Сборник научной фантастики. Выпуск 32. Составитель: Б.Г. Клюева. М.: Знание, 1988 г. Тираж: 100 000 экз. в твёрдой обложке. Данный выпуск был также издан тиражом 400 000 экз. в мягкой обложке.
Иллюстрация на обложке
П.Л. Храмцова.
Содержание:
Всеволод Ревич.
Предисловие, стр. 3-9. Предисловие Всеволода Ревича к 32 выпуску альманаха НФ мало напоминает обычные предисловия к ежегодным антологиям. Это серьёзная критическая статья, в которой рассматриваются проблемы, поднятые Стругацкими в их повести «Волны гасят ветер», то новое, что Стругацкие попытались донести читателю по сравнению с другими повестями «Полдня» и особенно с повестью «Жук в муравейнике». Лишь в конце обширной статьи автор бегло перечисляет произведения остальных авторов, вошедшие в альманах.
Фантастика создает социальные модели не просто в подобном, только уменьшенном до размеров литературного произведения виде, как это делает “обыкновенная” беллетристика. Она создает их в другом измерении, которое читателю предстоит понять и разгадать, в чем, собственно, и заключается главная привлекательность настоящей или, лучше сказать, стоящей, истинно философской фантастики.
Модели, создаваемые фантастикой, требуют, понятно, интерпретации, ведь и те загадочные факты, с которыми столкнулся в своем расследовании главный герой повести братьев Стругацких “Волны гасят ветер” Тойво Глумов, тоже допускали различные объяснения. А толкования и объяснения в художественном произведении не могут быть однозначными и одинаковыми, ведь они выводятся не по законам математических алгоритмов. Иной читатель заметит лишь верхний, событийный, нередко откровенно приключенческий слой. Но и тот, кто заглянет поглубже, может понять смысл фантастической модели по-своему, может разглядеть в ней такие грани, которых не видели и сами авторы.
Такая неоднозначность пугает иных искусствоведов: а вдруг кто-нибудь что-нибудь поймет не так, как им представляется нужным или обязательным? На самом деле именно это свойство фантастики и дает читателю пищу для воображения, заставляет его думать, размышлять, спорить. Но только так и можно постигать окружающий мир, только так и нужно воспитывать в личности активность.
“Волны гасят ветер” занимают в этом выпуске НФ основное место не только по объему, поэтому и мы уделим этой повести главное внимание.
В предшествующей “Волнам…” повести Стругацких “Жук в муравейнике” перед читателями, как и перед героями произведения, вырисовывалась загадка - чего же хотели, чего добивались те неведомые силы, которые еще в эмбрионах запрограммировали развитие нескольких десятков землян и “заклеймили” их неким иероглифом. Что случилось, если бы один из отмеченных, Лев Абалкин, добрался до заветного “саркофага”, где был спрятан шар с “его” знаком. Катастрофа или, напротив. Всеобщее Озарение?
В той повести авторы не дали разгадки, не дали принципиально, можно сказать, что в этом умолчании и состоит главный замысел “Жука…” - как должны действовать люди, когда необходимо принять ответственное решение при явной нехватке или полном отсутствии информации. Выбрать ли путь осторожничания - лучше ничего не делать, лучше все уничтожить, чем рисковать? Именно такое решение выбирает начальник КОМКОНа Рудольф Сикорски, о нем и его поступке упоминается в “Волнах…”, когда говорят о “синдроме Сикорски”.
Противоположную позицию - ничего не запрещать, а там будь что будет - занимает доктор Бромберг, тоже фигурирующий в новой повести.
Психологически наши симпатии, наверное, будут на стороне Бромберга, ведь слово “перестраховка” для большинства почти что ругательство. Но дело не в громких словах. Если призадуматься, то окажется, что все не так просто, и, может быть, мы сами придем к выводу, что не столь уж неправ был руководитель КОМКОНа, пошедший на преступление, чтобы оградить человечество от неведомой опасности. Может быть, мы согласимся с тем, что надо было обладать очень большой мудростью, мужеством и самоотверженностью, чтобы совершить то, что совершил Сикорски, - убить Льва Абалкина.
Человечество не в фантастическом грядущем, не на сочиненных страницах, а в жизни, сейчас, сегодня овладело такими могучими силами природы, которые уже оказались способными уничтожить его. А что ждет нас впереди? Разве не надлежит каждый шаг в неизвестном направлении делать с максимальной осторожностью, ведь последствия могут быть неожиданными и непоправимыми.
