Как Теодор Курентзис вернул в Москву Бога

Oct 04, 2020 16:56





Впервые появившись в Москве после локдауна, Теодор Курентзис привез с собой Бога. Как бы вы ни относились к самой раскрученной в российской симфонической среде персоне, это - поступок. И я бы даже сказал - гражданско-политическая акция.

Моя соседка по залу (при соблюдении, само собой, личной дистанции) с началом концерта решительно сорвала маску, ибо совершать путь к Господу с закрытым лицом - кощунство. А в финале несколько раз утерла слезы. По меньшей мере двое в зале, я точно знаю, - причастились.

3.10.2020. Большой зал Московской государственной консерватории. А. Шнитке. Концерт для смешанного хора на стихи Григора Нарекаци. Хор musicAeterna. Дирижер Теодор Курентзис.

1.10.2020. Московский Дом музыки. Новый зал. И.С. Бах. Семь маленьких прелюдий и фуг. В. Задерацкий. Прелюдии. А. Курбатов. «Затерянные во тьме». Р. Шуман. «Симфонические этюды». Варвара Мягкова, фортепиано.

Пояснение к концертам Курентзиса (а он исполнил сочинение Шнитке дважды кряду в один вечер) не менее значимо, чем собственно исполнение.

«Книга скорбных песнопений», третья глава коей выражена в сочинении Шнитке, была написана Григором Нарекаци в ту же пору, на которую пришлось крещение Руси князем Владимиром. Это первая важная подробность.

А вторая - этот концерт Шнитке создал в 1984-1985 годах. Именно так он официально датирован. Черточка между годами приобретает дополнительный смысл: в стране, можно сказать, безвластие, страна в тупике, и скоро придет Горбачев.



Вот такой он, Курентзис. Одним махом создал сразу две исторические аллюзии, более чем многозначительные.

Но сосредоточимся, пожалуй, на первой.

Первая часть Концерта (он хоть и хоровой, но вполне традиционный четырехчастный) абсолютно попадает в нерв момента. Россия, напялившая на свои инфопотоки еще и корону из вируса, вдобавок к прочим погремушкам, безделушкам и страшилкам… И интонация хора - медитативная, но будто втягивающаяся в ступор и опадающая… Ну да, с некоей теоретической мыслью о Боге. Помнится, нам говорили, помнится, что Бог есть; мы учили, да забыли…

А внутри этого долгого ступора - отдельный, отчаянный, первозданный прорыв женских голосов ввысь: есть, есть сила более могучая, чем ваши пресловутые президенты, губернаторы, мэры, ВОЗы и потребнадзоры - на нее, высшую силу, уповаем!

А дальше -  у Шнитке - Курентзиса совершенно потрясающе-непостижимая вторая часть Концерта. Хоровой голос то ли стонет по-дурному от ужаса, то ли трепещет-подрагивает от невыносимого гнета грехов, накопившихся и всеобщих. Словно взваливает на себя всю черноту, всю мерзость…

Когда мы с вами в последних раз слышали, чтоб хоть кто-то из власть предержащих извинился, не то что покаялся?! Да хотя бы - возьмем свежие грехи - за массу смертей, случившихся вследствие «принятых мер»? А?!

Когда мы слышали от них, строящих из себя пупов земли, о вере в силу человека, созданного по образу Божьему, - да никогда не слышали, только о болезнях да вакцинах…

Курентзис исполнил в Большом зале консерватории Концерт-призыв. Хор musicAeterna последовательно вел аудиторию за собой по пути осознания Божественного начала жизни на Земле. И женские голоса, звучавшие все шире, выше, пронзительнее и свободнее, тянули «сильный пол» за собой, и обретал наш брат мало-помалу твердость интонации и намерений.

Вот только вопрос ребром: многие ли в зале оказались готовы или хотя бы почувствовали необходимость пройти путь к Богу, начертанный Нарекаци - Шнитке - Курентзисом? При цене билета от 10 тысяч и выше?

Варвара Мягкова в фортепианной среде все прочнее создает себе репутацию того же «духа животворящего», какой пользуется Курентзис в среде симфонической. На нее, пожалуй, идут уже охотнее, чем на кого-либо другого из пианистов - если принимать в расчет собственно пианистов, а не имя-бренд.

И в эти дни получилось занятно. То ли Варвара сыграла предисловие к концерту Курентзиса, то ли дирижер дал своей программой пояснение к ее сольному выступлению.

Тайну своей программы - я бы даже сказал, свою женскую тайну - Мягкова доверила Алексею Курбатову и Роберту Шуману. С Бахом и прелюдиями Задерацкого, созданными в 30-е годы прошлого века, все было понятно.

Но дальше - загадочные курбатовские «Затерянные во тьме». Классические-не классические по форме, минималистские-не минималистские. И слышалась в них потеря всякого взаимодействия между внешним миром и личной территорией, слышался сбой встречных импульсов и хоть бы резонансной реакции.

Если я напишу - слышался системный распад ВСЕГО, это будет слишком смело, пожалуй. Но тем не менее.

И вот после этой музыки Мягкова дала Шумана. Быть может, одно из самых сочных и жизнеутверждающих сочинений творца, в целом-то склонявшегося к депрессии. «Симфонические этюды» под оживляющими все и вся Вариными пальцами обернулись бурным потоком различных жизненных состояний и обстоятельств - и они будто самым естественным образом перевоплощались, и оставалось слушателю только довериться мягковскому таланту.

Женщина, говорят, всегда остается загадкой. Настолько самостоятельная и одаренная, как Варвара Мягкова, тем паче имеет на то полное право. Коли на то пошло, Курентзис со Шнитке, если вернуться по тексту немного вверх,  вполне ее, в принципе, поддержали!

Концерт Варвары Мягковой можно послушать и посмотреть здесь https://youtu.be/aJ9aO2TcjL4

Теодор Курентзис, Варвара Мягкова, Григор Нарекаци "Книга скорбных песнопе, Альфред Шнитке, корона из вируса

Previous post Next post
Up