Споры о русских в чём-то сродни разговору учителя философии с героем Мольера.
Быть русским, быть полезной составной частью русской нации можно даже не принадлежа строго к русскому этносу, быть трижды "полукровкой" и четырежды "инородцем". И это гораздо проще, нежели изучать и знать теорию нации, русскую историю, литературу, культуру, язык, соблюдать традиции и т.д.и т.п.. Иными словами вполне можно быть стихийно русским 40 лет, совершенно не зацикливаясь на вопросе, что ты русский или что у тебя кто то из предков нерусский...И это не денационализация или дерусификация, хотя советскую национальную политику обвиняют в этом очень многие. Когда у тебя не болит какой-либо орган, например, сердце, ты его как бы и не ощущаешь, не ешь таблеток и не обращаешься к врачу с жалобами.
Это я называю естественной этничностью (первого порядка), исторически формируемой. Часто не рефлектируемая, не акцентуированная, примордиалисткая, если хотите. Как правило на этапе нации, этничность именно так и "уходит в основание", являясь одной из основ национальной самоидентификации, но не редуцируемой до неё.
Другая русскость - "по правилам", проектируемая, конструктивистская, генерируемая политическим субъектом, элитами. Такая русскость возникает, когда иной конструктивистский проект элит - глобализаторская "россиянскость" начинает угрожать самому существованию нации в её этнической качественной определённости и осознание этой опасности растёт в обществе. Её можно начать расчёсывать "до крови", актуализировать разными способами и технологиями. это уже признак травмированного национального сознания. Всякие местечковые регионализмы и широпаевщина явления из той же оперы-это наведённая, индуцируемая конструктивисткая, спроектированная, "этничность", призванная подсунуть под видом "русской прозы" искусственные симулякры. И тогда самооплёвывание истории, страны, нации или порнуха на русском языке можно выдавать за русскую культуру. И тогда Достоевский или Мандельштам или Бродский или какой-нибудь советский поэт рассматривается как вредный для данного политического проекта писатель или поэт. Но чтобы дискредитировать его ещё больше он объявляется антинациональным или русофобским.
Часто к этой "русскости второго порядка" пытаются сделать присадки, например ксенофобские, тогда её конструктивная энергия переводится в агрессивность и направляется в тупиковое во многом иррациональное русло. И тогда вместо OWS возникает ХКК - одна из таких присадок.
Смысл которых трансформировать этническую солидарность в политическую и партийную лояльность.
Мораль?
Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет?
Учитель философии. Проза.
Г-н Журден. Что? Когда я говорю: "Николь, принеси мне туфли и ночной колпак", это проза?
Учитель философии. Да, сударь.
Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали.
http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00168451189767468852/page/2/