Все эти проблемы не столько научные, не столько политические, сколько нравственные, они касаются совести, они упираются в ответственность людей перед той великой миссией, которую им отвела природа, - миссией жизни и разума на Земле. Примеров “из практики” можно привести множество, но достаточно одного, чтобы понять, как серьезны и сложны, казалось бы, чисто умозрительные, чуть ли не сказочные композиции, которые нарисованы в фантастической повести.
Перед первым атомным взрывом знаменитый итальянец Энрико Ферми держал с коллегами “веселенькое” пари: вся ли земная атмосфера загорится после взрыва или пожар ограничится областью Лос-Аламоса. Но если существовало хотя бы малейшее опасение, что вся, может быть, кнопку все-таки не следовало нажимать? Но она была нажата: человечество склонно бодро шествовать по направлению, пропагандируемому стариком Бромбергом, а не прислушиваться к мрачным предостережениям осмотрительных Кассандр.
Это беглое возвращение к прежней повести Стругацких понадобилось для того, чтобы лучше понять идеи их нового, еще более непростого сочинения.
Итак, в “Волнах…” авторы решили раскрыть читателю старую тайну: кто же все-таки являлся причиной и тех давних, и свежих, но столь же непонятных, необъяснимых феноменов, которые скрупулезно собирает и исследует дотошный Тойво Глумов. И когда мы вместе с ним все больше и больше приходим к убеждению, что это все действительно проделки неких галактических Странников, тайком шурующих на нашей планете, то начинаем испытывать нарастающее разочарование - как, неужели ответ будет так банален. Опять эти изрядно надоевшие инопланетные пришельцы которыми пересыпана едва ли не каждая вторая фантастическая книжка и которые служат для многих авторов универсальной отмычкой к любым нагромождениям загадок. Прилетела летающая тарелка, и сразу все неясности стали ясностями, хотя такой ответ, в сущности, ни на что не отвечает, он давно превратился в штамп.
Впрочем, даже если бы Стругацкие остановились на этой гипотезе, необходимо заметить, что они проанализировали подозрения своего героя глубоко и всесторонне, и прежде всего опять-таки по нравственным показателям. Добро это или зло, морально это или аморально, если высшая цивилизация вмешивается в дела низшей пусть даже с самыми
благородными намерениями, но, разумеется, без ведома опекаемых. Тойво Глумов категорически выступает против любого вмешательства. Вот какой примечательный диалог происходит у него с женой:
“- Никто не считает, будто Странники стремятся причинить землянам зло. Это действительно чрезвычайно маловероятно. Другого мы боимся, другого! Мы боимся, что они начнут творить здесь добро, как ОНИ его понимают!
- Добро всегда добро! - сказала Ася с напором.
- Ты прекрасно знаешь, что это не так…”
Но прав ли Тойво в своем максимализме? Конечно, прав, хочется закричать, но и этот вопрос тоже не допускает однозначных ответов. Спустимся еще раз с фантастических высот на реальную землю может быть, так будет легче увидеть хитросплетения, сведенные в повести до алгоритма. Надо или не надо вмешиваться, допустим, жизнь индейских племен из Амазонии, отставших в своем развитии от генеральной линии земной цивилизации? Будет ли благом для них контакт с нею? Оставим в стороне те случаи, когда вмешательство происходит со злыми, корыстными намерениями, хотя трудно забыть судьбу, скажем, североамериканских индейцев. Но есть ли такая высшая, абсолютная мораль, которая дала бы благословение на разрушение привычного уклада жизни, уничтожение многовековых традиций, забвение уникального для каждого народа опыта предков? С другой стороны, справедливо ли оставлять любой живущий на Земле народ в невежестве, отлучать его от общечеловеческих культурных богатств, научных открытий и т.д. только во имя “чистоты” эксперимента? Но, придя к выводу - нет, несправедливо, мы тут же ощутим, что червячок сомнений не исчез. Станут ли эти люди счастливее, заполучив в свои вигвамы цветные телевизоры? Тут придется устанавливать, что это такое - человеческое счастье, и мы погрузимся в бездну философствования. Пожалуй, лучше вернуться к повести Стругацких.
