3 мая 2020 года. В Челябинске погибла двухсотлетняя лиственница. Дерево начало засыхать еще в 2019 году. «Пример безразличия к истории и городу»: в Челябинске окончательно засохла и погибла старейшая лиственница в городе. Дерево можно было заметить на архивных фотографиях столетней давности. Находку обнаружил челябинский краевед и общественник Юрий Латышев. По его информации, лиственница находится около дома Колбина по улице Труда. Судя по фотографиям, дерево погибло от недостатка воды - оно со всех сторон окружено бетоном.
- Нужно, чтобы у любого памятника, несмотря на то, живой он или нет, должен быть собственник или хозяин, который заинтересован в его сохранении, - пишет краевед.
7 мая 2020 года. Участок челябинского городского бора, площадью в почти 7 га является потенциальным местом культурного наследия. Подразумевается, что на этом участке (36 квартал, в границах продолжения улиц академика Королёва и академика Макеева, Героя России Родионова и Комсомольского проспекта) могут сохраниться останки расстрелянных во времена сталинских репрессий. Об этом высказался краевед, создатель группы «АрхиСтраж» Юрий Латышев.
Это лес, и его нужно сохранить. Если же жителям города и ближайших к этому кварталу микрорайонов лес не нужен, а Академия хоккея просто жизненно необходима для Челябинска и именно в этом месте, то до начала строительных работ необходимо в соответствии со ст. 28 федерального закона №73-ф3 "Об объектах культурного наследия" провести историко-культурную экспертизу для определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, где предполагается возведение комплекса Академии хоккея. Именно в этом квартале могут находиться заброшенные золотые шахты с останками расстрелянных в 1937-1938 годы жертв сталинских репрессий. Поэтому эта экспертиза должна требовать проведения предварительных археологических раскопок в данном квартале, - рассказал Юрий Латышев.
9 мая. Архангельское
Из записи в ВК от 17 мая 2020 года: Криминальная развязка. Продолжается рассмотрение дела в арбитражном суде по факту уничтожения пяти участков культурного слоя при строительстве этой развязки в 2018 году из-за незаконного разрешения на строительство, подписанного Слободским в 2017 году. А следственное управление полиции Советского района возобновила проверку по фактам уничтожения 6 участков культурного слоя в 2019-2020 году в результате незаконного разрешения на продолжение строительства развязки, подписанного Репринцевым в мае 2019 года. И все эти преступления были осуществлены при поддержке Тефтелева, Котовой, Шаля и Дубровского. Да и Текслер, своим молчаливым согласием по сути стал тоже участником этого беспредела.
Из записи в ВК от 19 мая 2020 года: Продолжаются незаконные работы на строительстве развязки. Разрешение, подписанное Репринцевым 8 мая 2019 года, закончилось 1 мая 2020 года. Есть ли новое разрешение? И кто его подписал? В ходе этих незаконных работ в течение 2018-2020 годов (первое незаконное разрешение подписал Слободской в 2017 году) было уничтожено болле 1000 кв. метров культурного слоя. Минимальный урон составил 7 млн. рублей. Хорошо бы, чтобы эти деньги вернули в бюджет Слободской и Репринцев. Их партнёрами могут также быть Дубровский, Тефтелев, Котова, Шаль, Шамне, Шабалин и Алейников. Радует только то, что последствия деяний Слободского и Репринцева сейчас рассматриваются в арбитражном суде и следственном управлении полиции Советского района.
25 мая 2020 года Всероссийский координационный совет градозащитных организаций проводи День единых действий. В 15 городах прошла онлайн-акция под хэштэгом
#пандемия_вандализма. Мы с Мишей тоже записали видеоролик в этот день
Из записи в ЖЖ от 31 мая 2020 года: Вчера в телеграм-канале «Челябушка» был опубликован мой
комментарий:
«25 мая я принял участие в совещании в областном архиве по «Золотой горе» и проблемам строительства центра олимпийской подготовки. Вёл мероприятие вице-губернатор Вадим Евдокимов. Я на нём заявил, что территория, на которой предполагается строить спортивный центр, может быть также одним из вероятных мест захоронения жертв сталинских репрессий 1937-1938 гг. За более чем 30 лет так и не были определены границы захоронений, найденных в районе «Золотой горы» и в посёлке Шершни."
Перед началом совещания я передал Евдокимову письмо, в котором, в частности, отмечалось:
«В настоящее время некоторые чиновники правительства Челябинской области и администрации города Челябинска пытаются вопреки мнению большинства жителей города реализовать в 36-м строительном квартале (в районе Тополиной аллее северо-западного района) проект строительства центра олимпийской подготовки. Так, например, более 95% из почти 10 тысяч жителей, участвовавших в опросе (размещённого в соцсетях), против строительства данного центра на этой территории. Следует отметить, что, хотя данная территория формально не относится к лесному фонду, но фактически является лесом. В проекте нового генерального плана города Челябинска указано, что сейчас на 1 жителя приходится менее 5 кв. м зелёных насаждений при общероссийской норме в 16 кв. м на 1 человека. Таким образом, стратегически и тактически нужно прежде всего сохранить имеющиеся зелёные насаждения в городе. Опыт последних лет показывает, что так называемые компенсационные посадки при отсутствии в городе структур, способных следить и ухаживать за этими посадками, являются не более, чем формальностью.»
