Шпицберген

Oct 17, 2022 13:32


У нас на книжной полке стоит альбом «Шпицберген». Я уже почти полностью забыл, как он к нам попал. Но запись в журнале регистрации переписки напомнила: я заказал этот альбом в Москве в апреле 1979 года. И его мне прислали! Я подарил этот альбом тестю, Нестерову Василию Дмитриевичу, который перед войной проработал год или два на Шпицбергене шахтёром. Ну а после смерти тестя и тёщи альбом вернулся к нам. К сожалению, подробности работы тестя на Шпицбергене я не знаю. Попытки что-то узнать через архивы провалились. Осталась только единственная фотография...



Мой тесть, Василий Дмитриевич Нестеров, стоит третий слева.



Да, ещё сохранилось несколько банкнот, которыми выплачивали зарплату шахтёрам на Шпицбергене.



Предположительно, русские поморы и викинги обнаружили архипелаг в XII веке. Архипелаг состоит из трёх крупных островов; семи более мелких островов; а также групп островов, маленьких островков и шхер, общей площадью 621 км². Свальбард (так раньше называли Шпицберген) впервые упоминается в «Исландских анналах» в записи под 1194 годом, сообщающей, что «найден Свальбард» (Svalbardi funnin). Название «Свальбард» переводится как «холодные берега».

Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова считает, что в середине XVI века на Шпицбергене существовали поселения поморов. Всего известно более восьмидесяти поморских памятников. Датский король Фредерик II в своём письме от 11 марта 1576 года упоминает о некоем русском кормщике Павле Никитиче (Paulus Nichetz) из Колы, согласном сообщить скандинавам данные об этой земле и провести туда корабли.

В 1596 году острова были документированы голландцем Виллемом Баренцем, который дал главному острову название «Спитсберген», что в переводе означает «острые горы». Баренц обнаружил на острове и в его сопредельных водах большое число моржей и китов, что дало старт многочисленным промысловым экспедициям.



Примерно в это же время архипелаг появился на картах под названием «Santi Rustene». Через несколько лет свои претензии на эти земли заявили Англия и Дания.

В XVII и XVIII веках архипелаг использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в этом регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург.



В 1743 году на острове Эдж (Малый Берун (Брун)) в юго-восточной части архипелага высадились четверо русских зверобоев из Мезени во главе с кормщиком Алексеем Химковым, судно которых затёрло льдами недалеко от его берегов. Не имея практически никаких припасов, они сумели провести на острове более 6 лет, занимаясь охотой на медведей, моржей и тюленей, ловлей песцов и заготовкой шкур. В августе 1749 года трое выживших зимовщиков были обнаружены русским торговым судном и доставлены в Архангельск.

В 1760 году заинтересовавшийся их историей французский учёный Пьер Людовик Леруа опубликовал на немецком языке в Риге и Митаве сочинение, переизданное в 1766 году на французском в Санкт-Петербурге, а в русском переводе 1772 года получившее название «Приключения четырёх российских матросов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесённых, где они шесть лет и три месяца прожили».

В 1765-1766 Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к Шпицбергену под началом В. Я. Чичагова, однако суровый климат не позволял организацию на архипелаге постоянных поселений и вплоть до начала XX века Шпицберген официального российского присутствия не имел. Тем не менее, поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку.

После прихода в упадок китобойного и пушного промысла в конце XVIII века, на протяжении следующих ста лет Шпицберген был фактически заброшен и считался terra nullius - ничейной территорией, то есть, несмотря на номинальные претензии на него разных стран, фактически никем не управлялся. Новая волна интереса началась лишь в конце XIX века, когда круглогодичный доступ к портам и относительно мягкий климат сделали Шпицберген основной базой для полярных экспедиций и арктического туризма.

В 1871-1872 годах объединенное правительство Швеции и Норвегии обменялось нотами с правительством России, в которых признавалось равенство всех стран в эксплуатации природных богатств Шпицбергена. Данный договор получил наименование «Соглашение 1872 года о Шпицбергене».

На архипелаге побывало множество знаменитых исследователей, включая Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена и Эрнста Шеклтона. Северная часть острова Западный Шпицберген названа Земля Андре, в честь Соломона Андре, совершившего в 1897 году попытку достичь Северного полюса на воздушном шаре.



11 июля 1897 года Андрэ и его два спутника вылетели в северо-восточном направлении, но 14 июля шар снизился на лёд к северу от Шпицбергене. В 1930 г. на острове Белом были найдены трупы смельчаков и документы, из которых удалось установить, что после вынужденного спуска на лёд Андрэ и его два спутника пытались пробраться к Земле Франца-Иосифа, но  дрейфом льдов экспедицию Андрэ отнесло к острову Белому. 7 октября 1897 года кончаются записи в дневнике Андрэ.





Градусная экспедиция на архипелаг Шпицберген: Руководитель экспедиции Д.Д.Сергиевский перед зданием русской научной базы на острове Западный Шпицберген. Россия, август 1899 г.

В 1912 году Западный Шпицберген был также подробно описан и картографирован в рамках последней экспедиции знаменитого российского арктического исследователя и пионера Северного морского пути В. А. Русанова.



Начало ХХ века

Посещали Шпицберген и первые арктические туристы - состоятельные европейцы, включая представителя королевской семьи Монако принца Альберта.