Поставим на место отсталого, но гордого и процветающего племени все земное человечество, и мы поймем грандиозность задачи, которую взвалил себе на плечи Тойво, ненавидящий всякое насилие, а потому сбежавший из рядов Прогрессоров. Ведь Прогрессоры и есть те самые культуртрегеры, которые призваны нести свои знания в отсталые племена, живущие на иных планетах, поскольку перед нами фантастика. А также мы поймем всю степень сомнений, которые мучают его, его товарищей, его прямого начальника и духовного вдохновителя Максима Каммерера, нашего старого знакомого, которого мы знаем еще с 1971 года - года, когда вышел в свет роман Стругацких “Обитаемый остров”. Мы знаем, какой это надежный и кристально чистый человек, уж он-то не допустит ни малейшей несправедливости. Хорошо бы, конечно, попутно разгадать: а чего же хотят эти самые Странники? Может, и вправду добра. Однако в состоянии ли “дикари” понять, что такое, допустим, тензорное исчисление и для чего оно нужно?
И все же если бы содержание повести сводилось только к дарам пришельцев, это действительно было разочаровывающе просто. Но со Стругацкими всегда надо держать ухо востро, чаще всего в их произведениях та или иная идея, подробнейшим образом разработанная и вполне ясная, вдруг выворачивается наизнанку, обращается в свою противоположность, и в результате открываются все новые и новые ее грани. Так происходит и здесь. (В этом месте читатели, которые не любят, чтобы им заранее раскрывали сюжетные ходы, могут прервать чтение предисловия и - при желании, конечно - вернуться к нему после окончания повести Стругацких).
Проблемы добра и зла, насильственного внедрения добра, “вертикальных прогрессов” и целей, которые ставит перед собой человечество и разум вообще, в конечном счете проблемы гуманизма и человечности приобретают в повести особо острый характер, когда выясняется, что никаких пришельцев, никакой сверхцивилизации не было и нет. Читатели, несомненно, оценят блестящий сюжетный ход, связанный с личностью самого Тойво Глумова, который оказался совсем не тем человеком, за которого сам себя принимал, но мы сейчас будем говорить об идеях.
Безудержное - по Бромбергу! - развитие человечества привело и будет приводить к появлению противоречий, без чего никакого развития и быть не может. Среди них будут и трудные, и досадные, и нежелательные. Представлять себе грядущий мир, каким бы он ни был совершенным, выкрашенным одной розовой краской, конечно, неправильно. Фантастика и призвана смотреть вперед и готовить читателя к пониманию все более усложняющегося мира. Но снова уже в третий раз приходится говорить, что было бы неверным видеть в модели Стругацких только предсказание грядущих потрясений. Она вполне приложима и к сегодняшнему дню.
Развитие любой области человеческой деятельности невозможно без появления в ней группы лидеров, без появления элиты, ушедших намного дальше других. Но нет ничего хуже, ничего опаснее той же элиты, если она отрывается от народа, если цели, которые она перед собой ставит, превращаются в самоцели, если утрачивается первоначальное гуманистическое начало…
Несомненно, что только самые выдающиеся физики могли создать такое техническое “чудо”, как атомная бомба, а потом водородная, а потом нейтронная, а потом рентгеновский лазер и т.д. Да вот только нужен ли человечеству подобный “вертикальный прогресс”?
Так кто же эти “людены”, эти сверхчеловеки, наделенные фантастическими способностями и возможностями, нужны ли они человечеству, означает ли их появление рывок в его развитии? И оправдан ли тот отрицательный ответ, который дает повесть? Может быть, это тот авангард, к которому надо подтягивать все человечество? Может быть, вовсе не волны должны гасить ветер, а ветер вздымать волны как можно выше над средним “уровнем моря”?
Прибегнем еще к одной сегодняшней аналогии. Как известно, один из главных пропагандистских козырей защитников капиталистического строя таков: у “них” любой человек имеет шанс, имеет возможность стать миллионером. Не будем вдаваться в подсчеты величины этого шанса. Согласимся: имеет. Но есть же вопросы высшего порядка. А достоин ли вообще человека этот убогий мещанский идеал? А что делать тем членам общества, которые искренне не желают участвовать в “крысиных гонках” и которые считают подобные устремления аморальными?