«Игнорируя мнение общественности и специалистов, Госкомитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области, одобрил акт государственной историко-культурной экспертизы «Место захоронения жертв массовых репрессий Золотая гора» и издал приказ №85 от 16 апреля 2019 года «О включении выявленного объекта культурного наследия »Место захоронения жертв массовых репрессий Золотая гора» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения и утверждении границ его территории». Одобрение акта экспертизы на основании недобросовестных исследований (не выполнена главная задача исследования - определение границ захоронений) и издание данного приказа может привести к непоправимым кощунственным последствиям, так как за пределами утверждённого участка в 8,6 га с кадастровым номером 74:36:0501006:22 могут также находиться места массовых захоронений. Данный приказ развязывает руки для аморальных и недобросовестных чиновников и инвесторов, планирующих застройку участков в непосредственной близости от Золотой горы.»
«В представленном на экспертизу Проекте предмета охраны границ территории достопримечательного места выявленного объекта культурного наследия «Место захоронения жертв массовых репрессий Золотая гора» расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, р-н Центральный, юго-западнее пересечения ул. Братьев Кашириных и ул. Академика Королева» не выполнена главная задача исследования - определение границ проектируемого ДМ «Место захоронения жертв массовых репрессий Золотая гора» (следует отметить, что принятие работы 15.08.2019 года по муниципальному контракту от 04. 05.2018 года № Ф.2018.179883 носит признаки коррупционной составляющей, так как в ходе работы якобы проделано всего 5 скважин и 5 шурфов, что совершенно недостаточно для реального определения границ мест массовых захоронений жертв репрессий).»
Разработчик проекта предмета охраны: ООО «Реставрационная мастерская». г. Челябинск. Авторский коллектив: Волынько А.Л. - руководитель авторского коллектива; Шабарчин В.Г. - Главный архитектор проекта; Черномордова Т.Г. - искусствовед; Ворошина Е.А. - кадастровый инженер; Павлова Н.В. - архитектор.
Следует отметить, что до сих пор не опубликованы сам проект предмета охраны и акты обследования неких шурфов и скважин. Не указаны места, где это шурфование и бурение якобы производилось.
«Исторические данные свидетельствуют, что золотые жилы и шахты для добычи золота находились на протяжённой территории от посёлка Шершни до Градского прииска и далее. Соответственно захоронения жертв массовых репрессий могут находиться не только на поставленном на госохрану участке в 8,6 га, но и к северо-западу от него, то есть на территории 36-го квартала и прилегающих к нему зон лесных насаждений.»
В техническом отчёте по результатам инженерно-геологических изысканий, выполненном ООО «ЧелябинскТИСИЗ» в 2019 году, отмечено, что геотехногенным фактором, осложняющим строительство спортивного центра, является подработка территории поисково-разведочными работами, проводившимися на территории Петровского отвода Французской Акционерной Компании Шершнёвского золото-мышьякового месторождения. В отчёте подчёркивается, что в связи с отсутствием точного местоположения группы подземных горных выработок Петровского отвода на стадии строительства необходимо предусмотреть производство инженерно-геологических изысканий с обязательным детальным обследованием оснований в открытых котлованах с целью обнаружения следов ранее пройденных горных выработок.
Безусловно тщательные и объективные (а не халтурные) исследования требуют значительных затрат (десятки, а, может быть, и сотни миллионов рублей) и в случае обнаружения останков жертв - их перезахоронения. О необходимости проведения тщательных обследований свидетельствуют факты замалчивания обнаруженных мест массового захоронения в посёлке Шершни (в 1 км от Золотой горы), где на одном месте массовых захоронений проложена дорога, а на двух других построены жилые дома. Так, в августе 1998 года при строительстве частных домов в посёлке Шершни обнажилось одно из этих захоронений. На мой запрос в СУ СК России по Челябинской области я получил ответ, в котором отмечено, что 31.08.1998 г. Главе администрации п. Шершни Александровой В.И. выдано разрешение на перезахоронение останков, но официальных данных о новом месте захоронений нет.
Из этого можно сделать предположение, что перезахоронение либо не производилось совсем, либо останки тайно вывезены на свалку.
В настоящее время археологи приступают к предварительному обследованию участков, планируемых для строительство спортивного центра. Евдокимов заявил, что все исследования будут проводиться под общественным контролем. Хотелось бы этому верить, хотя, по моему мнению, самым лучшим выходом из данной ситуации было бы отказаться от строительства на этой территории, оставив её в качестве зоны зелёных насаждений.