Наша библиотека беллетристики. Книга 11. Теодор Драйзер. Финансист. 1987 год

Mar 18, 2023 08:24


Теодор Драйзер. Финансист. Л.: Лениздат, 1987 г. Тираж: 2 500 000 экз. Иллюстрации П. Пинкисевича





Содержание:

Финансист (роман 1912 года, перевод М. Волосова), стр. 3-541. Это первый роман из цикла «Трилогия желания» (второй и третий романы из этого цикла - «Титан» и «Стоик»). В основу положена история жизни американского миллионера Чарльза Йеркса (1837-1905).



Главный герой романа, Фрэнк Алджернон Каупервуд, родившись в 1837 году, ещё молодым человеком становится выдающимся финансистом.



Он - выходец из семьи мелкого банковского служащего, живёт в Филадельфии, и накануне Гражданской войны между Севером и Югом ему удается войти в круг крупнейших финансовых магнатов Пенсильвании.



В 21 год Каупервуд женится на привлекательной женщине вдове Лилиан, и от этого брака у них рождается двое детей; со временем он приобретает для своей маклерской конторы престижный особняк на Третьей улице - «визитной карточке» города.



Но любитель успехов, женщин и денег, Каупервуд стремится к большему.



Он влюбляется в Эйлин - дочь крупного подрядчика Батлера, который вместе с двумя другими воротилами заправляет всеми делами в городе. Впервые он увидел Эйлин в доме её отца, когда ей было 16 лет.



В 1871 году в Чикаго происходит крупный пожар, биржу охватывает паника, и Каупервуд оказывается в затруднительном положении - из-за его махинаций с использованием денег из городской казны он должен городу около полумиллиона долларов.



Батлер и жена Каупервуда получают анонимные записки, в которых сообщается о связи Эйлин с Каупервудом. Батлер решает мстить, и под его влиянием Каупервуд лишается возможной поддержки, против Каупервуда и городского казначея начинается уголовный процесс за растрату бюджетных средств.





Суд приговаривает 34-летнего финансиста к заключению на 4 года 3 месяца в одиночной камере.









Однако через 13 месяцев Каупервуда освобождают, поскольку отец Эйлин к этому времени умирает, и никто не препятствует удовлетворению просьбы о помиловании.



Бывший заключённый, уже через полгода после освобождения, во время очередной биржевой паники в 1873 году, пользуется моментом, за несколько дней становится миллионером: скупает и продаёт все возможные акции с выгодой для себя.



Восстановив своё финансовое положение, он понимает, что свою репутацию уже спасти не удастся, в связи с чем принимает решение покинуть Филадельфию вместе со своей возлюбленной Эйлин и отправляется в Чикаго. Семью и детей оставляет на скромном содержании и скоро получает развод.



Юрий Ковалев. Теодор Драйзер «открывает Америку» (статья), стр. 541-557. Если сравнивать между собой зарубежных писателей XX столетия по степени их популярности в России, то Теодор Драйзер займет, пожалуй, одно из первых, если не первое место. Наше знакомство с его сочинениями случилось в 1925 г., и началось оно странным образом - не с его знаменитых романов, а с рассказа "Негр Джефф", ныне почти позабытого. С тех пор прошло без малого шестьдесят лет. Количество изданий Драйзера на русском языке неудержимо растет, не обнаруживая тенденции к сокращению. В 1928 г. начало выходить первое собрание его сочинений (в 13 томах), в 1950 г. - второе (в 12 томах), в 1955 г. - третье, в 1973 г. - четвертое... Количество изданий отдельных произведений, сборников, журнальных публикаций почти не поддается учету: тиражи исчисляются миллионами экземпляров. Сегодня издательствам, берущимся за выпуск сочинений Драйзера, не понадобится компьютер, чтобы выяснить, сколько экземпляров требуется для удовлетворения читательского спроса. Сколько ни издай, все мало. Как это ни парадоксально, но у нас есть все основания считать, что мы ценим Драйзера выше и понимаем лучше, чем американцы. И уж, во всяком случае, мы читаем его больше и чаще. Для нас Драйзер - пролагатель новых путей в литературе, открыватель новых миров в жизни, писатель безоглядно смелый, честный и бескомпромиссный. Мы можем только согласиться с Г. Менкеном, который писал после смерти Драйзера в 1945 г.: "Он был великий художник, ни один другой американец его поколения не оставил такого прочного и прекрасного следа в нашей национальной словесности. Американская литература до и после его времени отличается почти так же, как биология до и после Дарвина". "Русский Драйзер" - явление значительное и важное в нашем духовном мире. Книги великого американца читаются у нас по-прежнему с неослабным интересом, помогая нам понять Америку, мир, человека и доставляя высокое художественное наслаждение. Если попытаться выразить одним словом наше представление о Драйзере-художнике, то, пожалуй, трудно подобрать что-нибудь более удачное, чем название одного из его романов - "Титан".

Теодор Драйзер, беллетристика

Previous post Next post
Up