Вот и Тойво Глумов, перед которым нежданно-негаданно открылись, казалось бы, безграничные горизонты, начинает рассуждать: “Враг рода человеческого нашептывает мне, что только полный идиот способен отказаться от шанса обрести сверхсознание и власть над Вселенной…” “Идиот”, однако, находится. Это сам Тойво. Он предпочитает лучше вообще исчезнуть, похоронить себя, чем насильно стать миллионером, превратиться из человека в нелюдя. Как поется в одной песенке Высоцкого: “Мол, принцессы мне и даром не надо”, хотя испокон веков считалось, что царские дочки служат главным призом и венцом устремлений для всех добрых молодцев. А вот директор института Логовенко - тот ничуть не сомневается в своем праве принадлежать к высшей расе и формировать себе подобных без их ведома и согласия.
Разумеется, подобные параллели неизбежно упрощают авторскую мысль, это всего лишь одно из частных приложений, к тому же скорее обиходных, нежели общефилософских, мировоззренческих, которые тоже возможны. Но все же, мне кажется, ключ к ответу в фигуре любимого героя Стругацких Леонида Горбовского, точнее, в его морали, о которой Максим Каммерер говорит так: “Из всех возможных решений выбирай самое доброе”. Не самое обещающее, не самое рациональное, не самое прогрессивное и уж, конечно, не самое эффектное - самое доброе! Он никогда не говорил этих слов и очень ехидно прохаживался насчет тех своих биографов, которые приписывали ему эти слова, и он наверняка никогда не думал этими словами, однако вся суть его жизни - именно в этих словах. Вот в чем все дело-то. Прогресс человечества возможен только на высочайшей нравственной основе. Любой прогресс - научный, технический, культурный, физкультурный, генетический… Когда люди научатся безошибочно выбирать из всех возможных решений самое доброе, самое гуманное, самое человечное, только тогда они получат гарантию не уничтожить самих себя и не превратиться в люденов-нелюдей.
Расстаемся ли мы в этой повести с тем блистающим миром будущего, который впервые возник в давнем романе “Полдень. XXII век”? Впрочем, невзирая на общность некоторых действующих лиц, это не совсем один и тот же мир, пожалуй, в последних произведениях он стал сложнее, противоречивее, но, может быть, благодаря этому и интереснее. Сами авторы заявили, что пока не собираются к нему возвращаться. Но, как сказал один французский писатель, заверения романиста равны честному слову гасконца. Так что нельзя совсем исключить возможность того, что когда-нибудь, если новый замысел потребует, в новых произведениях братьев Стругацких вновь возникнет настырный и симпатичный Тойво Глумов, раскрывающий одну из очередных загадок мироздания.
Помимо повести А. и Б.Стругацких “Волны гасят ветер« в сборник включены рассказы Арк.Бегова (“Скакалка”), Д.Корецкого (“Логика выбора”), М.Орлова (“Долина голубоглазых фей”). Думаем, что читатели, познакомившись с этими произведениями, самостоятельно продолжат рассуждения о пересечении фантастических и реальных ситуаций.
Зарубежная фантастика представлена именами таких авторов, которые, можно сказать, работают с личной гарантией. Каждое новое произведение Пола Андерсона или Генри Каттнера, создателя знаменитых Хогбенов, это всегда новая ситуация, новый нравственный казус, новый и всегда оригинальный сюжет с парадоксальными, как правило, концовками, и никогда не отгадаешь, что тебя ждет. В то же время в этих двух рассказах проявилась общая для всей западной фантастики черта. Можно поражаться тому, что такие самобытные авторы боятся ступить хотя бы на шаг в сторону от этой черты. Они оказываются не в состоянии придумать общество, которое бы не повторяло один к одному то, которое окружает их и к которому лучшие, прогрессивные фантасты Запада относятся резко критически. Но все его черты автоматически переносятся в будущее. Что с того, что тред-юнионы на Венере называются таркомарами, а люди весьма далекого будущего приговаривают преступников к столь экзотическому наказанию, как ссылка в прошлое? Важно, что это все сохраняется, остается - и профсоюзы, и крючкотворство, и тяжелые преступления, и жестокие наказания. Да и по своему морально-интеллектуальному уровню члены экипажа в рассказе Г.Каттнера “Железный стандарт” сильно смахивают на компанию грубоватых коммивояжеров. Будто так уж и нельзя представить себе общество, живущее совсем по иным, принципиально иным законам. Это, впрочем, скорее всего свидетельствует о том, что американских писателей почти не занимают инопланетяне, будущее, полеты в космос, а занимает и беспокоит окружающая действительность, они пытаются разъять ее с помощью такого необычного, но действенного инструмента, как фантастика. Цель настоящего предисловия - показать на немногих и в достаточной мере случайных примерах, что фантастика - это особый вид художественно-философского постижения мира, потому что до сих пор продолжают бытовать утверждения вроде того, что фантастика - это область чистописания, предназначенная для подбрасывания научных идей лишенным воображения академикам, или это “литература о будущем”, или это “литература мечты” и т.п., определения, над которыми справедливо иронизирует автор заключающей сборник теоретической статьи Д.Биленкин.
