Армения. Знакомство. День третий.

Mar 17, 2015 19:45

Начало тут:
1 день: http://yzhara.livejournal.com/47801.html
2 день: http://yzhara.livejournal.com/48026.html

Три музея, две церкви и Кавказ.
Накануне мы планировали, как встанем пораньше и поедем в Эчмиадзин… Но после вчерашнего ужина "встать пораньше" оказалось утопией… С трудом разлепив глаза и вытолкав мужа варить кофе (а мне варить армянский кофе пока не доверялось - и правильно, как оказалось в последствии) я переложила живот на другой бок и продремала еще полчаса… В общем, еще один день решили посвятить Еревану. И моему дальнейшему знакомству с армянской культурой и историей. Кстати, правильно говорят, что обильная еда затуманивает мозги…  по крайней мере, разрушает память. Фотоаппарат остался на столе. Так что все фотографии этого дня сделаны телефончиком.
Сначала мы отправились на Цицернакаберд. Святое и трагичное для всех армян место, Музей Геноцида армян. Слов, для того чтобы рассказать об этом месте не хватает. В 1915 -1923 годы уничтожили столько людей! Кем надо быть, чтобы сотворить такое…    Только за 1915-16 годы было вырезано или погибло в изгнании от голода и эпидемий полтора миллиона человек. В память о них горит на вершине холма вечный огонь, окруженный 12 гранитными пилонами (напоминание о 12 областях западной Армении, пострадавших от зверств младотурков). В музей мы не попали, там принимали официальную делегацию Израиля, но меня и без музея тронула до глубины души торжественная скорбь этого места…





Папа Римский Иоанн Павел II
"Жертвенность - непреложная часть армянской истории... Жду того дня, когда поцелую армянскую землю, обагренную кровью стольких жертв…"
Лоуренс Аравийский
Армяне - это тот народ, чья мать, во времена геноцида 1915 года, в пустыне Тер-Зор, с ребёнком на руках, обречённая на жажду и голодную смерть, под палёным солнцем, вылив последние капли воды на палящий песок пустыни, обучала своего ребёнка армянскому алфавиту!
Потом мы немного побродили по парку, вышли к концертному комплексу, который в свое время считался новейшим словом в современной архитектуре.



Мне срочно надо было как-то развеяться, поднять настроение. Сначала это сделала радуга, встреченная в парке



а потом дом-музей Сергея Параджанова Вот я считаю, что этот музей просто обязателен к посещению! Ироничный, веселый, красивый, музей как бы от первого лица. Подписи к фотографиям "Я и мой курс", "Я и мой друг…" Как будто ты пришел в гости, а хозяин просто возится на кухне… Фотографиями особо атмосферу не передать, но попробую










ну и так далее… если будете в Ереване - обязательно сходите, даже если не любите фильмы Параджанова.
Из музея я вышла с улыбкой до ушей. Единственное, чего хотелось - ну, конечно, кофе. Так что поехали опять в "Мелодию" к Опере. Пока пили кофе, муж сидел очень задумчивый: "Тебе обязательно надо сходить в Матенадаран", - сказал он решительно. -"Там наше ВСЕ". "Что-что? Мате… что?" "Матенадаран, Институт древних рукописей. Здесь рядом". Ну, в Ереване все рядом… Пошли в Матенадаран




Честно скажу, я всегда считала, что все выставленные рукописи/книги/манускрипты - это довольно скучно и однообразно. Ну на что там смотреть? Листы с буквами под стеклом… Но, к своему удивлению, получила удовольствие, рассматривая яркие "комиксы" 9 века, рукописные Библии на армянском 12 века и книги, изданные в 15 веке в Венеции. А про «скучно» я думала потому, что фотографии никогда не передадут волшебную ауру старых книг, их невозможно долго рассматривать (цифровые, я имею в виду). Так что, фотографий из множества отснятых, всего две и отрывок из "Уроков Армении" Андрея Битова





   


"Цепкость армянской речи так соответствует кованости армянских букв, что слово - начертанное - звякнет, как цепь... Этими буквами можно подковывать живых коней... Или буквы эти стоило бы вытесывать из камня, потому что камень в Армении столь же естествен, как и алфавит, и плавность и твердость армянской буквы не противоречат камню. (Стоит вспомнить очертания армянских крестов, чтобы опять восхититься этим соответствием.) И так же точно подобна армянская буква своим верхним изгибом плечу древней армянской церкви или ее своду, как есть эта линия и в очертаниях ее гор, как подобны они в свою очередь линиям женской груди, настолько всеобще для Армении это удивительное сочетание твердости и мягкости, жесткости и плавности, мужественности и женственности - и в пейзаже и в воздухе, и в строениях и в людях, и в алфавите и в речи... И все это в точности соответствует звуку, который она изображает.
Я по-прежнему не знаю армянского языка, но именно поэтому ручаюсь за правду своего ощущения: передо мной был только звук и его изображение, а смысл речи был за моими пределами.
Этот алфавит был создан гениальным человеком с поразительным чувством родины - был создан однажды и навсегда,- он совершенен. Тот человек был подобен богу в дни творения. Создав алфавит, он начертал первую фразу...
Начертав (именно не написав, не нарисовав), он обнаружил, что не хватает одной буквы. Тогда он создал и эту букву. И с тех пор стоит армянский алфавит.
Для меня нет ничего убедительней такой истории. Можно выдумать человека и можно выдумать букву, но нельзя выдумать, что человеку не хватило одной буквы. Это могло только быть. Значит, был и такой человек. Он не легенда. Он такой же факт, как этот алфавит. Имя его Месроп Маштоц.
Я бы поставил Маштоцу памятник в виде той последней буквы - каменное доказательство его правоты...
Армяне сохранили алфавит неизменным на протяжении полутора тысяч лет. В нем древность, история, крепость и дух нации... "




