Бетховеном по мозгам и Шубертом по сердцу

Sep 17, 2020 13:02





Не могу вообразить ничего более парадоксального, дерзкого, а в некотором понимании даже кощунственного, чем программа, представленная Российским национальным оркестром 16 сентября в рамках его фестиваля.

«Подумать только: Бетховен умер, а столько кретинов живут…». Это эссе Э.-Э. Шмитта: https://knijky.ru/books/kiki-van-bethoven. Если вы хотите, чтобы музыка не просто в одно ухо втекала и из другого вытекала, а давала вам силу - читать обязательно! Если хотите прожить судьбу, а не просто, уж как получится, заполнить место черточки меж двумя датами.

16.09.2020. Концертный зал имени Чайковского. Ф. Шуберт. Месса № 2. Л. Ван Бетховен. Симфония № 7. Российский национальный оркестр. Дирижер Дмитрий Корчак. Государственный академический московский областной хор имени Кожевникова.

Чем пронять поредевшую, скукожившуюся, разобщенную и спеленатую по носам и ртам публику? Пожалуй, никогда еще такого рода вопрос не вырастал перед музыкантами с нынешней проблематичностью.

Разумеется, попытки припасть к заветным родникам со святой водой засчитываются.

Александр Рудин с Musica viva исполнил 12 сентября 9-ю симфонию Бетховена в традиции исторической достоверности. Я обожаю слушать этот оркестр, музыка всех времен от его прикосновения в самом деле оживает. Но здесь артисты стали заложниками переноса концерта с апреля на сентябрь. Грандиозное симфоническое завещание Бетховена обрастало двусмысленностями поверх исполнительской воли. Камерный состав на сцене. Пустоватый зал. Закрытые лица слушателей…



От истории эволюции, превращения некоего двуногого существа в Человека и благородного осознания всемирной общности, как ее чувствовал и выразил Бетховен, в этот вечер неотвратимо веяло пост-апокалиптическим. Этакий эксклюзив для тех, кто изловчился выжить…

На следующий день пианистка Екатерина Державина, признанная исполнительница Гайдна, представила в Рахманиновском зале консерватории «Семь слов Спасителя на кресте».  И здесь мне тоже услышалась некая историческая подлинность. Словно исполнительница лично наблюдает за происходящим на Голгофе и все аккуратно фиксирует - но глубинное понимание свершающегося придет в другой раз, позже.

Такое, словом, возникало чувство, будто тропы к заветным родникам в наших душах поросли коростой от проделываемой нынче над ними, душами, вивисекции.

И тут-то плетневский оркестр полоснул на поражение. Шубертом по сердцу. И Бетховеном по мозгам.

Мессу № 2 Шуберт написал в самом еще нежном возрасте и в состоянии счастливой влюбленности. Больше ему не суждено ее испытать, но свет и нежность, в благодарность Богу, пребудут в его творчестве до последней написанной ноты. В преодоление горестей и напастей. И наперекор осознанию краткости отмеренного ему бытия.

А здесь, в Мессе, -  только свет и только нежность. Только чуточные, почти неощутимые прикосновения к лепесткам розы. И только тихий восторг перед чудом Творения Божьего.

И если ты, «венец» Творенья, не умеешь уже всего этого почувствовать, и не научишься уже никогда - то какого черта ты потно и дико работаешь себе на жратву и дрожишь, как бы не сдохнуть?! А???

А дальше - 7-я Бетховена. На противоходе Шуберту. И на закольцовку. И, ну да, к пущему возмущению окарантиненных масс.

Гюльчатай, открой личико!

В 9-й у Бетховена - концепция, в 7-й - процесс. Процесс движения жизни и ничего кроме. Жизненная сила, всепобеждающая и возведенная в абсолют. Вообще я думаю, что Бетховен меньше всего был концептуалистом - и в 9-й ему просто захотелось как-то обобщить. А был он гением именно процесса. Именно сгустком живой силы, и не случайно он называл как раз 7-ю своим любимейшим детищем.

7-я - симфония-пружина. Здесь все растет, разветвляется и бурлит. Здесь каждая пауза - не более чем сжатие пружины, чтобы резче и сильнее распрямилась. Здесь даже во второй траурной части из горя утрат пробиваются росточки.

Моих знакомых что-то смутило в трактовке финала. Скрипки рубали уже по-сабельному наотмашь.  Ну да! Раз такой крутой разговор пошел - оркестр напрочь отбросил свою несравненную рафинированность.

А иначе с нами всеми нельзя. Кто-то должен был полоснуть наконец по мозгам. Хорош уже их полоскать.

Запись концерта можно посмотреть и послушать здесь https://meloman.ru/concert/xii-bolshoj-festival-rno-157970622305/

Месса Шуберта, вивсекция над душами людскими, Семь слов Спасителя на кресте, Екатерина Державина, Седьмая и Девятая симфонии Бетховена, musica viva, Российский национальный оркестр

Previous post Next post
Up