Так уж распорядилась судьба, что статья “Реализм фантастики” стала последней сданной при жизни в печать работой талантливого писателя-фантаста Дмитрия Александровича Биленкина.
Повести и рассказы
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий.
Волны гасят ветер (повесть), стр. 10-127. Это самая глубокая вещь Стругацких. Детишки Полдня наконец повзрослели - осознали этические проблемы прогрессорства, ограниченность своих возможностей и свои недостатки, которые в благостном Мире Полдня заархивировались ввиду отсутствия условий для проявления, но легко могут быть переведены в активный режим. Эволюция человечества, так ли уж это страшно? Вечного Полдня быть не может, за полднем наступает вечер, затем ночь и снова утро - новый день. Полдневцы так старательно создавали для человечества комфортную и безопасную среду на Земле, что невольно застряли в своем полдне, а когда жизнь двинулась все-таки вперед, впали в депрессию. И это не удивительно. Каждый человек открывает для себя мир заново, коллективное восприятие для индивида существует только умозрительно. Горбовский, Сидоров, Комов постарели, их жизнь заканчивается. И кажется, что вместе с ними заканчивается Мир Полдня, тем более на фоне распада семьи и перерождения Тойво Глумова - молодой смены. Но на самом деле с уходом поколения в мире ничего не кончается. И с распадом нескольких семей не кончается тоже. На Земле есть люди и муравьи. На первый взгляд человек совершеннее муравья. Но лучше ли? И совершеннее ли на самом деле? На этот вопрос нельзя ответить ни утвердительно, ни отрицательно, поскольку существа разных видов просто разные. Так почему же нужно считать, что людены совершеннее людей? У них есть некая третья сигнальная система, отсутствующая у нас. Но при этом нет нашей способности жить радостно, с любопытством, находя множество целей и смыслов. Людены и люди просто разные. На начальном этапе происходит взаимное отторжение, точнее, только что осознавшие себя людены отторгают людей, начиная с самых близких. Кстати, в этом они очень похожи на человеческих подростков, только с большим уровнем самостоятельности и возможностей. А дальше они создадут свое сообщество. Возможно, будут иметь детей друг от друга. С одной стороны, это отдалит их от людей еще больше, с другой, тоже заставит повзрослеть и на многое взглянуть иначе. Люди и людены могут существовать параллельно. Даже если они не будут общаться между собой на протяжении нескольких поколений, ничего страшного. Каждая цивилизация пойдет своим путем. Каждая привнесет что-то свое в этот мир, в общую жизнь Вселенной. Изменение всегда сопровождается дискомфортом. Но в изменении - жизнь. Человечество не только породило люденов (а когда-нибудь породит и других отличных от людей существ), но и само стало другим. Это положительный момент. Ведь Мир Полдня с его инфантильными учеными-экспериментаторами и космопроходцами медленно впадал в стагнацию. Эволюция вида встряхнула всех - и новых, и старых, и вырвавшихся вперед, и на данном этапе считающих себя отстающими. Горбовский, Сидоров, Комов уходят со сцены, их жизнь вступила в пору заката. Но миру людей до заката еще очень далеко. У него появился стимул к развитию и, возможно, новые цели.
Арк. Бегов (псевдоним Эдуарда Геворкяна).
Скакалка (рассказ), стр. 127-135. Люди четвертое десятилетие строят Трассу - от планеты к планете монтируют станции внепространственного переноса - ВП. Пользование пассажирскими ВП разрешено не чаще раза в год, но трассеры, несмотря на строгие ограничения, часто пользовались грузовыми ВП, особенно в выходные: один соскучился по детям, другому захотелось по травке погулять. Выяснилось, что и дети пользуются ВП. И несчастный случай не заставил себя ждать. На линии пропал семилетний Юра Дьяков
Даниил Корецкий (род. 4 августа 1948 г.)