Мне ужасно нравится эта история про последнюю букву. Она очень армянская, очень показательная, что ли [*]. Тем более, что буква эта такая родная для нас, русских. Звучит как «ОФ», что значит «Уффф…»

И еще одно: древнейшая сохранившаяся армянская рукопись на бумаге это "Историко-философский сборник" 981 года.
После Матенадарана еще несколько процентов моей души стали армянскими, история страны и народа постепенно покоряли.
________________________________________________________
[*] Да, теперь я знаю, что последнюю букву придумали позже, но так ли это важно?

________________________________________________________

А дальше опять просто гуляли по городу. Зашли в две церкви. Одна - Св. Ованнеса-Мкртыча (Иоанна Крестителя), построенная в 1710 году на месте разрушенной землетрясением средневековой церкви.




А вокруг этой церкви стоят хачкары, крест-камни - вид армянских архитектурных памятников, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста.   Кстати, у Матенадарана мы видели "предшественника" хачкара - вишап (камень, представляющий дракона), доурартского периода, найденного в Гегамских горах




Это были первые увиденные мною хачкары - любовь с первого взгляда! Посмотрите, какое фантастическое кружево, и ведь никаких технических приспособлений, кроме рук, долота (или как там это называется) и самого камня!







Вторая - в самом центре города, в прелестном дворике, среди современных домов на улице Туманяна, - Св. Богородицы Всемогущей. Одна из самых древних в Ереване, построенная в 1693 на месте церкви, опять-таки разрушенной землетрясением 1679 года…  На месте этой церкви, в 7 веке была гробница-часовня Святого Анания. Мощи этого апостола покоятся сейчас в фундаменте церкви. Между прочим, своим спасением в 1937 году эта церковь обязана художнику Мартиросу Сарьяну, мастерская которого находилась рядом. Церковь собирались сносить - в те годы занимать столько места в центре города религиозному заведению было непозволительно, но Сарьян - художник уже с мировым именем, заявил, что специально построил мастерскую в этом месте чтобы каждый день смотреть на храм, и, если церковь разрушат, он немедленно уедет в Париж.






История, память, культура, искусство… и всего одна, ну хорошо, две чашечки кофе. Очень хотелось есть. Идти к тете было еще рано, и мы отправились на перекус в ресторан "Кавказ"




Ох, какое чудесное место! (Реплика из сегодняшнего дня: ничто не вечно в этом мире - ужас-ужас!) Во-первых очаровательные интерьеры - на двух этажах несколько залов




в одном из которых "протекает" небольшая речка.




Во-вторых - прекрасная вентиляция, замечательная прохлада (что для 45 градусов тепла вне стен заведения было ооочень положительным моментом). Ну и в третьих - это очень вкусно, очень много и очень недорого. Так продолжилось мое знакомство в армянской кухней. Мы заказали овощной шашлык, лагмаджо и форель… Ну и коньяк, конечно.




Когда через полчаса, я с трудом дожевывала половинку своей лепешки и с ужасом думала о «продолжении банкета», подошла девушка-официантка и, смущаясь и извиняясь, сказала, что произошла накладка, она первый день работает и просто забыла про нашу рыбу - радости моей предела не было.
В "Кавказ" мы заходили довольно часто, так что предлагаю растянуть удовольствие и "пробудить аппетит" еще не раз.

Все очень вкусно, но не хватало сладенького, и меня отвели в "Маленький Париж" на улице Абовяна.  Тарт с ежевикой - это было фантастически вкусно!




Думаете, наша еда на этом закончилась? Ужин у тети - это, оказывается, обязательная часть программы, не выполнить которую было просто нереально. Я лихорадочно начала перебирать в памяти содержимое чемодана, взяла ли я широкие брюки на резиночке и какой-нибудь балахон, чтоб прикрыть явно растущую "мадам сижу"… Но, имам-баялды - как же это было вкусно!
      День закончился. Клятвенно пообещав себе встать рано и действовать, наконец-то, по плану, мы поехали домой... Спааать!

путешествия, я сама, семья, Армения

Previous post Next post
Up