Вероятно, по моим прошлым постам об Омске у читателей могло сложиться не совсем правильное впечатление. Дескать, а что тут вообще смотреть-то? Сегодня я постараюсь вас в этом разубедить. Старина в Омске есть, и это не только отдельные памятники, разбросанные среди массивов малопривлекательной советской застройки, но и вполне целостный ансамбль в самом центре города.
1. Омск невыгодно отличается от многих сибирских соседей (в первую очередь, Иркутска и Томска) фрагментарной сохранностью исторической застройки. Если в вышеперечисленных городах она хоть и сильно разбавилась панельными коробками, но все еще образует несколько цельных кластеров, то про Омск, как и про сопоставимый по размерам Красноярск можно сказать, что среда старого города до наших дней не дошла. Это в большей степени относится к деревянному зодчеству: оно естественным образом ветшает, уступая место многоэтажному строительству. По этой причине больше повезло кварталам и улицам с кирпичной застройкой. В Омске такой является "Любинский проспект" - ныне начальная часть улицы Ленина:
2. Немного об истории этого места - в 1851 году по приказу генерал-губернатора Гасфорда здесь, на правом берегу Оми, была заложена роща, названная в честь его покойной жены Любиной.
3. Вот, кстати, памятник Любочке (1999), как его ласково называют омичи. Девушка, бывшая младше своего высокопоставленного супруга на 30 лет, по приезду в Омск заболела чахоткой и меньше чем через год скончалась. В скульптуре воплощен образ хрупкой барышни - обессиленная недугом, Люба была не в состоянии долгое время гулять, проводя время с томиком на лавочке.
4. Тогда центром жизни города считался левый берег Оми, который мы осматривали в прошлых репортажах. Но к рубежу столетий ситуация меняется - с появлением разводного места на месте нынешнего Юбилейного возникла потребность в развитии этой части Омска. В 1899 году по указу императора Любину рощу было разрешено использовать под застройку. Как раз в то время в Омске, как и в любом другом сибирском городе, с приходом железной дороги начался настоящий бум. Бывшая роща за какие-то 15 лет превратилась в парадную улицу Омска с роскошными торговыми зданиями.
Прекрасная панорама на нее открывается с Юбилейного моста, но в мой приезд он как раз был закрыт на капитальный ремонт.
5. Следует отметить известное заблуждение насчет исторического названия этой улицы. До революции она называлась Чернавинский проспект, а Любинским его окрестили в народе, и это имя в массовом сознании пережило официальное. Так что аншлаги в какой-то степени дезинформируют туристов :) В 1920 году переименована в честь вождя революции.
6. К 300-летию Омска улице Ленина вернули столичный лоск. И ведь весь рекламный мусор убрали! Прекрасный городской променад, а интересный рельеф только добавляет ему фотогеничности. Вид портит только контактная сеть троллейбуса. Я считаю глупым отдавать ее под демонтаж исключительно по этой причине, но с учетом переноса всех маршрутов на соседнюю улицу Гагарина ее сохранение тоже выглядит не очень понятным.
В праздники и дни массовых гуляний Ленина закрывают для проезда транспорта.
7. Этот дом можно было принять за исторический, но нет - такой аккуратный новодел, не конрастирующий с остальными зданиями.
8. Московские торговые ряды (1904)
9. Ради одной этой улицы Омску можно много что простить - она неповторима!
10. Больше всего мне понравилось удачно вписанное в рельеф здание Омского медуниверситета, бывший дом Товарищества братьев Овсянниковых и Ганшиных (1906)
11. Фасад треугольного в плане здания смотрится эффектно
12. Какой декор! Не устану повторять, что модерн - лучшее, что было в архитектуре прошлых двух столетий.
13. Рядовая застройка тоже вполне себе
14.
