Евгений Ющук, Конкурентная разведка использует в своих целях самые разные методы

Jun 09, 2016 22:21

На вопросы СМИ «БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА» отвечает Ющук Евгений Леонидович, профессор Кафедры мировой экономики Факультета мировой экономики Уральского государственного Экономического университета



Добрый день, Евгений Леонидович. Есть высказывание «Разведка - это практика, наука и искусство работы с информацией, и проведение на ее основе не просчитываемых, определяющих успех дела, действий». А что Вы вкладываете в понятие «разведка»?

Я в понятие «разведка» вкладываю ровно то, что предусмотрено Федеральным законом «О внешней разведке», поэтому не занимаюсь ею. То, чем я занимаюсь и чему учу в магистратуре - это так называемая «Конкурентная разведка». Так именуют работу по сбору и анализу информации, в целях решения конкретных задач, привнесенные в гражданский оборот из государственной разведки. Перенос методов работы государственной разведки в гражданский оборот потребовал адаптации, точнее, урезания возможностей. Это связано с тем, что государственные разведки во всем мире работают в том числе и за гранью уголовного кодекса - прежде всего, по тяжкой статье «шпионаж». В гражданском же обороте Уголовный кодекс надо чтить. Соответственно, пришлось ощутимо урезать ряд методов и приемов работы. Однако подходы к решению задач и многие инструменты, допустимые в бизнесе или госуправлении, сохранились, для эффективной работы их более чем достаточно.

Почему выбрано название «конкурентная разведка», а не такие как: бизнес-разведка, деловая разведка, аналитическая разведка, экономическая разведка, маркетинговая разведка или коммерческая разведка?

«Конкурентная разведка» - калька с англоязычного «Competitive Intelligence», как назвали эту специальность ее создатели в начале 1980-х. Они были выходцами из государственной разведки (американской) и им так показалось логично поступить.
По сути, можно считать, что «конкурентная разведка», «коммерческая разведка», «бизнес-разведка» и «деловая разведка» - синонимы. «Аналитическая разведка», на мой взгляд, уже менее логична, поскольку аналитика - суть любой разведки, включая ползание через «нейтралку» за линию фронта и геологоразведку. «Маркетинговая», «экономическая» - это уже, наверное, разные авторы пытались создать иллюзию чего-то уникального, с флёром романтики. Но, если начать разбираться детально - то, как правило, оказывается, что вся эта уникальность кажущаяся и уже есть на сайте и в литературе SCIP - международного общества профессионалов конкурентной разведки.

Опишите кратко типовой день конкурентного разведчика, много ли в нем драйва?

Не опишу, потому что у всех это разная работа. Составитесь справок на компании и кризисный пиарщик по-разному проводят дни и по-разному понимают драйв. Работа на выставках и конференциях очень отличается от работы с дайджестом СМИ или от мониторинга соцсетей. В целом, я полагаю, что «средняя температура по больнице» никакого смысла не имеет

С 1 января 2016 года начал действовать так называемый закон о «праве на забвение». Он дает возможность обычному пользователю скрыть в Интернете недостоверную или устаревшую информацию о себе. А по вашему мнению возможно ли «стереть себя» из интернета, уничтожив все следы своего пребывания в глобальной Сети?

Стереть себя из Интернета можно только в том случае, когда никто не старается этому помешать. И то - все зависит от того, куда информация распространилась. Например, когда я решил собрать негатив на сопредседателя ОНФ Александра Бречалова, позволившего себе лишнего в одном из интервью, без труда поднял базу данных СМИ «Интегрум» Там хранятся материалы с 90-х, даже если их уже нет в Сети - причем с разбивкой по датам и встроенным языком поиска. Это типичный пример тщетности усилий спрятаться, при наличии интереса раздобыть информацию.

Перечислите, какие софты для сбора, анализа и хранения данных, по вашему мнению, обязательно должны быть в арсенале конкурентного разведчика?

Яндекс, Гугл, Word, Excel. А, скажем, продукты от “Интегрум» и «Бюро ван Дайк», программы СайтСпутник, WebSite Watcher, «Аваланч» и множество другого софта - опционально, и зависит от задач.

Чем методы «Социальной инженерии», как способы получения конфиденциальной информации от людей, отличаются от методов «Конкурентной разведки»?

Методы ничем не отличаются, как ничем не отличается отвертка в руках часовых дел мастера и вора-домушника, или, как ничем не отличается скальпель в руках хирурга и патологоанатома. Инструмент - он, как говорится, и в Африке инструмент. Просто Конкурентная разведка использует в своих целях самые разные методы - и социальная инженерия один из них, причем далеко не самый востребованный в практике.

В последнее время активно обсуждается информация, полученная Пранкерами, которые совершают телефонные звонки своим жертвам и путём провокаций или ввода в заблуждение вынуждают опрашиваемого дать необходимую информацию. Это можно назвать методами конкурентной разведки?

В принципе, то, что делают пранкеры, как правило, непротивозаконно - а значит, может быть использовано в гражданском обороте. Вопрос в другом: конкурентная разведка, как правило, используется для прогнозирования развития событий. В том числе, для того, чтобы не допустить нежелательного сценария. В реальной жизни то, чем занимаются пранкеры, в этом контексте очень мало востребовано.

Если не ошибаюсь, сейчас основное направление конкурентной разведки - это работа в интернете. Технологии стремительно развиваются, куда, на ваш взгляд, будет направлен вектор конкурентных разведчиков через 5-7 лет?

Работа в Интернете - не основное направление конкурентной разведки, а наиболее видимое. Основа любой разведки - так называемый «разведывательный цикл» - алгоритм обработки информации, включавший в себя верное определение цели работы, определение источников информации, определение того, кто именно может снять информацию с источника (по возможности, не насторожив его, если источник - человек, а не документ или не объект на местности), методы перепроверки информации, правила написания информативного аналитического документа, позволяющего принять решение.

