(Раздел из книги "Современная экономика России")
Начало -
тут
Германия
В послевоенной Германии сложилась экономическая ситуация, имеющая некоторые общие черты с экономическим положением в СССР и России конца 80-х - начала 90-х годов: огромный избыток денежной массы; острейший дефицит товаров; карточная система их распределения; длинные очереди; сильное государственное регулирование экономики (наследие режима Гитлера); глубочайшая депрессия промышленности; низкая производительность труда; бартерный способ товарообмена; огромные запасы оборотных средств, сырья и материалов на складах (как меры предосторожности в условиях всеобщей дефицитности); огромные займы у банков, финансовых групп, у населения; огромный дефицит бюджета (в конце войны общий долг в 3 раза превысил ВВП, доходная часть бюджета составляла 55% от расходной).
Были и некоторые принципиальные отличия экономики послевоенной Германии от российской экономики: рыночный характер немецкой экономики; наличие предпринимательского класса; значительный по численности средний класс; полный порядок в стране и законопослушность ее граждан, обеспеченные как менталитетом немцев, так и наличием в стране союзнических войск; отсутствие затрат на армию и вооружения. И самое важное - высокий уровень и качество немецкого человеческого капитала, сформированного и накопленного в условиях рыночной экономики и торжества закона.
Авторы «немецкого чуда» профессор Людвиг Эрхард и канцлер Конрад Аденауэр выбрали либеральную модель развития экономики с социальной направленностью.
В 1948 году они осуществили эффективную шоковую терапию (практически без существенного снижения реальных доходов основной части населения), введя новые деньги, поменяв на них старые и частично заморозив банковские вклады населения.
Людвиг Эрхард при полной поддержке Конрада Аденауэра проводил жесткую монетарную политику. Созданный ими Банк немецких земель (аналог Банка России или ЦБ РФ) проводил твердую денежную политику, избегая неоправданной эмиссии и финансирования за счет ее экономики.
Результаты решительных, грамотных и последовательных реформ сказались быстро. В стране были созданы условия для насыщения рынка товарами. Оставшаяся с войны карточная распределительная система была ликвидирована. Население поддерживало реформы, поскольку буквально с каждым месяцем видело улучшение своей жизни и безропотно переносило тяготы возрождения экономики.
Для быстрого подъема экономики правительство Аденауэра-Эрхарда:
- снизило налоги на предпринимателей и население. Снижение налогов на предпринимателей (с 65% до 50%) дало им дополнительные стимулы для расширения производства и создания новых фирм. Снижение подоходного налога на население увеличило спрос на товары вследствие повышения денежного дохода граждан. Увеличение спроса вызвало дополнительный рост предложения товаров со стороны предпринимателей и рост производства;
- кардинально снизило все непроизводительные государственные расходы, стимулируя поток средств в инвестиции. В 1948-50 гг. государство не осуществляло финансирование каких-либо новых социальных программ. Военные расходы были близки к нулю. Даже полицейские функции на первых порах осуществляли войска США, Великобритании и Франции. И это все была экономия средств, которые шли на финансирование экономики через население и предпринимателей;
- осуществило финансовую стабилизацию; институциональное и законодательное обеспечение реформ; жесткое и эффективное государственное регулирование в промышленности (под контролем американцев), поддерживая предприятия и отрасли, работающие непосредственно на потребителя. Лозунг Гитлера «Пушки вместо масла» поменяли на девиз «Масло вместо пушек»;
- возродило конкуренцию между производителями товаров;
- эффективно и грамотно использовало американскую экономическую помощь по плану Маршалла;
- твердо и уверенно проводило реформы, не взирая на сопротивление профсоюзов и крупнейших политических партий, склонных к иным формам выхода из кризиса и методам преобразования экономики (например, социал-демократическая партия выступала за экономику с социалистическим уклоном);
- разработало и реализовало налоговую систему, стимулирующую развитие частных предприятий (снизило налоги, стимулировало малый и средний бизнес, убрало на пути его развития бюрократические препоны);
- законодательно запретило эмиссию денег центральным банком, способную вызвать инфляцию;
- законодательно запретило дефицит бюджета;
- добилось быстрых и наглядных успехов в выводе экономики из кризиса, не злоупотребляя терпением граждан.