15. Известный интернет-мем "омская птица" в городе совсем не представлен. Я надеялся купить магнитик с ней :)
Единственная отсылка - логотип магазина аниме-подарков
16. "Слесарь Степаныч". Тогдашний мэр города съездил в Братиславу и решил создать реплику словацкого Чумил в своем городе. Получилось неплохо :)
Здесь же, на Ленина, мы зашли перекусить в необычное кафе вегетарианской кухни. Главное блюдо - фалафель, его я пробовал впервые. Необычно! Утверждается, что он по вкусу похож на мясо, мне же напомнил рыбные котлеты.
17. Двигаемся дальше. Часовня Иверской иконы Божией матери, очевидно, восстановленная.
18. Городской торговый корпус (1914), сегодня - музей изобразительных искусств имени Врубеля. Внутрь мы пошли на следующий день, об этом готовится отдельный пост.
19. Михаил Врубель, один из основоположников русского символизма в искусстве - уроженец Омска.
20. Напротив музея - Омский академический театр драмы (1905). Потрясающий памятник архитектуры, европейский по своему облику и для провинциального Омска даже неожиданный.
21. Как обидно было узнать, что на следующий день в Омске открывался театральный фестиваль! Увы, мы на него не попадали. Я всегда стараюсь в путешествиях сходить на местные постановки, но лето, сезон каникул - увы, не лучшее время для странствующего театрала. Ого, как-то слишком пафосно я себя обозвал :) На самом деле, нечасто у меня получается выбираться в театр, но представляющуюся возможность посмотреть спектакль точно не упущу.
22.
23. К театру драмы по обе боковые стороны примыкают два сквера - оба из них носят название Театральный сад. В том, что ближе к собору, есть памятник Достоевскому, один из двух в Омске. "Крест идущий" (2000) составляет единое целое с угловатой фигурой каторжника. Крест - символичное изображение внутренних проблем, груза самого себя.
24. Улица Ленина упирается (а точнее, берет начало) в площадь Победы со стелой в честь награждения Омской области Орденом Ленина и городской доской почета
25. Через квартал от нее - Успенский кафедральный собор в псевдорусском стиле. Пропорции нетипичны:
26. Построен в 1891-1898, в 1935-м взорван, на территории разбит Сад пионеров. Восстановлен в 2005-2007, при открытии безымянная площадь вокруг переименована в Соборную.
27. Мне показалось удивительным, что такое внушительное сооружение внутри совершенно небольшое - кафедральный собор крупного города мне представлялся иначе. Насколько поражает внешне - настолько же разочаровывает неброское убранство.
28. Главная площадь Омска тоже не производит впечатление таковой. После бойкого и людного Любинского это место кажется никак не ядром центра, а его окраиной. По сути, так и есть: в паре кварталов отсюда центр резко обрывается, уступая место типовой застройке. Эта особенность планировки правого берега Оми мне не понравилась. Левый, хоть он и менее интересен с архитектурной точки зрения, явно живее, однороднее и даже в какой-то степени уютнее.
29. Трехэтажный дом акционерного общества сельскохозяйственных машин Р. и Т. Эльворти (1911). Хороший акцент оформления фасада - зеленая глазурованная плитка.
30. Несколько снимков смежных с Любинским проспектом улиц. Плохо вышедшее фото здания Западно-Сибирского отделения Русского географического общества (1900)
31. Бывшее коммерческое училище (1916) на Партизанской, сегодня - некий Университетский колледж агробизнеса.
32. По другой стороне проспекта, в глубине кварталов, за офисными высотками скрыт старообрядческий храм во имя святителя Николы.
33. Я бы определил его как новодел - но гуглопоиск выдает фотографии 2013 года со вполне аутентичным храмом. Полагаю, что старое здание разобрали, заменив копией.
34.
35. Я скептически отношусь к надстройке исторических зданий, но такой вариант с "утопленным" вглубь верхним этажом - точно не худший вариант.
36. Дом К.Е.Мамонтова (1900), уже после революции дополненный вторым деревянным этажом. Занятная модификация!