Гидросамолёт D-260 на Шпицбергене, июль 1923 г.

С середины 1920-х годов Шпицберген становится всемирно известен как база полярной авиации - например, полётов Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Элсуорта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена-Эллсворта-Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».



1936-1938 гг. Ню-Олесунн. В 1926 году в этом доме жил полярный исследователь Амундсен



1936-1938 гг. Открытый ангар дирижаблей для цеппелина первой экспедиции на Северный полюс в 1926 году под руководством Нобиля и Амундсена

Крупные залежи высококалорийного каменного угля (7500-8000 калорий) на архипелаге Шпицберген оцениваются в 10 млрд. тонн. Основной каменноугольный район находится в центральной части острова Западный Шпицберген.  О том, что на полярном архипелаге есть уголь, кое-где даже выходящий на поверхность, впервые узнали ещё в самом начале XVIІ века.



С начала XX века на островах стало постепенно меняться и экономическое положение. Добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями привела к организации постоянных поселений.



Шахта Свеа в Спецбергене летом 1919 года.

Суверенитет Норвегии над архипелагом был признан в 1920 году, когда США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже Шпицбергенский трактат. Норвежцы спешили закрепить за собой спорные земли в отсутствие главного соперника - Российской империи, что определило беспрецедентные условия договора. По соглашению, все страны-участницы трактата сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге.



1936-1938 гг. Норвежское поселение

7 мая 1935 года к трактату присоединился и СССР, уже имевший к тому времени на Шпицбергене несколько рабочих посёлков.  В 1923 г. объединение «Северолес» покупает часть акций общества «Англо-Русский Грумант». В 1927 г. АО «Русский Грумант» приобретает у шведской компании участок Гора Пирамида, а в 1931 г. объединение «Союзлеспром» покупает права на предприятие «Грумант». 7 октября 1931 г. организовывается трест «Арктикуголь», которому передаются все имущество, права и обязанности Советского Союза на Шпицбергене.  В 1931 году заработал советский рудник Грумант.



Строительство советского Груманта. 1930-е гг. ФОТОГРАФИЯ: РГАКФД



В 1932 г. трест «Арктикуголь» приобретает за 3,5 миллиона крон у голландского акционерного общества «Неспико» рудник «Баренцбург».



Баренцбург, 1934 год



Баренцбург, 1934 год



Баренцбург, 1935 год. Члены экспедиции с парохода «Садко».



Баренцбург. Шахты, причал, поселок.



Порт в районе рудника Баренцбург. 1930-е гг.

Быстро начал обстраиваться и рудник Пирамида. В 1939 году были построены помещения для дизельной станции, технический склад, общежитие, начата проходка вентиляционной и откаточной штолен, сооружены 13-квартирный дом, столовая, радиостанция, прачечная и котельная. Первая зимовка на руднике Пирамида была организована в 1940 году. К началу Великой Отечественной войны действовали три советских рудника - Баренцбург, Грумант и Пирамида. Последний советский пароход со шпицбергенским углём вышел 22 июня 1941 года. Позже все население со Шпицбергена было эвакуировано. В сентябре 1943 года фашисты сровняли с землёй посёлки Баренцбург и Лонгиербюен, разрушили посёлки  Грумант и Свеагрува. В 1945 году на архипелаг снова направились советские полярники и шахтёры. Уже в 1947 году от причалов рудника Пирамида, а в 1948 году от Баренцбурга и Груманта к берегам Советского Союза пошли караваны кораблей с углём.



1964 год. На фотографиях корабль "Тунец". Капитаном этого корабля был Виктор Шитарев. Юг широкого залива Бельсунн, Решерш-фьорд.

К концу 1970-х гг. на Шпицбергене действовали два советских рудника - Баренцбург и Пирамида. Рудник Грумант в 1961 г. был законсервирован.



Посёлок рудника Пирамида. Вторая половина 1970-х гг.



Посёлок Пирамида. Вторая половина 1970-х гг.



Посёлок Пирамида. Вторая половина 1970-х гг.



Посёлок Пирамида. Вторая половина 1970-х гг.



Вторая половина 1970-х гг.



Баренцбург. 1979 год



Баренцбург. 1981-1982 гг.

Весь ХХ век добыча угля была на Шпицбергене  главным двигателем экономики, но в конце 2016 года цены на топливо упали и фокус сместился на развитие туризма. Остались лишь две действующие шахты. Шахта рудника Баренцбург в российском Баренцбурге принадлежит государственному тресту «Арктикуголь», шахта № 7 в норвежском Лонгйире - собственность государственной компании Store Norske.

В настоящее время население архипелага - около 2600 человек (на 1 января 2009 года). Из них 69,9 % - норвежцы, 18,3 % - русские и украинцы, 0,4 % - поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать граждане всех государств, подписавших Шпицбергенский трактат.   После распада СССР некоторое количество бывших сотрудников «Арктикугля» переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтёрских посёлков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.

В поселке Лонгйир проживает около 2200 человек (2016 год), большинство - норвежцы (1467 человек), русских всего 50. Он же является административным центром архипелага.



Посёлок Лонгйир

Остальные поселения: российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (470 человек), Пирамида (7-10 человека зимой, до 50 - летом, большей частью законсервирован в 1998 году) и Грумант (законсервирован в 1961 году).

уголь, Шпицберген

Previous post Next post
Up