В результате экономических реформ и роста экономики в 1958 году марка ФРГ стала конвертируемой валютой, а Германия, совершив стремительный рывок, вступила в стадию технологической зрелости и эру массового потребления.
Сравним далее реформы, проведенные в Германии и в России. Перечислим вначале основные общие черты в экономике, а затем отличия.
1. Разрушенная промышленность в Германии и неэффективная отсталая промышленность в России.
2. Административно-командные методы управления милитаризованной экономикой в Германии (в меньшей степени) и в России (в большей степени).
3. Высокая инфляция и дефицит товаров.
4. Наличие в странах высококвалифицированных специалистов, квалифицированной рабочей силы (в России - в меньшей степени), общая высокая грамотность населения.
5. Высокая степень социальной защищенности населения (повышенные социальные обязательства государства).
Отличия:
- в Германии население обладало законопослушным и рыночным менталитетом, протестантской этикой высокоэффективного труда, высокой культурой труда;
- в Германии был предпринимательский класс с западной предпринимательской этикой;
- до Второй мировой войны Германия входила наряду со США и СССР в тройку ведущих научных держав мира. Основная часть крупных ученых была перемещена в США, однако научный и инновационный потенциал Германии оставался высоким;
- Германия обладала экономистами и государственными деятелями мирового уровня;
- институциональные реформы при участии США были проведены быстро и эффективно именно по причине высокого уровня и качества немецкого человеческого капитала;
- таким образом, главным и решающим фактором быстрого преодоления кризиса в Германии стал национальный человеческий капитал;
- в России менталитет населения был антирыночным, а ЧК в части рыночных составляющих низкого качества;
- в Германии были прекращены военные расходы и снижены другие государственные расходы;
- в России, по оценкам видных экономистов, реальные госрасходы до 1997 года достигали 50% и более (включая социальные расходы, расходы в субъектах федерации) от реального национального дохода;
- Эрхард, Аденауэр и американские партнеры Германии были единомышленниками в методах проведения экономических реформ, и поэтому американская помощь не проедалась, а эффективно использовалась для подъема промышленности и создания новых рабочих мест;
- в России западная помощь оказалась крайне неэффективной;
- власти Германии обладали сильной политической волей для проведения непопулярных реформ и умело проводили разъяснительные кампании среди населения;
- в России государство ослабло и не выполняло своих функций; идеология развития страны отсутствовала;
- немецкие реформаторы научно обосновали и просчитали экономические, политические и социальные последствия каждого шага реформ, при этом ненамного ошибаясь в своих прогнозах.
- Прогнозы и реальные действия, основанные на них, российских реформаторов оказались ошибочными;
- в Западной Германии состоялось покаяние нации за преступления нацистов, и была запрещена национал-социалистическая партия и фашистская идеология;
- в России произошла при переходе к рынку консолидация коммунистических и националистических сил;
- в Германии отказались от имперских устремлений и политики державности;
- в России политика державности частично сохранилась;
- в Германии поддерживался порядок, действовали и выполнялись законы, направленные на стимулирование честного труда и подъем экономики;
- в России было создано криминально-бюрократическое государство с аналогичным укладом экономики;
- власти Германии всячески заботились о повышении благосостояния бюргера. Они быстро и умело восстановили средний класс - опору цивилизованного общества;
- власти России основное налоговое бремя переложили на только-только зарождающийся средний класс, малый бизнес и средний бизнес;
- приватизация в Германии была проведена в интересах развития экономики. Устаревший завод порой продавался лишь за символическую плату - за один доллар при условии последующей его модернизации;
- в России приватизация была проведена в интересах чиновничества и советской номенклатуры;
- в Германии политика реформ проводилась жестко и последовательно;
- в России длительное время отсутствовала научно-обоснованная концепция экономических реформ;
- добиваясь быстрых локальных успехов в своей экономической политике, власти Германии поддерживали положительный тонус населения и его веру в успех реформ и демократию;
- в России власти дискредитировали перед населением основные принципы демократии, либеральные ценности, надежды на лучшее будущее демократической России. Они вогнали население в состояние длительной депрессии и апатии;
- в результате в Германии произошла консолидация населения и государства;
- в России многовековой раскол государства и населения усилился;
- власти Германии в своей политике и конкретной работе руководствовались здравым смыслом;
- власти России осуществляли свои реформы, руководствуясь чисто теоретическими моделями, плохо применимыми к российским условиям, смутными целями и неясными задачами, поступая порой вопреки здравому смыслу;
- Германия имела четкую и ясную идеологию строительства демократического и развитого государства с социально ориентированной экономикой (в разумных пределах);
- Россия не имела и не имеет пока национальной идеологии развития страны и общества, четко направленной на рост уровня и качества жизни населения. Российская идеология пока только формируется.