Логика выбора (рассказ), стр. 135-147. В результате сближения галактик планета Навоя должна погибнуть через несколько лет. Некая сверхцивилизация предпринимает попытку по перемещению части населения на другую планету. И добровольцы из отряда по переселению постоянно сталкиваются с проблемой отбора кандидатов - ведь они могут спасти только одного из тридцати тысяч...
Михаил Орлов (1949-1986)
Долина голубоглазых фей (рассказ), стр. 147-155. Войну можно представить как очень сложную шахматную партию. Тогда, логично предположить, что для победы надо поставить во главе армии чемпиона мира по шахматам, но непобедимых нет...
Зарубежная фантастика
Пол Андерсон.
Цель высшая моя - чтоб наказанье преступленью стало равным... (рассказ, перевод
С. Васильевой), стр. 156-165. Тэд Майклс совершил преступление в далеком будущем, и в наказание был отправлен в Польшу 1939-го года. Выжив во Второй мировой, он приезжает в Америку, где налаживает свою жизнь. Майклс глава небольшой фирмы, у него интересный бизнес, любимая жена, дети... В общем, он неплохо устроился в нашем времени.
Генри Каттнер (1915-1958), Кэтрин Мур (1911-1987)
Железный стандарт (рассказ, перевод
С. Васильевой), стр. 165-183. Из-за собственного легкомыслия четверо землян оказались перед лицом голодной смерти. Венериане относились к ним не враждебно, но кормить бесплатно землян не собирались. Поиски работы не смогли ничего дать - на любую работу принимались только члены таркомаров (профсоюзов), вступление в которые стоило огромных денег, которые земляне не могли заработать, не вступая в таркомар...
Публицистика
Дмитрий Биленкин.
Реализм фантастики (статья), стр. 184-203. Статья «Реализм фантастики» стала последней, сданной при жизни в печать, работой Дмитрия Александровича Биленкина. В статье рассматриваются особенности научно-фантастической литературы, выделяющие её из общего потока художественных произведений. По мнению автора в научной фантастике доминантной является четвёртая «мегатема», практически отсутствующая в реалистических произведениях и в произведениях традиционной, ненаучной фантастики. Эта магатема - человек и новое, люди и прогресс, общество и будущее.
Меридианы фантастики
В. Бабенко, В. Гопман.
Хроника событий. Июль 1986 г. - июль 1987 г., стр. 204-207.
ПО СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ
С 11 по 20 ноября 1986 г. в Доме творчества кинематографистов “Репино” под Ленинградом проходил ставший традиционным семинар по приключенческому и фантастическому кино, организованный Советом по приключенческому и фантастическому жанрам Союза кинематографистов СССР и Советом по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей СССР. Данный семинар, названный “Фантастика и приключения-85”, был посвящен итогам 1985 г. Со стороны Союза писателей СССР в работе семинара приняли участие А.Н. и Б.Н.Стругацкие, Н.М.Беркова, В.Т.Бабенко, Э.В.Геворкян, Ф.Я.Дымов, В.М.Рыбаков и другие.
С 3 по 16 декабря в Доме творчества писателей “Дубулты” в Юрмале проходил V Всесоюзный семинар молодых литераторов, работающих в жанре приключений и научной фантастики. Руководителями секций в этот раз были В.Д.Михайлов, С.А.Снегов, Л.Т.Исарова, П.А.Шестаков. Общее руководство семинаром осуществляла заместитель председателя Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей СССР Н.М.Беркова. Функции старосты семинара, как и в прошлом, выполнял В.Т.Бабенко. Интересные, яркие работы представили молодые фантасты О.Азарьев (Симферополь), Н.Н.Дашкиев (Киев), В.Кричевский (Рига), Е.Панаско (Ставрополь), В.Панов (Тула), А.Пасман (Новосибирск), Д.Трускиновская (Рига), С.Трусов (Минск), М.Успенский (Красноярск), В.Хлумов (Москва). Впервые на семинаре работала секция критики, для участия в которой были приглашены Р.Арбитман (Саратов), Д.Бак (Кемерово), А.Мельников (Ташкент), В.Гетман (Москва), К.Рублев (Семипалатинск).