Но это не зрелищно. А работа с людьми как источниками информации (это важный раздел конкурентной разведки) - не то, о чем имеет смысл распространяться публично.

Вот и получается, что Интернета внешне очень много. Впрочем, он информативен, круглосуточно доступен, позволяет получать немало информации анонимно и не показывая своего интереса к ней. Кроме того, часть информации более вообще нигде недоступна (как, например, информация в соцсетях, где она рождается и остается). Поэтому Интернет объективно важен, конечно же.

Ну а что касается вектора - он всегда одинаков: есть задача, и ее надо решать. Как - никого, по большому счету, не интересует, лишь бы законно. Вооружаетесь разведывательного цикла - и решаете. А с Интернетом или без Интернета - это зависит от задачи. Были у меня в практике ситуации, когда носитель информации был, например, мужчиной в годах, работавшим мастером на заводе в провинции, об Интернете вообще не факт, что слышавшим. С ним просто разговаривали вживую.

В этом году проходит третий набор слушателей в Магистратуру «Конкурентная разведка в международном бизнесе» на базе Уральского Государственного Экономического Университета. Срок обучения составляет 2,5 года, всего 4 сессии и защита магистерской диссертации. Достаточно ли этого времени, чтобы дать необходимые знания, умения и навыки? Как вы оцениваете своих выпускников?

Да, этого времени достаточно. Это большая, программа с дипломом государственного образца на выходе. В ней не только теория, но и практика есть.
Как оцениваю выпускников? Как и в любой профессии, у людей есть свои приоритеты: кто-то лучше с людьми работает, кто-то - великолепный кабинетный аналитик. Но в принципе, программу освоили почти все. Точнее, все, кто выпустился - программу освоили. Но был и отсев в процессе учебы, по причине того, что не потянули программу. Правда совсем небольшой - один человек за два выпуска.

В 2016 г. вышла первая часть учебного пособия «Конкурентная разведка» под общей редакцией профессора Ющука Е.Л. и профессора Мальцева А.А. Какая еще литература и учебные пособия лежат в основе обучения магистрантов?

Лекции, которые читаются в процессе обучения, монографии по конкурентной разведке, практические занятия. Отдельно я бы отметил такой раздел, как самостоятельная работа слушателей и подготовка их по педагогической части (магистратура как формат обучения этого требует). В этом плане, слушатели самостоятельно готовят и докладывают материал по книгам Плэтта и Клаузевица, например.

В анонсе программы магистратуры указано, что для преподавания дополнительно привлечены специалисты-практики, бизнес-консультанты, профессиональные тренеры. Расскажите о них.

Да, мне удавалось предыдущие два года привлекать к преподаванию специалистов из разных городов России и республик бывшего СССР. Это делалось на неформальной основе, высококлассные специалисты конкурентной разведки, в качестве общественной нагрузки, делились знаниями. Я думаю, что это и сейчас удастся сделать, предварительные договоренности есть. Но гарантировать конкретные фамилии не могу. Мы занимаемся по определенному графику и будет у специалиста «окно», совпадающее с нами, или нет, заранее невозможно предсказать. Кроме практиков конкурентной разведки, я приглашаю специалистов из некоторых государственных структур, а также операторов уже упомянутых мною баз данных «Бюро ван Дайк», «Интегрум» и ряда других. Это также делается на неформальных, личных договоренностях.

Магистерский диплом является приятным дополнением к полученным знаниям и навыкам. Предусмотрена ли в перспективе возможность успешным магистрам защитить кандидатскую диссертацию по направлению «Конкурентная разведка»?

Эта возможность есть. Ее не надо предусматривать, это право каждого человека - защищать диссертации, если он полагает, что ему это надо и он это может сделать. Но, конечно, имея специальную подготовку по Конкурентной разведке, это будет сделать проще. Есть диссертации по нашей специальности. Кстати, и итоговая работа в магистратуре называется не дипломной работаой, магистерской диссертацией, т.к. магистерская степень - это уже научная степень.

Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР), где вы состоите, существует с 2004 года. В завершении интервью расскажите, что оно дает, и какие шаги необходимо сделать, чтобы стать членом СПКР?

СПКР в материальном плане не дает абсолютно ничего, но это наглядная демонстрация того факта, что человека признали специалистом те, кто специалистами точно является. Попасть в список членов СПКР за деньги нельзя, туда включают только по профессиональным качествам. В этом главная ценность членства в СПКР - абсолютно неформального.

Стать членом СПКР можно двумя путями. Если человек известен в профессиональны кругах как специалист - тогда ему достаточно просто выразить свое желание вступить в СПКР.
Если человек неизвестен в профессиональных кругах - то ему придется убедить членов СПКР в своих профессиональных качествах. Как правило, есть два варианта: либо его кто-то из членов СПКР знает и непублично показывает доказательства профессиональной грамотности, либо соискатель должен участвовать в работе интернет-форума по конкурентной разведке и там в ходе довольно длительного общения продемонстрировать свои знания (специалист специалиста всегда видит). Гарантий приема в СПКР нет, как нет ни членских взносов, ни членских билетов. Если человек подал заявку - его кандидатура рассматривается в закрытом формате. При положительном решении, человек заносится в список членов СПКР на сайте СПКР. При отрицательном - уведомляется об отказе, также непублично.

Еще, не должно быть явно дискредитирующих сообщество поступков. Вот, пожалуй, и всё.

Беседовал Михаил Пьянков
СМИ "БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА" www.ekb-security.ru

Евгений Ющук, СМИ Безопасность бизнеса, Конкурентная разведка

Previous post Next post
Up