Второй день пребывания в Омске был адресно посвящен паре городских достопримечательностей. Не пропустил я и музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля. Стараюсь в каждый свой отпуск посетить хотя бы один художественный музей, и скажу честно - омский весьма достойный! После Третьяковской галереи, в которой я был осенью 2014-го, ни один музей не впечатлил меня так же сильно: а ведь с тех пор я осмотрел кисловодскую усадьба Ярошенко, музей в Ростове-на-Дону, Приморскую картинную галерею... (ни об одном из этих мест я еще не рассказал! :) Попробую передать свои впечатления, хотя все мы помним, что снимать живопись на камеру - моветон, лучше соцерзать ее вживую.
Сдали сумки в камеру хранения на вокзале, доехали маршруткой до центра. Еще раз осмотрим детали здания администрации города:
2. Общий вид
3. Напротив - сквер Дзержинского. Вчерашний дождь не дал возможности по нему погулять - это на руку, вернулись ясным солнечным утром! До революции здесь была Базарная площадь, с переездом рынка место долго пустовало, пока в 1944 году власти не открыли сад. Украшением сквера является многоярусный фонтан в виде вазы (1958):
4. Как мне показалось, настоящий центр города здесь, а не на отчужденной Соборной площади
5. Сквер Дзержинского к 300-летию Омска привели в порядок. Приятно смотреть!
6. Начинаем осмотр музея. Напомню вам, как он выглядит, по уже опубликованному в прошлом посте снимку:
7. Первой осмотрели временную выставку "Айны. Загадочный мир". Ее открытие приурочено к Году Японии в России.
8. В 1984 году в собрание врубелевского музея поступили 12 акварелей неизвестного японского мастера. Спустя два десятилетия экспертами было установлено, что это лучшие работы Бёдзана Хирасавы, знаменитого в Японии художника XIX века, посвятившего 25 лет жизни и творчества острову Хоккайдо и айнам. Картины весьма необычны, как и совершенно неазиатская внешность этого удивительного малоизученного народа. Омская коллекция Хирасавы уже успела совершить почти что кругосветное турне, и, как понял, после пары месяцев работы в "родном городе" снова отправилась в другие российские музеи.
9. Интерьеры не оставляют равнодушным. В "Парадном" зале до революции, например, располагался роскошный ресторан. Как призналась мне сотрудница музея, вся эта красота была тщательно восстановлена - экспозиции заехали в модерновый Городской торговый корпус только в начале 2000-х, в советское время здесь размещался автодорожный институт. "Что тут могло остаться после студентов, они ведь не берегут красоту...". Одно из прекраснейших зданий города вновь предстало в былом величии, став гордостью Омска.
Кстати, хочется отметить доброжелательность и отзывчивость местных смотрительниц.
10. Знакомство с музеем начинается с постоянной выставки "Наш Эрмитаж". К скульптуре я равнодушен, а вот собрание старинной посуды порадовало! Коллекция, как и во многих музеях крупных провинциальных городов, сформирована благодаря поступлениям из фондов реквизированных ценностей Ленинграда и Москвы.
Французский фарфор:
11. И наш, императорского фарфорового завода, на этрусскую тему.
12. "Буря на Чёрном море". У этой картины я провел не меньше 15 минут - так впечатлили меня живые цвета морской стихии. Айвазовский - это что-то невероятное, настоящий гений. Надо в Феодосию!
13. "Набережная восточного города" - уже другая по настроению работа. Мягкая утренняя гамма... А люди будто отдыхают от изнуряющего летнего зноя. На море - восход, в городе - закат...
14. "Фишка" омского музея - тактильные картины. Трогать разрешается!
Интересная задумка, воплощение которой я до этого не видел. Передовая испанская технология 3D-печати живописи, которую в Россию первым привез ГМИИ имени Пушкина, дошла и до Омска. Искусство становится ближе к слабозрячим людям.
15. "Плоская" Екатерина...
16. ... "объемная" Екатерина. Интересные ощущения - эскиз к известному портрету императрицы авторства Лампи воспринимаешь не только зрением, но и осязанием. Даже я, взрослый дядя, в восторге, что уж говорить про детей!
17. Не буду особенно утомлять читателей искусствоведческой информацией, просто покажу несколько наиболее понравившихся мне полотен. Прекрасный "Вид Иерусалима" (1836) Максима Воробьева:
18. Николай Рерих, "Ладьи. Город строят" (1903). У этой работы я тоже на какое-то время завис. В угловатом силуэте отстраивающегося после пожара города - вся сила русского народа, не раз возрождавшего уже погибшую было Родину.
19. Врубелевский триптих "Цветы".
20. "Натюрморт с пестрой скатертью" Явленского
21. Тот случай, когда объемная версия получилась лучше оригинала :))
22. Васнецова тоже ни с кем не перепутать - мотивы и техника легко узнаваемы
23. Есть и Шишкин
24. Николай Неврев, "Просительница". Этот робкий взгляд, неуверенность в позе немолодой дамы - все выдает неловкость обращения к чиновнику с личной проблемой...
25. Залы русской живописи XVIII - XIX века наиболее запоминающиеся. Но и есть и коллекции иконописи, а также западноевропейского искусства:
26. Рембрандт, "Даная". Не оригинал, конечно. Он, хранящийся в Эрмитаже, печально известен актом вандализма - один из посетителей в 1985 году облил шедевр серной кислотой. "Омская" копия очень помогла реставраторам в восстановлении поврежденной картины.
27.
28. Знаменитое цветное богемское стекло не так давно было передано музею из частной коллекции.
29. Не меньше постоянной экспозиции понравилась выставка африканского искусства.
30. Настоящее погружение в жмзнь Чёрного континента! На музыкальном инструменте на фото выше, кстати, можно даже поиграть :)
31. Африканские обряды невозможно себе представить без ритуальных масок
32. Вниманию предлагались работы народов куба, пуну, азанде, чокве... В их мировоззрении маски защищали людей от злых духов. Не видят лица - не смогут причинить вред.
33. Некоторые выглядят весьма жутко. Надеюсь, не схлопотал я себе какое-нибудь проклятие этими снимками... :)
34.
35.
36. Выставку "Весна" на тему соцреализма украшает импровизированный кораблик на голубой ленте коверной дорожки. Наверное, это Иртыш :)
37. Во врубелевском музее работает постоянно действующая экспозиция омского художника-микроминиатюриста Анатолия Коненко. Весьма специфическое направление, конечно... Но посмотреть любопытно. Для понимания масштабов многие свои работы Коненко подает в сравнении с насекомыми, зернышками или волосинками.
Вот, например, миниатюрные шахматы, выточенные под микроскопом на мини-токарном станке. Высота фигурок всего 2-3 мм!
38. Кузнечик, играющий на скрипке. Представьте себе, она выполнена из скорлупы грецкого ореха!
39. Васнецов перевоплотился в богомола? :)
40. Самая маленькая в мире книга, есть официальный сертификат Книги рекордов Гиннеса. Чеховский "Хамелеон" издан в размерах 0,9*0,9 мм в 1996 году.
Также представлены образцы оборудования, на котором работает Коненко. Посетителям выдают лупы - многое невооруженным глазом не разглядеть. Смотреть-то глаза устают, а постоянно с материалом такого масштаба работать - никакого зрения не хватит!
Убедил я вас, что врубелевскому музею есть чем вас удивить? Настоятельно рекомендую включить его в свою программу по Омску.