Село Еткуль оказалось последней точкой нашего восьмого историко-краеведческого путешествия по Челябинской области в 2023 году. К сожалению, несмотря на богатую историю, в Еткуле мы смогли увидеть только один старинный дом, да и то в заброшенном состоянии.
По данным местных краеведов, в этом здании до революции располагалось полицейское управление, а в советские годы - отдел милиции.
Еткульская крепость появилась как военный транзитный пункт и одновременно сторожевой. Крепость была основана с согласия башкирского тархана Таймаса Шаимова, владельца земли на которой планировалось строительство. В награду императрица Анна Иоанновна пожаловала Шаимову саблю, а местные башкиры были освобождены от податного обложения.
Название озера, крепости и села восходит к башкирскому антропоному Эткол («собака-помощник»), несущему отпечаток древнего башкирского культа собаки, которая считалась покровителем новорождённого.
В начале мая 1736
года небольшой отряд драгун вышел из Чебаркульской крепости и проследовал по долине реки Коелги подыскивать «крепкие места позади башкирских жил» под крепости на древних дорогах. Они осмотрели множество озёр и от озера Йеккуль ушли к переправе Акташ на реке Миасс строить мост (ныне здесь стоит село Миасское). На озере запланировали построить крепость под литерой «А». Сначала её назвали соответственно озеру Йеккульской, потом переименовали в Эткульскую, позднее - в Еткульскую. Через год заложили крепость. Кто же воплотил план в жизнь? Сведения об этом находим в ответах воеводы Исетской провинции Петра Бахметева на вопросы анкеты русского историка и путешественника Г. Ф. Миллера. Весной 1742 г. воевода отрапортовал обо всех вновь построенных придорожных крепостях. О Еткульской крепости сказано: «Эткульская - в левой стороне от дороги Оренбургской. Построена в 737 году в июле м-це полковником г-дином Арсеньевым, строением земляная…». Более точной даты закладки крепости в архивных документах не обнаружено. Известно, что 7 июля 1737 г. крепость уже строилась. Предположительно, она была заложена 1-3 или 5 июля (вторник). Сохранилось её описание, сделанное поручиком Левцовым в ответах на анкету для натуралиста и путешественника И. Г. Гмелина, во время пребывания последнего в Еткульской крепости. Анкета датирована 25 июня 1742 г. Эти сведения Гмелин приводит в своей книге «Путешествие по Сибири», изданной в Геттингене в 1752 г. на немецком языке: «22 июня… около 10 часов прибыл в Иткульскую крепость… Иткуль - это озеро… на его западной стороне, почти посередине находится Иткульская крепость, построенная в виде правильного четырёхугольника в 60 саженей, который с каждой стороны имеет бастион. Насыпь сделана из земли, за ней имеется ещё глубокий ров, а за ним рогатки. Посередине восточной и западной стены - башни с бойницами и подъездом внизу. У обеих этих стен 12 казарм, у южной - продовольственный склад, пороховой склад и помещение для приезжих офицеров …против северной стороны дом для местного командующего… для защиты крепости здесь 66 человек из регулярного ополчения и 73 - из нерегулярного. Сверх того 2 роты драгун, каждая по 100 человек. К северу от крепости 141 двор, 6 из которых заселены драгунами, в остальных проживают крестьяне… здесь уже 365 крестьян…».
Краевед И. В. Дегтярев разыскал 2 списка крестьян, пожелавших поселиться в крепости на правах городовых казаков. Всего 72 семьи в составе 345 душ. Из Казанской губернии - 6 семей, из Рижской - 4, из Сибирской - 49 семей. В казаки зачислено 46 рекрутов, не попавших в Оренбургский драгунский полк. Они были переселены в крепость с семьями. Фамилии многих первопоселенцев сохранились в названиях селений, озёр, урочищ и других природных объектов. В крепости за первые 3 года была построена церковь Богоявленская, имя священника Ивана Васильева упоминается уже в 1748 г.
Казаки крепости сопровождали обозы, важных чиновников, служили на границе и участвовали в военных кампаниях, занимались разными промыслами, животноводством и хлебопашеством, добывали глину для изготовления фарфора в столице империи. При пашнях и мельницах поначалу появились полевые избушки и заимки, часть которых превратилась в деревни. По данным церковных ведомостей, в начале 1781 г. при крепости существовали деревни Печенкина, Аткульская, Барсукова, Кузнецова, Шеломенцова, Селезянская, Калачёва, Подборная, Караблёва и Коркина.
