Пресс-клуб XXI. "Литература - игра очень честная!" (с)

Apr 30, 2011 15:30



   Пресс-клуб XXI. "Женская литература не ровня мужской?"

Я совершенно случайно наткнулась на выпуск этого ток-шоу с Иваном Засурским, и тема передачи меня, конечно же, очень привлекла, задела и взбудоражила. Будучи до конца откровенной, сама не знаю, пишу ли я женскую литературу или стала писать благодаря требованиям, возможно, неосознанно предъявляемыми ко мне читательским кругом.
Сейчас нормально, когда женщина пишет на темы, которые априори были мужскими. Война, мужская дружба, борьба за власть и прочее, и прочее. Сейчас это нормально, но с одним "но". Мы не должны прочувствовать женщину в этих строках. Пусть это будет выражено в мужском псевдониме, в искусственно иссушенной речи, в мрачной обложке... Да в чем угодно, лишь бы никаких подозрений.

Когда я написала свой первый фантастический роман, я не собиралась писать научную фантастику. Мне был интересен внутренний мир героев, попавших в эти необычные обстоятельства, связанные с технологиями будущего. Главная героиня - девушка, присутствует не очень мощная, но любовная линия. Если бы меня не припирали к стенке, я бы назвала это психологической или социальной фантастикой, но меня убедили, что это больше похоже на нф. 
Моя самая большая беда, что "назвался груздем - полезай в кузов". Из-за того, что мой роман стал условно обзываться научной фантастикой, его практически не читали женщины. Как же? Нам нужна любовь до гроба, героическая героиня и хэппи-энд. А звездолеты и инопланетян оставьте нашим мужьям.
Но и мужчины тоже не читали, хотя совсем по противоположной причине. Потому что роман написан женщине.
И я задохнулась. Женщины не брались за роман из-за мужской начинки, мужчины - из-за женской обертки. В то время как я писала роман универсальный для мужской и женской аудитории, а получила фигу с маслом.
Эксперимент торжественно провалился. Планировалась довольно-таки приличная по объему серия, но так как я автор социальный и читатель для меня - все, мне пришлось остепениться.
Вскоре мне пришло письмо из одного крупного издательства вот с таким вот ответом:

"Роман нам не подходит. Серия Фантастика настоящего и будущего, в которую он мог бы лечь по тематике, рассчитана на мужскую аудиторию, плохо воспринимающую девушек в качестве гланого героя. Увы. Не я это придумал, и ничего я тут поделать не могу. Желаю Вам найти СВОЁ издательство, и СВОЮ серию. В том, что это возможно, я не сомневаюсь".

Это был не конец апогея. В другом таком же крупном издательстве роман дошел до стола главного редактора, но встала  та же проблема.
Роман не плох. Едва ли я могу судить объективно, но в него было вложено множество усилий и результат меня действительно впечатлил. Это был необыкновенный опыт. Жаль, что я не смогу его продолжить. Только если ради собственного развлечения и утешения.

Так, выходит, не я стала женским писателем, не я стала писать женскую прозу. Меня вынудил рынок, мода... Называйте как хотите. Да, я получаю от написания авантюрных романов не меньше удовольствия, но таков уж мой выбор. Общество, мнение, издатель ставят вокруг меня рамки, говоря, что можно, а что нельзя.
Нельзя называть главных героев иностранными именами. Нельзя писать больше такого-то и меньше такого-то объема. Нельзя писать прозу, которую никто не поймет. Не потому, что вообще нельзя, а потому, что иначе рынок меня не пустит.

Я стараюсь совместить приятное с полезным. Пытаюсь подстроиться под мэйнстрим, но в то же время привнести в литературу что-то свое, новое, радикальное. Привнести в нее себя.

"Литература производит пол, а не наоборот", - была произнесена такая фраза одним из участников дискуссии. И это верно. Литература, рынок, читатели - все это диктует писателю условия.

Прежде всегда считалось, литература - исконно мужское занятие. Дело женщины - сидеть дома и заниматься хозяйством. Но посмотрите, что случилось: женщины теперь врачи, женщины теперь бизнесмены, женщины теперь депутаты, президенты... Так почему бы женщине не стать писателем?
Есть приевшееся мнение, женщина = сентиментальный роман. Женщина = плохая проза.
Но женщина умеет работать, у женщины тоже есть талант. Женщина - это тот же мужчина, но который просто подмечает больше. Если мужчине важно, что его герой куда-то пошел, то женщине - что герой прокрался вдоль соседской стены. Женщина все уточняет, женщина умеет рисовать словами. Не каждому мужчине это дано.

Если кто читал Стига Ларссона, то для меня это очень яркий представитель мужской литературы, который умеет писать интересно. Он пишет грубо, четко, но его сюжет настолько затягивает, что на это уже не обращаешь внимание. Он пишет о Саландер - о девушке, прошу заметить! И ему можно писать о девушке  в жанре детектива, триллера и иже с ними, а нам - нет.

Когда говорят "женская литература", имеют прежде всего в виду те многочисленные любовные истории, которые так любят замужние дамы-домохозяйки или просто мечтательницы. Чтобы говорить о каком-то предмете, нужно его досконально изучить, распознать все особенности и только потом говорить о недостатках. Так как можно говорить о том, что любовный роман плох, если ты не прочитал и десяти экземпляров?
Кстати, о себе могу сказать то же. Я не читаю, однако не осуждаю любовные романы. Мне нравится Джейн Остин до безумия, но современную любовную прозу я не возьму в руки даже под дулом пистолета. Предрассудки? Хм, вполне возможно.

В выпуске много говорилось об элитарной литературе, но, опять же, никто не дал ей четкого определения. Большинство подразумевало под этим термином хорошую литературу, но ведь это далеко не так. Элитарная литература та, которую не может прочесть или понять большинство. Для меня в таком случае "Хорошая жизнь" будет являться таковой, для других - это худший образец женской прозы.

Давайте просто писать хорошие книжки. Может, тогда жизнь станет лучше.
Previous post Next post
Up