После воссоединения в 1990 годах обозначилась проблема снижения общего человеческого и физического капиталов Германии (на душу населения) за счет присоединения ГДР. Триллионы долларов пришлось потратить ФРГ на воссоздание развитой инфраструктуры, создание эффективных производств взамен неэффективных, на улучшение уровня и качества жизни в восточных землях.
Подчеркнем в заключение.
Главный производительный фактор выхода Германии из послевоенного кризиса - высокий уровень и качество человеческого капитала. Это был единственный реальный капитал, который остался в побежденной Германии. Он и помог немцам в короткие исторические сроки справиться с разрухой, воссоздать на новой основе германское государство, объединить немцев, создать одну из самых эффективных экономик в мире.
«Азиатские тигры»
Сингапур в ежегодных рейтингах по индексу экономической свободы неизменно в последние годы занимает первое место в мире. Экономическая свобода, благоприятная ментальность населения (около 70% населения - китайцы), выгодное географическое расположение, полностью прозападная ориентация, позволяющая покупать в развитых странах современные технологии, эффективная экономическая стратегия, направленная на создание инновационной экономики и венчурного бизнеса, привели к созданию эффективной постиндустриальной экономики и позволили войти в первую пятерку стран по ВВП на душу населения.
Низкие налоги и государственные расходы, полная экономическая свобода в сочетании с торжеством закона позволили Сингапуру в короткие исторические сроки догнать (а многие и перегнать) развитые страны по ВВП на душу населения, уровню и качеству образования, прикладной науке, венчурному бизнесу. Успех принесла грамотная и последовательная стратегия развития страны. И базой реализации этой стратегии развития, ее движущей силой явился человеческий капитал высокого уровня и качества.
Сингапур в 1826-1946 гг. был колонией Великобритании. И это сказалось на менталитете населения и его человеческом капитале. В данном случае симбиоз англосаксонской жизненной школы, включая свободу, китайское трудолюбие и предприимчивость, накопленный человеческий капитал и поддержка бывшей метрополии позволили Сингапуру войти в десятку самых развитых стран мира.
В Южной Корее в 1960-85 гг. доля инвестиций не превышали 15% от ВВП, хотя они и росли на 14% в год. Этих инвестиций было недостаточно для перехода на стадию рывка. Тем не менее, в это время формировались предпосылки для стадии рывка. В 1989 году инвестиции достигли 37% ВНП, и Южная Корея совершила рывок к самоподдерживаемому быстрому росту экономики. В настоящее время Южная Корея находится на стадии технологической зрелости.
Великобритания удвоила доход на душу населения за 60 лет, США - за 45 лет, а Южная Корея сумела это сделать за 10 лет. Темпы роста дохода на душу населения в 1965-90 гг. превышали 7%.
Как и в случае Японии и Сингапура, Южная Корея добилась своих успехов на основе накопленного ЧК. Но в отличие от Сингапура корейцы создавали свое государство в условиях политической несвободы (тоталитарного режима) и присутствия войск США (после корейской войны 1950-х годов). Накопив определенный опыт жизни в условиях экономической свободы, корейцы демократизировали свою страну. К политической свободе они пришли через экономическую свободу.
В настоящее время Южная Корея находится на стадии технологической зрелости. В 1997-98 гг. Южная Корея прошла испытание экономическим кризисом. Причина кризиса - недостатки экономической системы и, соответственно, относительная неконкурентоспособность производств, созданных в условиях слабой конкуренции и сильного госрегулирования экономики в тоталитарном государстве. Но азиатский кризис 1997-98 гг. не сказался существенно на темпах прироста ВВП Южной Кореи. Страна быстро оправилась от его последствий и продолжила свое успешное развитие.
