Как попасть в Крконоши?
Если вы уже в Европе, и у вас есть машина, - понятно, что мои советы вам не нужны.
Если вы едете издалека - удобно прилететь в один из ближайших аэропортов и от него доехать до гор. Мы планировали всю поездку как бюджетную, поэтому смотрели и на дешевизну авиабилетов, и на доступность местного общественного транспорта. В ближайшие польские аэропорты - Вроцлав и Катовице, а также в немецкий Дрезден, от нас (из Тель-Авива) прямых рейсов нет, либо они редки, и недешевы. Таким образом, методом исключения сама собой выбралась Прага. В день нашего отлета, например, то есть второго октября, из Бен-Гуриона в международный аэропорт Вацлава Гавла вылетало шесть самолетов. В их числе и два лоу-коста. Мы летели ранним утренним рейсом компании Смарт Вингс - "дочкой" Чешских Авиалиний. Они включают в цену билета один сдаваемый багаж до 15-ти килограмм, что нам очень подошло.
Если вам удобнее прилететь в Польшу - это тоже может быть вполне подходяще. Но мы не слишком старательно проверяли эту опцию, поскольку просто очень любим Прагу, и возможность побродить по ней лишние два раза восприняли как подарок.
Поскольку Чехия, как мы уже намекали, - это маленькая сказочная страна, со всех сторон окруженная горами, а в центре неё вместо Изумрудного Города стоит её волшебная столица, то и вся сеть междугороднего траспорта здесь организована в виде множества расходящихся от этого центра дорог из желтого кирпича, то есть радиальных автобусных и железнодорожных маршрутов. В районе Крконош на чешской стороне находятся несколько населенных пунктов. Шпиндлерув Млин - уже был нам известен. К тому же он хорош тем, что находится не у подножия гор, как например Врхлаби (букв. "Верх Лабы"), а уже непосредственно в горах, на высотах 700-800 м. И вот оказалось, что из Праги прямо туда ходит беспересадочный автобус компании Регио-Джет. Которую мы вам самым горячим образом рекомендуем.
Подробный дифирамб этой автобусной поездке спет здесь. Три часа, шесть евро, билеты мы купили заранее
через интернет, включая выбор мест в салоне.
Автобус отправляется с автостанции Черны Мост, которая находится прямо на одноименной конечной станции "желтой" линии пражского метро ("В"). Из аэропорта на 119 автобусе, который идет каждые несколько минут, вы доедете до недавно законченной станци метро Надражи Велеславин (зеленая линия А), а на метро до цетра. Там можно сразу пересесть на желтую, тогда вся дорога от аэропорта до автостанции займет около сорока минут. Или выйти и погулять по центру, как сделали мы.
Особенность пражского городского транспорта в том, что в него очень легко попасть без билета. Водитель автобуса билетов не продает. Но контролеры не дремлют тоже. Поэтому уже входя в автобус или метро, вы должны иметь заранее купленный в автомате билетик, и тут же при входе его прокомпостировать. Компостер не дырявит ваш билет, но отпечатывает на нем дату и время начала поездки. Билет за 24 кроны действителен в течение тридцати минут с момента компостирования. (Это чуть меньше одного евро). Этого вам вполне хватит, чтобы доехать от аэропорта до центра. Один и тот же билет будет работать и в автобусе, и в метро, и в трамвае, второй раз компостировать его не нужно, нужно только следить за временем. Мы взяли еще и багажные билеты по 16 крон, они действительны в течение всего дня. Еще бывают билеты на 90 минут за 32 кроны и билеты на 24 часа за 110 крон. В аэропорту, прямо в терминале, есть несколько автоматов, где такие билеты можно купить, расплачиваясь кредитной карточкой. Но как правило большинство автоматов в городе, в том числе и на многих станциях метро, принимают только местные монетки, так что о такой мелочи стоит как-то задуматься заранее. Транспорт в Праге работает как часы, совершенно безупречно.
Отсюда можно перейти непосредственно к планированию маршрута. Из описания подъезда понятно, что проще всего нам было сделать маршрут круговым, с началом и концом в Шпиндле. Разумеется, возможны и разнообразные другие варианты.
Остается только добавить, что я постарался проложить путь главным образом по размеченным тропам, основываясь на
онлайн-карте, поддерживаемой чешским веб-сайтом treking.cz, на которой появляются новые подробности по мере увеличения. Но таким образом, чтобы маршрут прошел через несколько выбранных точек, которые показались мне интересными. Среди них были исток Лабы, вершина Снежки, замок Хойник, а также всякие водопады и прочие места с увлекательными названиями. Подробнее о них - в описании по дням.
Лимитирующим фактором при построении маршрута был выбор мест для ночевки. С палаткой было бы все-таки слишком уж мокро и холодно. Ночевки, по условию бюджетности поездки, должны были быть дешевы, но чтобы при этом не уводили нас слишком далеко в сторону. К сожалению, большинство кемпингов (на которых как правило есть и домики) в это время года уже закрываются, а те что всё еще работают - не были готовы принять нас на всего одну ночь. Поэтому мы заказали себе ночлег в маленьких гостиницах, хостелях, и на одной частной вилле, всё - через
booking.com. В целом мы не в обиде, хотя в некоторых пунктах явно было что улучшить. Но мы же все-таки в походе, так что по сравнению с туристской народной песней "Что-то влажно в палатке сырой" любое отапливаемое помещение, да еще и с чистой постелью, да еще с горячим душем без ограничения объема бойлера - это уже практически рай в шалаше. Подробнее опишу по дням.
Прямо в процессе ходьбы мы обнаружили одну важную деталь, которой я не заметил при подготовке через интернет, но которую мы обязательно учтем в следующем походе. Дело в том, что большинство турхат и приютов ("схрониско") ПТТК вообще не находятся через booking.com. В то же время они-то как раз и являются самыми удобными и логичными местами для ночлега при таком сквозном пешеходном прохождении. Потому что они, как я уже писал, как правило расположены в ключевых точках и вдали от менее интересовавших нас в этот раз населенных пунктов: на вершинах, на перевалах, на развилках троп. И по цене эта опция не превышает наших запросов (скажем, комната на двоих здесь - 25-35 евро за ночь). Единственная проблема - это неясность, можно ли гарантировать себе место заранее. Я пока не искал такую возможность. Не исключено, что по самой природе этих заведений они нарочно не бронируют комнаты заранее, а обслуживают именно тех, кто в этом нуждается в данный момент в данной точке, то есть тех, кто добрел к ним в конкретный приют на ночь глядя, и кому идти дальше сейчас трудно или опасно. Мы этот вопрос изучим подробнее и о результатах вам сообщим.
Хорошо зная по опыту форму и уровень подготовки членов команды, мы планировали дневной переход не более двадцати километров.
Предыдущий пост по теме:
2017 Крконоши. 00 - Район путешествия.