2-3 марта 1987 г. состоялся пленум Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей СССР на тему “Роль приключенческой и научно-фантастической литературы в борьбе против реакционной пропаганды”. Заседание открыл секретарь Союза писателей СССР Ю.Н.Верченко. В прениях выступили: Е.И.Парнов, С.А.Снегов, А.П.Казанцев, А.И.Шалимов, А.Н.Стругацкий, А.П.Кулешов, К.А.Симонян, X.Диванкулиев, Д.А.Биленкин, В.К.Пеунов, Г.И.Гуревич, О.Н.Ларионова, А.Я.Громов, Е.Л.Войскунский, С.Шермухамедов, Т.К.Гладков, В.Т.Бабенко, В.А.Ревич, И.М.Росоховатский, В.Л.Гопман, А.В.Кацура.
Выступления упомянутых ораторов были посвящены анализу состояния научной фантастики в стране. Пленум выдвинул более двух десятков предложений, направленных на расширение и улучшение издания научно-фантастической, приключенческой и детективной литературы. Было избрано Бюро Совета в составе: А.П.Кулешов (председатель), Е.И.Парнов (председатель), Н.М.Беркова (зам. председателя), Г.А.Анджапаридзе, В.Т.Бабенко, А.А.Безуглов, Д.А.Биленкин, Т.К.Гладков, Л.Т.Исарова, В.Д.Михайлов, А.Н.Стругацкий, А.И.Шалимов, П.А.Шестаков.
30 марта 1987 г. состоялось заседание Комиссии по научно-фантастической и научно-художественной литературе Московского отделения Союза писателей СССР, посвященное 90-летнему юбилею известного писателя-фантаста Ю.А.Долгушина, автора романа “ГЧ” (“Генератор чудес”). На заседании Комиссии, состоявшемся 29 мая, был отмечен еще один юбилей - 70-летие писателя-фантаста Г.И.Гуревича.
24-26 апреля в Свердловске прошел традиционный праздник фантастики “Аэлита”, на котором в шестой раз был вручен приз “Аэлита” за лучшее научно-фантастическое произведение года, учрежденный Советом по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей РСФСР и редакцией журнала “Уральский следопыт”. Впервые приз получила женщина - ленинградская писательница О.Н.Ларионова. Нового приза журнала “Уральский следопыт” - приза читательских симпатий - удостоился известный писатель-фантаст Г.И.Гуревич.
22 мая отметил свой 10-летний юбилей Ростовский клуб любителей фантастики “Отражение” - один из старейших в стране (председатель М.А.Якубовский).
С 29 мая по 1 июня в Москве проходил VII конгресс международной организации “Врачи мира за предотвращений ядерной войны”. Впервые в рамках конгресса состоялся коллоквиум “Научная фантастика и ядерная реальность”, который вел критик Вл.Гаков (СССР). В коллоквиуме приняли участие фантасты Йозеф Несвадба (ЧССР), Р.С.Йерсилд (Швеция), Пол Брайанс (США), а также советские писатели А.Н.Стругацкий, В.Д.Михайлов, В.Т.Бабенко, Э.В.Геворкян, В.А.Заяц, В.М.Рыбаков.
1987 год - год 80-летия крупнейшего советского писателя-фантаста Ивана Антоновича Ефремова (1907-1972). В апреле торжества, посвященные юбилею, прошли в Москве и Ленинграде. Секретариат Союза писателей СССР принял решение о проведении ежегодных Ефремовских чтений и о присуждении имени И.А.Ефремова ежегодному Всесоюзному семинару молодых литераторов, работающих в жанре приключений и научной фантастики.
Юбилеи 1987 года
90 лет со дня рождения Валентина Петровича Катаева (1897-1986), выдающегося русского советского писателя, автора фантастических романов “Остров Эрендорф” (1924) и “Повелитель железа” (1924).
80 лет со дня рождения Геннадия Самойловича Гора (1907-1981), фантаста философского плана, автора научно-фантастических повестей и рассказов, вошедших в сборники “Докучливый собеседник” (1962), “Кумби” (1963), “Глиняный папуас” (1966), “Скиталец Ларвеф” (1966), “Фантастические повести и рассказы” (1970), “Геометрический лес (1975), “Изваяние” (1972), “Волшебная дорога (1978).
