свобода вероисповедования) рпц столкнулась с тем, с чем до этого ни разу не сталкивалось.  А именно с необходимостью честной конкуренции с другой религией. Кроме того, уничтожив и полностью вытоптав систему образования на белорусском, российская империя открыла широко двери для польского языка и культуры. Никогда польский язык и культура не пользовался такой свободой и скоростью распространения в ВКЛ как после геноцида белорусского "униатского наречия".
Вот что писал польский революционер С.И. Сераковский о ситуации в Белоруссии в первой половине XIX века: «Что такое Западный край? Высший и средний класс в нём составляют поляки, или, говоря точнее, литовцы и русские, которые добровольно приняли польский язык, польские стремления - одним словом польскую цивилизацию. Всё, что думает об общественных делах, всё, что читает и пишет в Западном крае, - всё это целиком польское».
Но коментс.
    Прошло пару десятков лет и до имперских дебилов дошло что же они натворили. Газета «День», издаваемая И. С. Аксаковым так писала об  национальном долге образованной России: «Мы виноваты перед вами; простите нас… Мы, русское общество, как будто забыли о существовании Белоруссии; мы долгое время не знали о той глухой, неизвестной борьбе, которую вели белорусы за свою народность и веру со своими могущественными, сильными, хитрыми и богатыми, со всех сторон окружающими их врагами - польщизной и латинством».
Ну да, сначала вытоптать под корень белорусское униатство, белорусскую систему образования, а потом ой же блин, что мы наделали то.

И тут уже в полный рост встал вопрос как остановить такое стремительное распространение польского влияния. Дело в том что традиционные инструменты имперцы использовать не могли, как то ввести войска и под угрозой расправы заставить католиков принять православие. Конфисковать костелы и передать их в рпц. Что прокатило с униатами (которые папе денег не высылали и не подчинялись ему, и следовательно рассчитывать на защиту не могли) то было невозможно провернуть с католиками. Ибо папа в риме сидит, и есть еще целиком католические страны как например испания и франция, которые оченно сильно такое дело не одобрят. Как бы до новых крестовых походов не дошло.
    Но нету такой мерзости на которую не смогут пойти имперцы. Царскими агентами в шляхетской среде (во все времена таких хватало, особенно из обедневшей шляхты по три рубля за пучок) было спровоцировано польское восстание, которое развязало руки имперской администрации уже для борьбы с польским влиянием в западно-русском крае. Как отзывался мобилизованый для этого дела губернатор Муравьев (получивший в народе ласковое прозвище - "вешатель") - «Русскому правительству следовало бы соорудить в Вильне памятник с надписью «Польскому мятежу - благодарная Россия». И тут уж Муравьев развернулся во всю, впрочем это тема отдельного разговора. О борьбе с польским влиянием которое пришло на место уничтоженного белорусского униатства написано очень много.

На протяжении всей истории на окупированных москвой землях вкл белорусский язык был притесняем, Запрещалось обучене на нем в школах, особенно продолжительный вред был нанесен после закрытия университета в Вильно. Все ВУЗы стали исключительно русскоязчными, и таким образом родители желающие для своих детей "лучшей доли" выбирали обучение на русском, для последующего поступления детей в университеты. В 1904 году в беларуси вообще не было ни одной белорускоязычной  школы. Для литвинов был придуман сам термин "белорусы".
    Как писал близкий к кругам западнорусистов филолог и этнограф Евфимий Карский в 1903 году:
"Въ настоящее время простой народъ въ Бѣлоруссіи не знаетъ этого названія. На вопросъ: кто ты? простолюдинъ отвѣчаетъ - русскій, а если онъ католикъ, то называетъ себя либо католикомъ, либо полякомъ; иногда свою родину назоветъ Литвой, а то и просто скажетъ, что онъ «тутэйшій» (tutejszy) - здѣшній, конечно противополагая себя лицу, говорящему по-великорусски, какъ пришлому въ западномъ краѣ."
- Е. Ѳ. Карскій. Бѣлоруссы. Т. I, гл. IV., с. 116.



Древняя столица ВКЛ Вильно была передана в распоряжение литовцам-жемайтам-аушкайтам, которые даже переименовали ее на свой жемайтский манер в Вильнюс. Особо печально то, что даже когда в российской империи менялась власть, отношение к орусачиванию белорусов не изменялось. Были только кратковременные оттепели (как правило в периоды выхода белорусов из под руководства Москвы), что приводило к возрождению белорусского языка и культуры. Заканчивалось  все  это плохо. Массовыми расстрелами белоруской интеллигенции и ученых в 1937-1939. Или же официальным запретом Униатской церкви в 1945. Советско-имперское руководство приняло решение о интенсификации орусачивания белорусов. 1946 году тираж журналов на русском языке в БССР составлял 1 %, к 1955 году он достиг 31 %. Книги на белорусском языке в 1950, 1965 и 1970 годах составляли 85 %, 31 % и 37 % от общего числа книг, печатаемых в Белоруссии. Газеты: 85 %, 57 % и 38 %. Хрущев высказался ещё более определенно (при визите в Минск): «Чем скорее мы все будем говорить по-русски, тем быстрее построим коммунизм». После этого началось вытеснение белорусского языка с тех позиций, которые он ещё занимал, особенно усилившееся после смены первого секретаря ЦК КПБ П. Машеровым в 1965 году. 26 мая 1983 было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, об увеличении зарплаты учителей русского языка в белорусскоязычных школах. Постановление предусматривало с января 1984 года увеличение на 15 % зарплаты учителей подготовительных и вторых-третьих классов, которые знали русский язык, и учили русскому языку и литературе в 4-11 классах общеобразовательных школ всех типов.

Беларусь, Реальная история

Previous post Next post
Up