К концу 1760 г. в крепости была построена каменная 1-штатная церковь в честь Богоявления Господня.
В ходе Крестьянской войны (1773-1775 гг.) под предводительством Емельяна Пугачева гарнизон Еткульской крепости вместе с приписанными к ним деревнями и селами, перешел на сторону повстанцев (январь- февраль 1774 г.); «пришел в покорность» правительственным войскам в конце ноября 1774 г. После 1775 г. Еткульская называлась как крепостью (в документах Духовного правления - до середины 19 в.), так и станицей. По данным 5-й Генеральной ревизии 1795 г., в крепости насчитывалось 150 дворов, лиц мужского пола (всех возрастов) - 605, женского- 539. Кроме станичного правления (ведавшего делами всего станичного юрта) в станице Еткульской было поселковое, решавшее гражданские вопросы, касавшиеся жителей станичного поселка; с 1837 г. правоохранительные функции исполнял становой пристав, который имел в распоряжении 4 полицейских урядников.
По результатам 5-й Генеральной ревизии 1795 г. учтено 23 деревни. В Еткульской крепости кроме казаков жили отставные солдаты с семьями. Крепость относилась к 1-му кантону Оренбургского казачьего войска (ОКВ) со статусом станицы. По закону от 12 декабря 1840 г. станичники были причислены к 8-му полку ОКВ, затем к 11-му полку. В посемейном списке Еткульской станицы 1840 г. указано, что в деревне Барсуковой жил 102-летний первопоселенец Еткульской крепости Козма Матвеев сын Плотников. Всего в станице учтено 712 семей с 1936 душами мужского пола и 2210 душами женского пола. Во 2-й половине XIX в. казаки числились в 3-м военном отделе ОКВ.
По решению общинного сбора к 1855 напротив 2-этажной станичной управы были возведены новая, более просторная церковь с золочеными крестами на зеленых куполах, также освященная в честь Богоявления Господня, и кирпичная часовня с массивными мраморными колоннами (здания позднее снесены).
После отмены крепостного права (1861 г.) оживилась торгово-хозяйственная деятельность населения: в станичное правление поступали заявления об отводе земли под строительство мельниц, маслобойных заводов, открытие лавок и питейных заведений. Челябинский купец П.И. Перцев, арендовавший в 1868 г. казачьи дома, открыл 2 питейных заведения, местные казаки - еще 8, В. Синеглазов - мелочную лавку при доме (1869); П. Меныненин (в 1876), К. Стариков (в 1878) - маслобойные заводы по переработке конопляного и льняного семени (1-й производил 20 пуд масла в год). В 1870-х гг. действовали 2 ежегодные ярмарки - зимняя Крещенская и осенняя Богородицкая (с оборотом 36 тыс. серебряных руб. каждая); спросом пользовались выдел. кожи, посуда, конная упряжь, рыба и говядина, пряники, орехи и др. По данным переписи 1900 г., в станичном пос. Еткульском было 363 двора, 1692 жит.
В начале августа 1919 года в Еткуле была установлена советская власть. С 1926 года, с перерывами, село являлось центром Еткульского района. В 1929 году был организован колхоз им. С. М. Кирова.
В Еткуле в 1912-1914 гг. жил и работал краевед и историк А.И. Кривощёков.
В воспоминаниях старожилов Еткуля сохранился военный госпиталь в поселке Санаторном.Впрочем, это название поселку дали в 1963 году, а раньше в народе его называли Кордоном. Так называли иногда посты охраны леса и заповедников. Между 1934 и 1937 годами на полуострове были построены Дом отдыха для аппарата обкома партии и Малая дача секретаря обкома партии К.В. Рындина. Рядом с двухэтажным бревенчатым зданием Дома отдыха стояли домики обслуживающего персонала и контора.Во время Великой Отечественной войны в Доме отдыха был организован военный госпиталь. После войны, в 1946 году еткульский госпиталь перепрофилировали в противотуберкулезный санаторий.
В этом санатории в 1960-е годы лечился мой дедушка Стариков Иван Васильевич.
В 1980-е годы в пионерском лагере Челябинского лакокрасочного завода отдыхали мои дочери Настя и Маша.