Лысый КГБшник смотрит на братство с нескрываемым скепсисом
Пару лет назад фильм Павла Лунгина "Братство" вызвал нешуточные скандалы среди зрителей и критиков. С большим опозданием довелось ознакомиться с ним, впрочем, в атмосфере современных военных усилий, история, посвященная опоследней "военной операции" Советского союза - почти 10-летнем пребывании ОКСВА в тогда ещё Демократической республике Афганистан - воспринимается особенно неоднозначно.
Много копий было сломано на тему, похоронила ли Афганская война СССР, либо была необходима в рамках защиты наших политических интересов, получилось бы модернизировать средневековое клерикальное общество, или все усилия, людские и материальные жертвы напрасны. Однозначного ответа до сих пор нет, равно, как и оценки картины Лунгина.
Союз Ветеранов Афганистана заклеймил его, как поклёп на светлый (без иронии) образ советского воина-интернационалиста. Оппоненты из числа либералов разных сортов, да и некоторые ветераны, увидели в фильме попытку показать войну, как она есть, без прикрас и ложной патетики. В-общем, правы и ошибаются и те и другие. Это не поклёп, это именно тот угол, под которым видят свой (или, всё же, не свой) народ, и его армию, деятели искусства. И это не попытка показать войну. Это рефлексия автора на тему Афгана, с лёгким налетом антисоветизма. "Мы помогали им строить Русский мир, тьфу, социализм..." - раскаивается лысый КГБшник. В-общем, художник видит так. А видит он довольно странно.
Начать с названия. Братством в нормальном понимании это и не пахнет. Где оно там, в чём и в ком выражается?
В рефлексирующем советнике КаГеБе, покрывающем разведчиков, ошкуривших нарко-караван. Кстати, как они его шмонали, если героин не нашли? Уж в шкале ценностей отечественной богемы, вряд-ли героин имеет меньшую ценность, чем пачка афошек (афгани -денежная единица ДРА). Скорее большую. Денег в мире много, а столько зелья за раз, поди - найди.
В майоре разведки (ладно, хоть не капитане управления, хе-хе), непонятно на какой должности, кстати, который из всех средств воспитания личного состава, предпочитает удар по яйцам и стакан водки с солдатами? (Зашкварно со срочниками бухать, неа?).
В жуликоватом пухлом прапорщике -старшине, попавшем по собственной тупой жадности в плен к Инженеру (прототип - Ахмад-шах Масуд)?
В спецназовцах, шакалящих разведку на глазах афганского дукандора?
В генерал-лейтенанте (который, в соответствии с художественной задумкой, напоминает бывшего губернатора Громова), что от каждого встречного и поперечного, включая неразлучного с ним афганского чиновника (это что за ферзь, кстати, вообще), требует освободить своего сына и бухает на плацу на глазах всего соединения.
Или в интеллигентном борцухе-лейтенанте с погонялом Грек? Интересная картина братства в родном кино.
Как говорится, нахера родня такая, лучше б рос бы сиротой...
Союз Ветеранов Афганистана заклеймил его, как поклёп на светлый (без иронии) образ советского воина-интернационалиста. Оппоненты из числа либералов разных сортов, да и некоторые ветераны, увидели в фильме попытку показать войну, как она есть, без прикрас и ложной патетики. В-общем, правы и ошибаются и те и другие. Это не поклёп, это именно тот угол, под которым видят свой (или, всё же, не свой) народ, и его армию, деятели искусства. И это не попытка показать войну. Это рефлексия автора на тему Афгана, с лёгким налетом антисоветизма. "Мы помогали им строить Русский мир, тьфу, социализм..." - раскаивается лысый КГБшник. В-общем, художник видит так. А видит он довольно странно.
Начать с названия. Братством в нормальном понимании это и не пахнет. Где оно там, в чём и в ком выражается?
В рефлексирующем советнике КаГеБе, покрывающем разведчиков, ошкуривших нарко-караван. Кстати, как они его шмонали, если героин не нашли? Уж в шкале ценностей отечественной богемы, вряд-ли героин имеет меньшую ценность, чем пачка афошек (афгани -денежная единица ДРА). Скорее большую. Денег в мире много, а качественное зелье, поди - найди.
В майоре разведки (ладно, хоть не капитане управления, хе-хе), непонятно на какой должности, кстати, который из всех средств воспитания личного состава, предпочитает удар по яйцам и стакан водки с солдатами? (Зашкварно со срочниками бухать, неа?).
В жуликоватом пухлом прапорщике -старшине, попавшем по собственной тупой жадности в плен к Инженеру (прототип - Ахмад-шах Масуд)?
В спецназовцах, шакалящих разведку на глазах афганского дукандора?
В генерал-лейтенанте (который, в соответствии художественной задумкой, напоминает бывшего губернатора Громова), что от каждого встречного и поперечного, включая неразлучного с ним афганского чиновника (это что за ферзь, кстати, вообще), требует освободить своего сына и бухает на плацу на глазах всего соединения.
Или в интеллигентном борцухе-лейтенанте с погонялом Грек? Интересная картина братства в родном кино.
Как говорится, нахера родня такая, лучше б рос бы сиротой.