80 лет со дня рождения классика советской фантастики, лауреата Государственной премии СССР (1952) Ивана Антоновича Ефремова, соединявшего в себе выдающегося писателя-фантаста и крупного ученого-палеонтолога, основателя новой науки - тафономии. И.А.Ефремов - автор научно-фантастических рассказов, вошедших в сборники “Встреча над Тускаророй” (1944), “Пять румбов” (1944), “Белый рог” (1945), “Алмазная труба” (1946), “Бухта Радужных Струй” (1959), “Юрта Ворона” (1960), повести “Звездные корабли (1948), историко-фантастических повестей “На краю Ойкумены” (1949), “Путешествие Баурджеда” (1953), “Таис Афинская (1972), романов “Туманность Андромеды (1957, первая в советской литературе попытка нарисовать всеобъемлющую картину жизни высокоразвитого коммунистического общества), “Лезвие бритвы” (1963), “Час быка” (1970).
80 лет Владимиру Ивановичу Немцову, автору научно-фантастических книг “Незримые пути” (1945), “Шестое чувство” (1946), “Три желания” (1948), “Золотое дно” (1949), “Семь цветов радуги (1950), “Альтаир” (1955), “Осколок Солнца” (1955), “Последний полустанок” (1959), двухтомника “Избранные произведения” (1982).
75 лет чувашскому писателю-фантасту Георгию Осиповичу Ефремову, автору фантастической повести “Из железного плена” (1985).
70 лет Георгию Иосифовичу Гуревичу, автору многочисленных научно-фантастических произведений и историко-литературоведческих исследований, посвященных научной фантастике. Первый рассказ вышел в 1946 г. Основные книги: “Иней на пальмах” (1951), “Подземная непогода” (1959), “На прозрачной планете” (1963), “Прохождение Немезиды” (1961), “Рождение шестого океана” (1961), “Пленники астероида” (1962), “Мы из Солнечной системы” (1965), “Карта страны фантазии” (1967), “Месторождение времени” (1972), “Нелинейная фантастика” (1978), “Темпоград” (1980), “Беседы о научной фантастике” (1983), “Только обгон” (1985), “В зените” (1985).
70 лет Борису Захаровичу Фрадкину, автору научно-фантастических повестей “История одной записной книжки” (1954), “Тайна астероида 117-03” (1956), “Пленники пылающей бездны” (1959).
70 лет Александру Ивановичу Шалимову, автору научно-фантастических повестей и рассказов, вошедших в сборники “Тайна Гремящей расщелины” (1962), “Когда молчат экраны” (1965), “Тайна Тускароры” (1967), “Охотники за динозаврами” (1968), “Цена бессмертия” (1970), “Странный мир” (1972), “Окно в бесконечность” (1980), “Возвращение последнего атланта” (1983).
60 лет Сергею Александровичу Другалю, автору многих научно-фантастических повестей и рассказов. Первая книга - “Тигр проводит вас до гаража (1984).
60 лет со дня рождения Игоря Михайловича Забелина (1927-1986), автора научно-фантастического романа “Пояс жизни” (1960), повестей и рассказов, вошедших в сборники “Загадки Хаирхана” (1961) и “Записки хроноскописта (1969).
60 лет Александру Исааковичу Миреру, детскому писателю-фантасту, автору повестей “Субмарина “Голубой кит” (1968), “У меня девять жизней” (1969), романа “Дом скитальцев” (1976).
60 лет Анатолию Алексеевичу Стасю, украинскому писателю-фантасту, автору книг “Подземный факел” (1960), “Зеленая западня” (1972), “Серебристое марево” (1974), “Улица алых роз” (1977).
60 лет со дня рождения Аскольда Павловича Якубовского (1927-1983), автора ряда научно-фантастических повестей и рассказов, вошедших в книги “Аргус-12” (1972), “Купол Галактики” (1976), “Прозрачник” (1987).
Советскую научно-фантастическую литературу постигла горькая утрата. В апреле 1987 г. скончался Владимир Николаевич Фирсов (1930). Его перу принадлежали такие научно-фантастические произведения, как “Бессмертие для рыжих” (1969), “Браконьеры” (1971), “Ангелы неба” (1974), “Твои руки, как ветер” (1975), “Конец агрессора” (1976), остросюжетная повесть “Срубить крест” (1983). В издательстве “Знание” в 1987 г. вышел первый сборник произведений В.Н.Фирсова.