О пикантной особенности филармонических концертов с соблюдением масочного режима
Камерная музыка - редкий гость в Зале имени Чайковского, его пространство располагает к симфоническому жанру. Но в рамках цикла «Возвращение живого звука» Московская филармония обильно угостила изголодавшуюся публику музыкой интимного свойства.
Сделано все было очень достойно (филармония не понизила планку качества, выделяющую ее не только среди музыкальных-концертных организаций) - но и не без скрытого коварства.
Музыка, да, вернулась живая - а публика? Музыканты в соцсетях смахивают навернувшиеся слезы: видя перед собой безжизненные, затянутые в намордники лица, - будто перед камнями выступаем…
Нужно ведь не просто впускать музыку в уши. Важно ею дышать. Только тогда - проймет.
Так вот, «камням» были щедро дарованы романтики разных времен и народов. Что такое романтизм? Укрупнение личного, чтоб не сказать - его абсолютизация.
А в зале - не сыскать живого лица…
18.08.2020. Ансамбль, ведомый Валентином Урюпиным (кларнет). Ф. Шуберт. Октет.
19.08.2020. Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова. Ф. Шуберт. Симфония № 8. Дирижер Василий Петренко.
20.08.2020. Квартет имени Ойстраха, Андрей Гугнин (фортепиано). И. Брамс. Фортепианный квинтет фа минор. С. Франк. Фортепианный квинтет фа минор.
27.08.2020. Борис Березовский(фортепиано), Павел Милюков(скрипка), Александр Князев(виолончель). А. Скрябин. Пьесы; Фантазия си минор для фортепиано. Л. Ван Бетховен. Соната № 7 для скрипки и фортепиано до минор. Д. Шостакович. Фортепианное трио № 1 до минор.
В серии камерных концертов мне слышалось порой единое целостное сочинение.
Об изумительно концептуальной, обобщающей суть и природу происшедшего и происходящего со всеми нами, программе Филиппа Чижевского я написал отдельно. Что дальше?
Переливающийся светлыми гармониями октет Шуберта. Как точка отсчета.
Квинтеты Брамса и Франка. И вот тут-то стало критически важно - просто слушать ушами или этой музыкой дышать!
Если одними ушами, тогда оба позднеромантических опуса, одной тональности и написанные с разницей всего в 15 лет, могли показаться почти не различимыми. Лирического героя затягивает некий сторонний энергопоток - и никуда ему от этого не деться.
Но если музыкой дышать - все совсем не так.
Брамса до сих пор играют много и повсюду. Его музыка признана этаким этическим эталоном для старушки Европы. А вот замечательный русский композитор Николай Мясковский, по-моему, сильно недооцененный, называл звукообразы этого немецкого классика «окаменелостями». И уникальный квартет Ойстраха, где каждый инструмент достигает максимальной выразительности, только подчеркнул: при всех технических достоинствах опуса и при завидном эмоциональном градусе, слышится здесь только одно - за все хорошее против всего плохого. Как у толкающего речь на собрании «правильного» комсорга советских времен.
Мне даже подумалось: в этой упаковке Брамс равно убедительно мог поведать, допустим, о контрастах меж медовым месяцем и последовавшим «быт заедает». Или о постигшем богача банкротстве.
А у Франка - негасимый трепет живой души. Ее самоценность и стойкость. Ее неповторимая интонация. И она, душа, готова у Франка напружиниться, чтобы себя сохранить. И звучит в его квинтете героическая драма о высших ценностях, накрываемых поветрием, - но они не сдаются!
А дальше Скрябин. Сперва, в представленной конструкции Бориса Березовского, похожий на Дебюсси, - стоп-кадры человеческой сущности; а потом на Шопена - порыв воли.
Скрипичная соната Бетховена в этот раз обернулась мостиком. Изначально задушевная скрипка Павла Милюкова то подхватывала резонанс от звучавшего не без колкости рояля, то пыталась как-то возражать его императиву - но в конце концов подчинилась его властной воле.
И вот здесь взял слово Шостакович. Юный, 17-ти лет всего… Зверски ощетинилось фортепиано, гулко роптала в ответ виолончель Александра Князева. Будто злющий и неотразимый осиный рой накинулся на нежную юную душу, едва успевшую себя осознать…
Так и хочется написать: началу учебного года посвящается. В смысле - новым правилам организации учебы.
А вот теперь - квинтэссенция услышанного и написанного. В самой сердцевине камерной августовской программы Василий Петренко исполнил с симфоническим оркестром Светланова Неоконченную симфонию Шуберта. Актуализировав ее до оголенного нерва.
И здесь контраст достиг уже пугающей выразительности. Контраст между живым и мертвящим.
На ту чарующую шубертовскую гармонию, с какой начинался камерный цикл, здесь надвигалась стена. С посвистом и ревом. Поступью Каменного гостя.
Живое затихало и замирало в нерешительности.
Но последнее слово Шуберт и Петренко оставили в тот вечер все же за живым. Только произнесено оно было очень задумчиво и едва слышно.
Посмотреть и послушать рецензируемые концерты можно здесь:
https://meloman.ru/concert/gosorkestr-rossii-imeni-efsvetlanovavasilij-petrenko-aleksandr-ramm/ https://meloman.ru/concert/kvartet-imeni-davida-ojstraha-andrej-gugnin/ https://meloman.ru/concert/pavel-milyukov-aleksandr-knyazev-boris-berezovskij/