37. Выходим на улицу Гагарина, параллельную Любинскому проспекту главную транспортную артерию центра. Дом Липатникова, ныне Министерство культуры Омской области
38. Странная женщина, приставшая в районе Комсомольского моста, настоятельно предлагала показать нам администрацию города. Здание, конечно, красивое, но явно не интереснейшее в Омске.
На этом месте нас застал сильный ливень, пришлось пережидать непогоду в киоске с газетами и магнитами.
39. Торговый центр "Омский" (1984). Загруженный транспортный узел города - сюда стекаются многие городские маршруты автобуса и троллейбуса, а до 90-х мимо него проходила линия трамвая. Предполагалось, что здесь будет одноименная станция метро с пересадкой между первой и второй линиями метрополитена.
40. Пожарная каланча (1902) с установленным на верхней площадке макетом пожарника. На заднем фоне - главпочтамт, где я покупал марки для открыток родственникам.
41. От Соборной площади уходит пешеходная Тарская. Путь на Тару - старинный город на севере Омской области - когда-то начинался отсюда.
Улица не оправдала ожиданий: исторической застройки здесь немного, единой фасадной линии тоже нет - в этом можно убедиться, взглянув в перспективу снимка.
42. Несуразная какая-то пешеходная зона - я думаю, здесь и в хорошую погоду не очень-то людно
43. Оригинальный, не похожий ни на что другое деревянный дом. Я так понимаю, узкие ставни здесь несут чисто декоративные функции :)
44. Крестовоздвиженский собор (1870), чудом избежавший разрушения в 1930-е.
45. Редкий представитель северного модерна в Сибири - здание Кузнецких каменноугольных копей (1915). Посмотрите, какой выразительный эркер!
46. Промокшие насквозь, вышли к КДЦ "Маяковский". Хотели сходить на сеанс "8 подруг Оушена", но из-за усталости решили осуществить это уже в Астане.
47. Последней достопримечательностью того дня стала Библиотека имени Пушкина (1986-1995). Огромная! Одна из крупнейших в стране, если не самая большая за пределами двух столиц (3,5 млн единиц хранения). Проект омских архитектров в 1985 году получил серебряную медаль ВДНХ СССР.
48. Боковой фасад украшает рельеф на историческую тему (увы, фото ракурсом ближе не вышло). Изготовлен в Ленинграде, привезен в Омск по железной дороге в разобранном состоянии.
49. В нишах главного фасада установлены восемь скульптур личностей, оставивших заметный след в истории государства и науки нашего Отечества.
50.
51. Омский метрополитен с единственной готовой станцией "Библиотека имени Пушкина" и пешеходным переходом под улицей Красный путь. Мыслимо ли это: за 26 лет строительства коротенький пусковой участок из 4 станций так и не закончили, этой весной областными властями принято решение о консервации стройки. Похоже, метро в этом невезучем городе уже вряд ли откроется, а буква "М" будет и дальше красоваться как злая издевка над мечтами омичей о внеуличном пассажирском транспорте. Если раскинуть мозгами - зачем Омску огрызок в несколько километров, какие проблемы он может решить в масштабах города-миллионника, да еще и столь протяженного? Сомнительно, что это панацея. Построенную инфраструктуру можно было бы использовать под скоростной трамвай, но в это с учетом сложившегося негативного имиджа этого вида транспорта верится с еще большим трудом.
Сам переход жутко холодный - молочно-овощные отделы в супермаркетах и то теплее.
Странный момент: приезжаешь в новый город и каждый раз теряешься с порядком оплаты проезда в общественном транспорте. Где-то платят при входе, где-то при выходе; где-то водителю, где-то кондуктору... Я уж не говорю о том, что везде свои правила, через какую дверь заходить. Однако, гостям города обычно прощают такие моменты, но не в Омске - водители на наше замешательство реагировали агрессивно. Неприятно.