Одновременно на основе анализа причин азиатского кризиса в Южной Корее проводятся структурные преобразования экономики. Одна из основных причин кризиса, по мнению южнокорейских экономистов, - засилье в экономике могущественных семейных кланов - чебулей, что снижает конкуренцию на рынках внутри страны и, соответственно, снижает эффективность производств и конкурентоспособность товаров. Эти корпорации, пользующиеся поддержкой правительств, стали тормозом дальнейшего развития экономики. Они стали опасным источником коррупции. Свою роль чебули на первом этапе роста экономики выполнили и были кардинально реформированы.
Правительство Южной Кореи поставило своей целью раздел семейных конгломератов, состоящих из разнородных фирм. Подобные конгломераты и создавались не на основе классических рыночных механизмов, а по семейному признаку.
Фактически, правительство Южной Кореи приступило к дальнейшей либерализации экономики через снижение прямого участия государства в экономике и повышение конкуренции на рынках. В Южной Корее пока не возникло развитое гражданское общество. В этой стране еще сравнительно недавно правили диктаторы. И это создает определенную неустойчивость в политической жизни, а через нее - и в экономике.
В 2007 году ВВП на душу населения в Южной Корее составил 24600 долл., и она вплотную приблизилась по этому показателю к развитым странам. Темпы прироста ВВП по ППС по-прежнему значительны - 4.9%, а доля инвестиций в ВВП по-прежнему велика - 27.8% (в 2007 году).
Для сравнения у Северной Кореи, где тоталитарный режим и полная несвобода, ВВП на душу населения по ППС составляет всего 1900 долл. в 2007г. - в 13 раз меньше. Эти цифры наглядно свидетельствуют о превосходстве по эффективности рыночной экономики над нерыночной экономикой и свободы в экономике над несвободой.
В чем причины успехов Китая? Ответ достаточно прост - в здравом смысле его руководителей и в менталитете трудолюбивого китайского народа. Перечислим конкретные причины:
- китайцы не стали разрушать механизм управления страной через компартию, как это произошло в России. Они сохранили сильную власть и сильное, хотя и тоталитарное государство;
- сохранили рыночный менталитет, трудолюбие и китайский человеческий капитал, поскольку при «чистом социализме» прожили сравнительно недолго (1949-1979гг.);
- выбрали очень удачную стратегию развития двух «китаев», которая обеспечила темпы прироста ВВП около 9% в год;
- удачно использовали достижения мировой экономики с учетом своей специфики (свободные экономические зоны, валютное управление, низкая инфляция, надежность банковской системы, торжество закона);
- удачно использовали свои конкурентные преимущества на мировых рынках (рыночный менталитет, дешевый и одновременно качественный труд, непритязательность и трудолюбие китайцев, обширная диаспора за рубежом, предприимчивость, стремление к заработкам за границей, национальная организованность и др.);
- сумели привлечь своих соотечественников за рубежом к процессу инвестирования экономики (по иностранным инвестициям Китай на втором месте в мире);
- почти устранились от глобальной мировой политики, за исключением вопросов, их касающихся;
- реально дали землю крестьянам и тем самым сблизили государство и население;
- Китай в своих экономических реформах опирался на китайский человеческий и физический капитал, сформированный, в том числе, за рубежом;
- китайский человеческий капитал, базирующийся на конфуцианстве, буддизме и протестантстве (зарубежные китайцы, впитавшие идеологию англосаксов) - высокого качества и уровня, что и позволяет Китаю удачно развивать свою экономику и проводить взвешенную международную политику.
Китай является единственной страной на востоке Азии, которая самостоятельно добилась выдающихся успехов в экономике.
Китай выбрал собственную оригинальную стратегию развития. И независимо от развитых стран мира создает постиндустриальную экономику, инновационную систему, венчурный бизнес и науку.
Прогнозы аналитиков и исследователей предсказывают успешное развитие Китая в ХХI веке. Оценки показывают, что Китай к 2050 году должен стать первой экономической державой мира. Т.е. будет иметь наибольший ВВП в мире. ВВП Китая по ППС в 2007г. равнялся 7.043 трлн. долл. и составил 51% от ВВП США (в 3.4 раза превзошел российский).
[1] Сайт: Инновации - инвестиции - индустрия. - Парк-медиа, 2003.- Редакция: +7 (095) 930 88 51; info@3i.ru
[2] Корчагин Ю.А. Экономика России и регионов при переходе к рынку. - Воронеж: ВЭПИ, 2002. С.250.
http://www.lerc.ru/?part=articles&art=13&page=2